Взаимодействие с семьями по вопросам организации коммуникативного развития детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Взаимодействие с семьями по вопросам организации коммуникативного развития детей дошкольного возраста / Т. В. Тюкалова, С. П. Малеева, Н. П. Белинова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 270-272. — URL: https://moluch.ru/archive/386/84909/ (дата обращения: 18.01.2022).



Сегодня в обществе идет новая система дошкольного образования. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание стало уделяться взаимодействию дошкольного учреждения с родителями.

Однако практика показывает, что родители не считают нужным участвовать в педагогическом процессе.

В соответствии с этим мы считаем актуальной проблему с родителями. Донести до родителей необходимость быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

Ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если педагоги и родители будут действовать согласованно.

Родители должны быть заинтересованы, в развитии, социализации детей, и побуждать их принимать активное участие в жизни детского сада для развития их детей.

Активная позиция дошкольного учреждения во взаимодействии с семьей предполагает дифференцированное влияние на родителей. Она не только обеспечивает повышение педагогического потенциала семьи, но и имеет прямое воздействие на изменение уровня воспитания и развитая дошкольника. Таким образом, наиболее конструктивной формой взаимодействия семьи и педагогического коллектива является сотрудничество. Анализ литературы дает основание рассматривать сотрудничество как согласованную деятельность по достижению совместных целей и результатов, в которой творческие способности и возможности партнеров реализуются наиболее полно и достигают качественно нового уровня развития.

Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении вопросов коммуникативного развития детей. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие.

Решая задачи по развитию коммуникативных навыков, использовали инновационные формы взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников:

– возрождаем традиций семейного воспитания,

– вовлекаем родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям,

– организуем семейные досуги.

Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи для решение задач по коммуникативному развитию детей. В ДОУ начали активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей:

– «Круглый стол»;

– тематические выставки; «Как жили в старину»

– соцобследование, диагностика, тесты, опрос;

– консультации специалистов;

– устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице;

– семейные проекты «Генеалогическое древо»;

– открытые занятия для просмотра родителей;

– интеллектуальные ринги детей и родителей;

– интервью с родителями и детьми на определенные темы;

– родительская гостиная;

– аукцион секретов воспитания коммуникативных навыков и др.

Необходимо отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны:

– положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги в свою очередь заручены пониманием со стороны родителей в большинстве проблем (от материальных до хозяйственных и многих других). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;

– учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе. Что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;

– возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;

– укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;

– возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

При изучении вопросов, касающихся взаимодействия родителей и дошкольного образовательного учреждения и родителей по вопросу коммуникативного развития детей в ходе анкетировании, было установлено, половина родителей составляет заинтересованную группу.

Однако взаимоотношения между дошкольным учреждением и семьей по информационно-просветительскому блоку большинство родителей предпочли традиционные — родительские собрания и индивидуальные беседы со специалистами детского сада.

Настораживает тот факт, что большая часть семей не имеют взаимопонимания с супругами в вопросах коммуникативного развития речи детей, но при этом часть считают именно себя ответственными за развитие речи ребенка, а пятая часть родителей считает ответственным педагогов дошкольного образовательного учреждения.

В целом отмечается общий позитивный потенциал в отношении взаимодействия родителей и ДОУ в вопросах развития их детей: родители заинтересовались в сотрудничестве с дошкольным образовательным учреждением, при этом существует родительская группа, которые хотят активного взаимодействия с детским садом в виде как традиционных, формах взаимодействия, так и партнерских отношениях.

На основе философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит, за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие педагогические институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Педагогическое сопровождение семьи на этапе предшкольного образования детей является реальным инструментом в решении воспитательных проблем связанных с развитие коммуникативных навыков. Использовать потенциал семьи способствующие эффективному развитию детей, в том числе по формированию у него коммуникативной культуры общения, являющий необходимым условием для полноценной работы по развитию речи воспитанников.

Таким образом, проведенная нами работа по, «взаимодействию с семьями по вопросам организации коммуникативного развития у детей старшего дошкольного возраста» в процессе взаимодействия с родителями дала положительные результаты.

Приложение 1

Анкета для родителей.

Уважаемые родители, для улучшения работы нашего дошкольного образовательного учреждения просим вас ответить на следующие вопросы:

— Следите ли Вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения по вопросам коммуникативных навыков?

— Читаете ли Вы книги по коммуникативному развитию?

— Какие вопросы развития речи остаются для Вас менее изученными?

– Взаимоотношения между детьми и родителями во время общения (коммуникации).

– Создание положительной мотивации к речевым играм, занятиям.

– Правильная организация занятий, способствующих речевому развитию ребенка.

Развитие самостоятельности ребенка при работе с речевым материалом).

Другое.

— В каких педагогических процессах Вы хотели бы получать информацию о развитии речи своих детей?

– На занятиях.

– На родительских собраниях.

– В индивидуальных беседах со специалистами.

– Другое.

— Какой форме развития коммуникативных навыков Вашего ребенка Вы отдаете предпочтение?

– Занятия с родителями.

– Индивидуальные занятия.

– Подгрупповыми занятиями.

– Групповые занятия.

– Развитие мелкой моторики.

– Другое.

— Единодушны ли Вы с супругом в вопросах развития коммуникативных навыков ребенка?

— Кого Вы считаете ответственными за взаимодействия со сверстниками и взрослыми коммуникативного общения ребенка?

– Родителей.

– Государство.

– Воспитателей (ДОУ).

— Считаете ли Вы, что понимаете своего ребенка?

Спасибо!

Литература:

  1. Тютрина, Г. А. Включение родителей в процесс сопровождения речевого развития детей младшего дошкольного возраста: Совместная работа педагогов логогрупп ДОУ / Г. А. Тютрина // Логопед. — 2008. — № 2. — С. 14–19.
  2. Шипицына, Л. М. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3–6 лет) / Л. М. Шипицына [и др.]. — Детство-Пресс, 2010. — 384 с.
  3. Меренков А. В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе / А. В. Меренков. — Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2010.
  4. Петрущенко Н. А. Детский сад и семья — взаимодействие и сотрудничество / Н. А. Петрущенко, Н. Е. Зенченко // Воспитатель ДОУ. — 2013.
  5. Клюева Н. В., Филиппова Ю. В. Общение детей 5–7 лет. Ярославль, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): Родитель, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное учреждение, ребенок, взаимодействие, воспитание детей, детский сад, коммуникативное развитие детей, развитие, коммуникативное развитие.


Задать вопрос