В современном обществе вновь происходит осознание того, как важно воспитывать еще с детства гражданские качества личности. Необходимость целенаправленной работы по гражданско-правовому воспитанию отмечается не только в нормативных документах, но и в запросах социума. Так, например, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) делается акцент на признании «детства как важного этапа в общем развитии человека» (пункт 1.2.1), вместе с тем отмечается важность «развития…каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» (пункт 1.6.4).
Уже в дошкольном возрасте возможно и необходимо правовое воспитание, закладывание основ гражданственности. Наша система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Но согласитесь, что без привлечения родителей этот процесс будет неполным и не приведет к достижению желаемых результатов.
Семья — это то окружение ребенка, которое воздействует на процесс его развития всю жизнь. Привлекая родителей к правовому воспитанию детей, детский сад формирует у них понимание, что именно они являются гарантом прав маленького ребенка. К сожалению, родители по-разному понимают права детей. Кто-то уважает их права и осознает, что их несоблюдение может привести не только к привлечению к ответственности, но и к нарушению полноценного развития ребенка. Другие имеют слишком поверхностные представления о правах детей и необходимости их соблюдения. Кто-то же и вовсе нарушает права ребенка и не задумывается о последствиях.
Детский сад может стать важным звеном, влияющим на защиту прав ребенка. Именно сотрудничество ДОУ и семьи, построенное на взаимопомощи и взаимоуважении, направленное на осуществление педагогической поддержки семьи, формирование их родительской позиции и оказание помощи в осуществлении родительских функций, поможет полноценному развитию ребенка как личности. Такое взаимодействие эффективно и в рамках правового воспитания дошкольников. Ведь все те знания и представления о своих правах, которые дети получат в детском саду, могут быть применены на практике лишь в семье или при помощи родителей.
Формы работы с семьей в рамках правового воспитания могут быть как традиционными (анкетирование, консультации, родительские собрания), так и нетрадиционными (круглый стол, создание чек-листов по соблюдению прав детей, дебаты и т. д.). Но главной формой будет взаимодействие, сотрудничество, согласованные шаги между педагогами и родителями, которые ведут к пониманию ребенком своих прав. Какие это шаги и как их применять на практике? Ярким примером может послужить то, как после получения знаний о своих правах на НОД или в совместной деятельности в детском саду, ребенок закрепляет эти знания при помощи родителей, с которыми предварительно поработал педагог. Он донес до них ту же информацию, которую услышали дети, и порекомендовал самые эффективные формы организации деятельности дошкольников, направленные на закрепление полученных знаний и применение их на практике.
Примерное перспективное планирование деятельности детей подготовительной к школе группы и сотрудничеству с родителями по правовому воспитанию:
Месяц |
Тема |
Работа с детьми |
Работа с родителями |
Сентябрь |
«Твои и мои права» |
Д/и «Я имею право», «Разрешено-запрещено», «Права детей и взрослых». Беседы на тему «Я имею право», «Я не должен» |
Анкетирование «Знаете ли вы права ребенка?». Информационный стенд «Правам ребенка посвящается» |
Октябрь |
«Право на имя» |
Д/и «Обратись по имени», «Назови меня ласково, «Найди пару», «Назови по-другому». Беседы и НОД на тему «Что означают наши имена». Развлечение «Праздник имён» |
Детско-родительский проект «Что означает мое имя». Встреча с психологом и социальным педагогом «Знаем ли мы права и обязанности детей» |
Ноябрь |
«Право жить в семье» |
Беседы и НОД на тему «Моя семья». Сюжетно-ролевые игры «Семья» с различными вариантами проигрывания. Д/и «Кем ты приходишься своим родным», «Обязанности в семье», «Образуй отчество». Праздник «Мама, папа, я — дружная семья» |
Совместное составление родословной семьи. Чек-лист по составлению родословной. Выставка семейных фотографий. Совместный праздник «Мама, папа, я — дружная семья» |
Декабрь |
«Право на гражданство» |
Беседы и НОД на тему «Я — гражданин России». Д/и «Символика Российской Федерации», «Наша страна» |
Брифинг «Защитим наших детей от…». Памятка «Заповеди мудрых родителей» |
Январь |
«Право на досуг и отдых» |
Беседы и НОД на тему «Как мы отдыхаем». Составление рассказов по семейным фотографиям «Мы на отдыхе». Экскурсии по городе или за город. |
Выставка семейных фотографий «Мы на отдыхе». Организация совместной выездной экскурсии за город или в пределах города. Рекомендации об организации совместного досуга и отдыха. |
Февраль |
«Право на медицинское обслуживание» |
Беседы и НОД на тему «Здоровье — бесценный труд». Экскурсии в медицинский кабинет, аптеку, на стадион. Ежедневное проведение утренней гимнастики с родителями. Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Скорая помощь». |
Проведение зарядок с привлечением родителей. Папки-передвижки о сохранении здоровья детей. Фото-конкурс «Мы за здоровый образ жизни». Организация встречи с мед.сестрой и врачом для обсуждения вопросов о медицинском обслуживании детей. |
Март |
«Право на образование» |
Беседы и НОД на тему «Грамоте учиться всегда пригодится». Сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «Школа». Свободное творчество на тему «Школа моей мечты» |
Стенгазета «Наши мамы и папы — школьники». Организация встречи с учителем начальных классов для обсуждения вопроса поступления в школу. |
Апрель |
«Право на культуру, национальность, родной язык» |
Беседы и НОД на тему «Мы — дети разных национальностей». Д/и «Наши соседи», «Народы нашей страны». Презентация детско-родительских проектов «Мы все разные» |
Детско-родительский проект «Мы все разные» |
Май |
«Книга прав» |
Итоговая викторина «У меня есть права». Составление совместной «Книги прав» |
Круглый стол «Детям — счастливое детство». Чек-лист «Соблюдаем права ребенка» |
На самом деле, это долгий и многогранный процесс, который нельзя уместить в рамки одной статьи. Он зависит от разных факторов, начиная от индивидуальных потребностей семьи и заканчивая внешними факторами, влияющими на сам процесс. Но конечная цель одна — гармонично развитая личность, которая знает свои права и не нарушает чужие, умеет выстраивать отношения с самим собой и с социумом.
Литература:
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
- Правовое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации / В. М. Сапогов // Псков: ПОИПКРО — 2008–159 с.
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) — URL: https://ciur.ru/srp/srp_ds33/DocLib11/Федеральный %20государственный %20образовательный %20стандарт %20дошкольного %20образования.pdf
- Соловей С. А., Львов Т. Н., Дубко Г. И. Реализация Конвенции о правах ребенка в дошкольных образовательных учреждениях. / Андрюкова Е. А. // М.; Педагогическое общество России — 2005–80 с.