Сотрудничество с семьями воспитанников в рамках правового воспитания детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (416) май 2022 г.

Дата публикации: 29.05.2022

Статья просмотрена: 88 раз

Библиографическое описание:

Лесникова, Е. В. Сотрудничество с семьями воспитанников в рамках правового воспитания детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Лесникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 459-461. — URL: https://moluch.ru/archive/416/92166/ (дата обращения: 16.12.2024).



В современном обществе вновь происходит осознание того, как важно воспитывать еще с детства гражданские качества личности. Необходимость целенаправленной работы по гражданско-правовому воспитанию отмечается не только в нормативных документах, но и в запросах социума. Так, например, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) делается акцент на признании «детства как важного этапа в общем развитии человека» (пункт 1.2.1), вместе с тем отмечается важность «развития…каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» (пункт 1.6.4).

Уже в дошкольном возрасте возможно и необходимо правовое воспитание, закладывание основ гражданственности. Наша система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Но согласитесь, что без привлечения родителей этот процесс будет неполным и не приведет к достижению желаемых результатов.

Семья — это то окружение ребенка, которое воздействует на процесс его развития всю жизнь. Привлекая родителей к правовому воспитанию детей, детский сад формирует у них понимание, что именно они являются гарантом прав маленького ребенка. К сожалению, родители по-разному понимают права детей. Кто-то уважает их права и осознает, что их несоблюдение может привести не только к привлечению к ответственности, но и к нарушению полноценного развития ребенка. Другие имеют слишком поверхностные представления о правах детей и необходимости их соблюдения. Кто-то же и вовсе нарушает права ребенка и не задумывается о последствиях.

Детский сад может стать важным звеном, влияющим на защиту прав ребенка. Именно сотрудничество ДОУ и семьи, построенное на взаимопомощи и взаимоуважении, направленное на осуществление педагогической поддержки семьи, формирование их родительской позиции и оказание помощи в осуществлении родительских функций, поможет полноценному развитию ребенка как личности. Такое взаимодействие эффективно и в рамках правового воспитания дошкольников. Ведь все те знания и представления о своих правах, которые дети получат в детском саду, могут быть применены на практике лишь в семье или при помощи родителей.

Формы работы с семьей в рамках правового воспитания могут быть как традиционными (анкетирование, консультации, родительские собрания), так и нетрадиционными (круглый стол, создание чек-листов по соблюдению прав детей, дебаты и т. д.). Но главной формой будет взаимодействие, сотрудничество, согласованные шаги между педагогами и родителями, которые ведут к пониманию ребенком своих прав. Какие это шаги и как их применять на практике? Ярким примером может послужить то, как после получения знаний о своих правах на НОД или в совместной деятельности в детском саду, ребенок закрепляет эти знания при помощи родителей, с которыми предварительно поработал педагог. Он донес до них ту же информацию, которую услышали дети, и порекомендовал самые эффективные формы организации деятельности дошкольников, направленные на закрепление полученных знаний и применение их на практике.

Примерное перспективное планирование деятельности детей подготовительной к школе группы и сотрудничеству с родителями по правовому воспитанию:

Месяц

Тема

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

«Твои и мои права»

Д/и «Я имею право», «Разрешено-запрещено», «Права детей и взрослых». Беседы на тему «Я имею право», «Я не должен»

Анкетирование «Знаете ли вы права ребенка?». Информационный стенд «Правам ребенка посвящается»

Октябрь

«Право на имя»

Д/и «Обратись по имени», «Назови меня ласково, «Найди пару», «Назови по-другому». Беседы и НОД на тему «Что означают наши имена». Развлечение «Праздник имён»

Детско-родительский проект «Что означает мое имя». Встреча с психологом и социальным педагогом «Знаем ли мы права и обязанности детей»

Ноябрь

«Право жить в семье»

Беседы и НОД на тему «Моя семья». Сюжетно-ролевые игры «Семья» с различными вариантами проигрывания. Д/и «Кем ты приходишься своим родным», «Обязанности в семье», «Образуй отчество». Праздник «Мама, папа, я — дружная семья»

Совместное составление родословной семьи. Чек-лист по составлению родословной. Выставка семейных фотографий. Совместный праздник «Мама, папа, я — дружная семья»

Декабрь

«Право на гражданство»

Беседы и НОД на тему «Я — гражданин России». Д/и «Символика Российской Федерации», «Наша страна»

Брифинг «Защитим наших детей от…». Памятка «Заповеди мудрых родителей»

Январь

«Право на досуг и отдых»

Беседы и НОД на тему «Как мы отдыхаем». Составление рассказов по семейным фотографиям «Мы на отдыхе». Экскурсии по городе или за город.

Выставка семейных фотографий «Мы на отдыхе». Организация совместной выездной экскурсии за город или в пределах города. Рекомендации об организации совместного досуга и отдыха.

Февраль

«Право на медицинское обслуживание»

Беседы и НОД на тему «Здоровье — бесценный труд». Экскурсии в медицинский кабинет, аптеку, на стадион. Ежедневное проведение утренней гимнастики с родителями. Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Скорая помощь».

Проведение зарядок с привлечением родителей. Папки-передвижки о сохранении здоровья детей. Фото-конкурс «Мы за здоровый образ жизни». Организация встречи с мед.сестрой и врачом для обсуждения вопросов о медицинском обслуживании детей.

Март

«Право на образование»

Беседы и НОД на тему «Грамоте учиться всегда пригодится». Сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «Школа». Свободное творчество на тему «Школа моей мечты»

Стенгазета «Наши мамы и папы — школьники». Организация встречи с учителем начальных классов для обсуждения вопроса поступления в школу.

Апрель

«Право на культуру, национальность, родной язык»

Беседы и НОД на тему «Мы — дети разных национальностей». Д/и «Наши соседи», «Народы нашей страны». Презентация детско-родительских проектов «Мы все разные»

Детско-родительский проект «Мы все разные»

Май

«Книга прав»

Итоговая викторина «У меня есть права». Составление совместной «Книги прав»

Круглый стол «Детям — счастливое детство». Чек-лист «Соблюдаем права ребенка»

На самом деле, это долгий и многогранный процесс, который нельзя уместить в рамки одной статьи. Он зависит от разных факторов, начиная от индивидуальных потребностей семьи и заканчивая внешними факторами, влияющими на сам процесс. Но конечная цель одна — гармонично развитая личность, которая знает свои права и не нарушает чужие, умеет выстраивать отношения с самим собой и с социумом.

Литература:

  1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
  2. Правовое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации / В. М. Сапогов // Псков: ПОИПКРО — 2008–159 с.
  3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) — URL: https://ciur.ru/srp/srp_ds33/DocLib11/Федеральный %20государственный %20образовательный %20стандарт %20дошкольного %20образования.pdf
  4. Соловей С. А., Львов Т. Н., Дубко Г. И. Реализация Конвенции о правах ребенка в дошкольных образовательных учреждениях. / Андрюкова Е. А. // М.; Педагогическое общество России — 2005–80 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, беседа, правовое воспитание, детско-родительский проект, дружная семья, круглый стол, организация встречи, полноценное развитие ребенка, помощь родителей.


Похожие статьи

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

Взаимодействие с семьями по вопросам организации коммуникативного развития детей дошкольного возраста

Взаимодействие педагога с родителями с целью речевого развития детей дошкольного возраста

Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Использование печатной продукции в педагогическом взаимодействии с семьями детей дошкольного возраста

Взаимодействие детского сада с родителями воспитанников по вопросам речевого развития детей раннего возраста

Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста

Взаимодействие детей младшего и старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

Организация семейного клуба как формы взаимодействия с семьями воспитанников в развитии игровой деятельности дошкольников

Похожие статьи

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

Взаимодействие с семьями по вопросам организации коммуникативного развития детей дошкольного возраста

Взаимодействие педагога с родителями с целью речевого развития детей дошкольного возраста

Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Использование печатной продукции в педагогическом взаимодействии с семьями детей дошкольного возраста

Взаимодействие детского сада с родителями воспитанников по вопросам речевого развития детей раннего возраста

Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста

Взаимодействие детей младшего и старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

Организация семейного клуба как формы взаимодействия с семьями воспитанников в развитии игровой деятельности дошкольников

Задать вопрос