Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык — умение общаться с другими людьми. Чем богаче и правильней речь индивидуума, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в получении информации, в оперировании ею, полноценнее будут его взаимоотношения с окружающим миром. Кроме-того речь является средством регуляции психической деятельности человека. Она организует процессы памяти и восприятия, играет существенную роль в формировании и протекании волевых процессов, эмоциональных переживаний. Этим объясняется большое внимание, которое уделяется проблеме речи в общей, специальной психологии и педагогике.
Перед маленьким ребенком стоит большая, важная задача — овладеть искусством правильно и понятно выражать свои мысли, усвоить все богатство и многообразие родного языка. Основы пользования речью, ее развитие на ранний период детства. Именно в этом возрасте закладывается тот базис, на котором в дальнейшем ребенок будет строить всю свою жизнь в социуме.
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены целевые ориентиры раннего возраста, в числе которых: ребенок «владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек»; «стремится к общению с взрослыми»... [2]
В стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года отмечено, что должны быть созданы условия для повышения у детей уровня владения русским языком навыками коммуникации; эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного; создания условий для сохранения, поддержки и развития культурных традиций и народного творчества.
К сожалению, специалисты отмечают слабое речевое развитие современных детей. Малыши поздно начинают говорить, их речевая активность на низком уровне, а речь бедна и примитивна. Причины, сопутствующие этому процессу разнообразны: усиленное снижение культуры общения, ухудшение здоровья детей, уменьшение общения взрослых и детей, появление смартфонов.
Работая воспитателем группы раннего возраста, я уделяю особое внимание речевому развитию своих воспитанников. Программой «От рождения до школы» предусмотрено решение следующих задач:
- Создание развивающей речевой среды.
- Формирование словаря.
- Воспитание звуковой культуры речи.
- Развитие грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
- Приобщение к художественной литературе.
В группе проводится активная работа по речевому развитию малышей.
Я использую:
— игры на развитие мелкой моторики рук;
— пальчиковые игры;
— дидактические игры и упражнения;
— инсценировка сказок;
— чтение художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;
— игры-забавы и хороводы.
В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю — в детском саду, родителям и близким — в семье. Поэтому моя работа по речевому развитию детей строится в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.
Взаимодействие с родителями осуществлялось в следующих направлениях:
— педагогический мониторинг;
— педагогическая поддержка и образование;
— совместная деятельность педагогов и родителей [4]
В начале года с целью выявления уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей было проведено анкетирование.
Оказывая педагогическую поддержку в вопросах развития речи детей, подготовила информационный материал «Литература для чтения малышам», Значение малых фольклорных форм для развития речи детей раннего возраста». Проводила индивидуальные беседы на темы «Дефицит общения — проблема развития речи детей», «Роль родителей в звуковой культуре речи», «Развитие речи дошкольников через речевые игры и упражнения», «Особенности развития речи детей в раннем возрасте» [1].
Было проведено родительское собрание на тему «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада», на котором были рассмотрены следующие вопросы:
— развитие коммуникативных качеств детей;
— создание речевой среды дома;
— знакомство с речевыми играми;
— показ артикуляционных упражнений;
— рекомендации по развитию речи детей.
Помимо очных встреч по взаимодействию с родителями мною активно использовался дистанционный формат общения. Используя приложение — мессенджер «Вайбер» провела мастер класс «С мамой играем — речь развиваем», не котором родители познакомились с разновидностями сенсорных игр, подбором сенсорных игрушек и научились создавать такие игры своими руками.
В режиме онлайн-конференции была проведена встреча с родителями под условным названием «Игротека». В процессе конференции родители делились опытом использования игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук малышей. Во время конференции ими были показаны элементы массажа кистей рук ребенка, лепка из соленого теста, игры с пуговицами и бусинами, пальчиковая гимнастика. Также мамы представили игры с крупой и макаронами, созданные своими руками из подручных средств.
Одной из самых интересных форм совместной деятельности с семьями воспитанников стала групповая стенгазета. Каждый выпуск состоял из семейных фотографий на заданную тему: «Во саду ли в огороде», «Мой домашний питомец», «Здравствуй, Новый год!», «Мой папа — самый лучший», «Моя мама — лучше всех» и т. д. Газета стала для ребят ярким стимулом к общению. Например, рассматривая знакомые фотографии ребенок доступным языком пытается рассказать о своей семье, об увлечениях родителей, о традициях и праздниках. Разглядывая фотографии своих друзей, комментирует («маленький», «красивый»), задает элементарные вопросы («Кто это?»), выражает эмоции.
Очень значимой для группы оказалась акция «Книжка напрокат». Ведь художественной литературе отводится особое место в развитии речи детей.
Малыши имели возможность практически ежедневно знакомиться с новой книгой, любоваться яркими иллюстрациями, узнавать и запоминать новые слова. Через книгу ребенок воспринимал различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты, которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях). Кроме того, благодаря данной акции, дети учились бережному отношению к книге.
Одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями — театрализованные игры и развлечения. Театрально-игровая деятельность сочетает большое количество средств и способов развития речевых способностей детей. Играя в театр, малыш создает свой образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность. Родители принимали активное участие в подготовке праздников. Разучивали с детьми стихи, готовили костюмы, оформляли зал по теме развлечения [3].
В результате проведения совместной работы с семьями воспитанников были отмечены значительные улучшения в речевом развитии детей 2–3 лет. Малыши сопровождают речью игровые и бытовые действия. По просьбе взрослого они свободно проговаривают слова и фразы. Способны отвечать на простейшие вопросы взрослого. Активный словарь детей обогатился за счет малых форм фольклора. Большинство воспитанников могут рассказать об изображенном на картинке или о событии из личного опыта.
Опыт работы с родителями показал, что современные формы взаимодействия эффективны. Сотрудничество воспитателей детского сада и семьи дает положительные результаты. Родители являются не пассивными наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса в ДОУ.
Литература:
- И. Л. Кириллов. Реализация образовательной области «Речевое развитие». Методические рекомендации, Самара: Вектор 2020, Текст: Электронный, ISBN 978–5-6044835–6-5; Серия «Воспитатели России».
- ФГОС Министерство образования и науки Российской т федерации от 17 октября 2013 года № 1155.
- Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. -М.: Мозаика-Синтез, 2007–2010
- Н. Е. Вераквы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой «От рождения до школы» инновационная программа дошкольного образования от рождения до школы. Мозаика-Синтез, Москва 2019.