В этой статье хотелось бы поговорить о нашем развитии и жизни в мамином животе.
Для людей важно посмотреть на происходящее со стороны, как наблюдатель, представить ситуацию и порой обратить внимание на свою реакцию. Из увиденного и услышанного мы можем извлечь огромную пользу для себя, потому что, обращая внимание на то как мы реагируем на происходящее мы можем разобраться в своих переживаниях.
Каждый из нас приобретает свой опыт в своей родительской системе, родители у своих родителей и так до седьмого поколение, т. е. приобретаем опыт рода, опыт проживания внутриутробного развития, опыт детства, опыт взросления (подростковый возраст). Мы привыкли смотреть на мир, на других людей, на какие-то происходящие ситуации, да и на себя через призму своего видения, чувствования и ощущения. А то, что ощущения и чувства по отношению к одной и той же ситуации у всех абсолютно разные мы не обращаем на это внимание. Часто думаем, а иногда посмеиваемся над другими людьми, почему они так реагируют? Взять, к примеру, любой фильм. Одни смотрят и реагируют, на ситуацию, происходящую в фильме нейтрально, а другие, как будто сами становятся участниками событий, проживают проблемы героев, боль и страдание. Создается впечатление, что это с ними происходит на самом деле? Хотя в реальности этого нет. Дело в том, такая реакция возможна! Ведь действительно у этого человека в голове есть такая информация о похожих событиях. Наше тело и мозг всё помнят. Мозг помнит то, что происходило в роду по линии отца и по линии матери, из маминого живота, из детства. Как будто создали файл и добавили туда важный материал.
Сегодня на примерах нескольких случаев хотелось бы показать, как откликаются во взрослой жизни переживания и страдания в самый первый период нашей жизни в лоно матери. Ведь мы там находимся девять месяцев (40–41 неделю), это внутренний мир человека — важный и определенный период начала нашей жизни. Хотя отсчет ведется только после нашего рождения.
У нас нет задачи разбирать патологию развития, или рождение раньше срока, или что происходит с переношенными детьми (об этом можно поговорить в следующих статьях). Просто показать, как этот период развития человека сказывается на нашу дальнейшую жизнь, на нашу взрослую жизнь. Как ситуации из жизни становятся триггером такого травматического события.
Ситуация 1. На приеме была женщина 42-х лет, которая рассказала свою историю жизни. Раньше, когда она была ребенком она обожала купаться в речке у бабушки в деревне с подружками. В подростковом возрасте не раз ездила с родителями на море и плавала с отцом на перегонки, заплывая далеко от берега и абсолютно ничего не боялась. Но два года назад, уже будучи взрослой женщиной с мужем, с детьми и с друзьями, которые тоже были со своими детьми, она поехала на море, где произошла ситуация после, которой больше не могла заходить и плавать в любом водоеме из-за панического страха.
А случилось это так (ситуация): всей компанией они вошли весело в море, дети барахтались возле берега, а взрослые? Кто нырял, кто поплыл к буйкам, кто лежал на спине, а наша героиня поплыла к буйкам. Когда она возвращалась обратно и уже осталось не так далеко до берега один из друзей незаметно подплыл к ней под водой схватил ее за ногу потянул вниз под воду. Она от страха чуть не утонула т. к. её тело в одно мгновение как будто парализовало, и она не могла двигаться. Эта шутка чуть не стоила ей жизни. Хорошо заметили другие и помогли ей добраться до берега. В буквальном смысле слова её вытащили чуть живую из воды, и она долгое время не могла прийти в себя. Через некоторое время она немного успокоилась. До конца отпуска оставалось ещё 10 дней. Тот человек, который сделал это умолял её о пощаде, бесконечно просил прощения, а остальные уговаривали, что будут рядом, чтобы она не боялась плавать. Но все было напрасно! Она так и не смогла больше зайти в воду — как отрезало. Два года после этого случая она никуда не ездила: ни к морю, ни к реке, ни на озеро. Потому что как только подходила к воде появлялся панических страх смерти, который сковывал тело, от этого начинало сильно колотиться сердце, дыхание становилось поверхностным иногда появлялся холодный липкий пот.
Когда мы стали разбирать, что же этому поспособствовало, выяснилась очень серьезная вещь. Часто родители скрывают от своих детей их появление на свет. С одной стороны, это дело матери, это её жизнь и судьба, это её выбор, а с другой? Не в чем неповинный будущий ребенок страдает. И триггером сработала именно та ситуация на море с друзьями.
Мама этой женщины была жива, и она рассказала ей свою тайну. Будучи молодой девушкой, она познакомилась с молодым человеком. Для неё это были серьезные отношения, которые привели к интимной близости. Но произошла ситуация, после которой они очень сильно поссорилась. Но была и другая ситуация — девушка забеременела, но решила скрыть из-за ссоры. Она была в таком отчаянии, что решила свести счеты с жизнью. Ей пришло решение утопиться в реке. И практически она чуть не сделала это, но её вовремя спасли рыбаки, вызвали скорую помощь и ее увезли в больницу. Она пришла в себя уже в палате, врачи сделали все, чтобы она успокоилась. Узнав о случившемся, прибежал в больницу тот самый молодой человек. Там он узнал о беременности и вскоре после выздоровления они поженились. Он очень раскаивался о содеянном перед своей женой. У них все наладилось, и через некоторое время у них родилась дочь. Эта та самая наша героиня. Она была шокирована рассказом матери, и когда та ей об этом проговаривала, она опять попадала в панические атаки и в те же самые телесные ощущения, в тот самый страх смерти, который сковывал, обездвиживал, не давал дышать.
Наше уникальное тело все помнит, не обязательно видеть или слышать, зато мы чувствуем. Работа с этой травмой длилась больше 2-х лет, т. к. там были сверхсцепленные симптомы, связанные и с другими переживаниями. Но результат оправдал себя: она снова с удовольствием плавает во всех водоемах, наслаждаясь приятным ощущением.
Пример 2. Обратилась женщина 34-х лет с приступами удушья. Эти приступы уже беспокоят на протяжении 17 лет. Неоднократно обращалась к разным врачам: к терапевту, пульмонологу, отоларингологу. Провела массу обследований, в которых есть незначительные изменения, но они не могут вызывать такое состояния. Ставили предположительные диагнозы: бронхит с астматическим компонентом, бронхиальная астма (неясной этиологии). Лечили, но без положительной динамики. Эти приступы появлялись откуда не возьмись, казалось бы, абсолютно на ровном месте т. е. не было никакого стресса, как часто бывает при бронхиальной астме.
В процессе исследования возникновений этих приступов обнаружили такую закономерность, что практически во всех случаях это было связано с прикасанием к шее. Это мог быть шарф, который нужно было накрутить в несколько оборотов, колье которое соприкасалось плотно к горлу, даже, когда ребенок бежал обнимать маму, которая пришла с работы она испытывала удушье и страх. Женщина обратила внимание, что она все время пыталась освобождать шею от всего лишнего. Даже вспомнились такие моменты как вовремя жары и перенапряжения также возникал приступ, а потом жуткий страх смерти от того, что вот-вот задохнется.
Выяснилось, что, когда она находилась в мамином животе произошло обвитие пуповиной и уже тогда было частичное прерывание поступления кислорода, вследствие чего развилась незначительная внутриутробная асфиксия. Но во время родов этот процесс усугубился и ребенка еле-еле спасли. При рождении был сильный цианоз, который держался некоторое время.
Через некоторое время работы с этим переживанием приступы ушли и уже больше ничего не напоминало о их существовании.
Пример 3. Как-то ехала в метро и поезд остановился между станциями минут на 15. В такой момент можно наблюдать за множеством интересных событий. Как ведут люди в такой ситуации? Одни реагируют совершенно спокойно и продолжают сидеть в своих планшетах и телефонах, кто-то читает книгу или журнал, а кому-то явно не по себе. Либо начинают метаться, либо совсем плохо.
Случай с молодым человеком, у которого случился обморок. Вначале он весь побледнел, выступил пот на лице, тряслись руки, чуть позже он чуть было не упал. Хорошо, что в моей сумочке оказались влажные салфетки и жидкость, в составе которой был лемонграсс (у неё острый запах), питьевая вода. Вначале пришлось применить свои медицинские знания, чтобы привести его в чувства. Тут уж все средства хороши. Но он достаточно быстро пришел в себя. Мы ехали до одной и той же станции и как-то незаметно для себя разговорились. Он сказал, что боится замкнутого пространства, у него так называемая клаустрофобия. С ним такое случается уже не первый раз и что его это тяготит и порой даже становится стыдно, что такой молодой и …
В общем — он стал моим клиентом. Ему 25 лет.
В процессе сбора информации выяснилось, что, когда мама его рожала сначала всё шло благополучно, но в один момент процесс родов остановился шейка матки перестала раскрываться и родовая деятельность прекратилась. Некоторое время врачи пытались все возобновить при помощи препаратов, но пришлось прибегнуть к Кесареву сечению.
Если мы обратимся к матрице Станислава Грофа, то это произошло на стадии позиции Жертвы. Это, когда человек попадает в состояние «заложника обстоятельств». На самом деле это околосмертный опыт и дышать нечем, и выйти нельзя, ощущение скованности, обездвиженности. И как только человек попадает в похожую ситуацию, он попадает в это состояние околосмертного опыта.
Все благополучно разрешилось, и молодой человек перестал бояться замкнутого пространства, но мы до сих пор работаем с другими его травмами.
Пример 4. Физическая травма, которая произошла во время беременности матери. Обратилась женщина 58-ми лет. Её проблема была связана с непониманием во взаимоотношениях с внуком, которого она воспитывала после смерти её дочери. Долго она связывала свои собственные проблемы с поведением внука. Как будто он виноват во всех её несчастьях. Но, когда мы работали с одной из её проблем, связанных с её матерью, выяснилась одна деталь. Оказалось, когда мать была беременной ею, она не захотела пойти работать на более легкую работу и осталась работать до последнего дня в гальваническом цехе хромировать детали (она работала на заводе). Жидкость, в которой хромируют детали находилась в такой большой ванне и беременной женщине приходилось вставать на колени и одним боком все время прижиматься к этой ванне. И только после рождения ребенка обнаружилось, что повреждена одна ножка — врачи объяснили, как могла возникнуть эта травма в голеностопном суставе. Она не была врожденным уродством. Потом пришлось в течение 4-х лет восстанавливать ногу. Было сделано 2 операции и длительная реабилитация.
После вскрытия этого факта у клиентки пришло осознание, что всю жизнь считала себя неполноценной, никчемной, ненужной. Многие люди пользовались ею, ставя ее в глубокое чувство вины. Она даже сама озвучила, что я была Жертвой обстоятельств и ничего с этим не могла поделать. И когда умерла дочь она также позволяла внуку манипулировать собой и также ощущала себя заложницей, Жертвой обстоятельств. Из-за этого происходили недопонимания и конфликты с внуком, да и не только с ним. Порой мы держим в себе чужие чувства, а потом путаем и думаем, что они наши. Так и здесь — это вина матери, которая не позаботилась о будущем ребенке, а ребенок нес её вину многие годы, хотя в реальности был не в чем не виноват. Сейчас это совершенно другой человек. Она многое пересмотрела в своей жизни. С ее слов, она как будто родилась заново и на мир стала смотреть другими глазами. У нее не только наладились отношения с внуком, он стал с уважением относиться к своей бабушке.
Пример 5. Женщина 34-х лет. Назовем её буквой В.
В работе терапевта очень важным методом является наблюдение. Когда вошла женщина в кабинет, она постоянно оборачивалась: закрыла ли за собой дверь, туда ли поставила свою сумку? У нее был такой заискивающий взгляд, как будто чего-то боится или не дай Бог сделает, что-то неправильно. По каждому поводу, а вернее без повода извинялась. Было видно, что у нее трясутся руки, а в голосе слышалось волнение.
Одна из её историй была такова:
Когда мама была ею беременной, а она уже была на 8 месяце беременности произошла трагедия — утонула её родная младшая сестра, которой было 19 лет. В связи с этой трагедией роды были преждевременные. И когда родилась В. Она не называла её никак около 4-х месяцев, а потом всё же назвала в честь утопленницы.
«Сколько себя помню все время испытываю непонятное чувство вины, стыд и жуткий страх от которого трясутся руки» — говорит женщина.
Вспоминая своё детство, она говорит, как о безрадостной жизни, т. к. она тоже тонула, но её спасли, очень часто болела и как-то чуть не умерла. При воспоминании часто наворачиваются слезы.
Мать до сих пор пытается манипулировать ею, а она подчиняется. С ее слов, она испытывает чувство вины, если что-то не выполнит. Но если вдруг по какой-то причине она не может выполнить какую-то просьбу, а это даже не просьба, а приказ, то возникает стыд. И у нее возникает такое состояние, что «Я готова сквозь землю провалиться, я не могу даже ей в глаза посмотреть». Недавно у неё умер отец. И она просто уже была не в состоянии была справляться со сложившейся ситуацией.
В этой ситуации можно представить какое чувство испытал младенец внутри матери? Ведь мать попала в травму потери сестры. В травме потери возникает много вины — почему не оказалась рядом, почему не смогла помочь и т. д.? Здесь мы можем отследить, что мать не смогла создать безопасность своему ребенку, не взяла ответственность за то, чего навязывает своему ребенку. Ведь, по сути, она навязала ни в чем неповинному младенцу судьбу своей сестры и чужую вину, и она много лет попадала в околосмертный опыт.
Здесь мы не обвиняем мать. Кто-то может сказать, что она тоже испытала шок, что она хотела, как лучше (по незнанию), но речь идет о полученных травмах в лоно матери. Как потом жить этому младенцу, которого после рождения нарекли в честь погибшей тети? В чем виновата была эта девочка?
На данный момент эта женщина стала более уверенной в себе — симптомы тремора, бесконечных извинений ушли. Не позволяет матери манипулировать собой, старается вручить ей ответственность за её жизнь. Работа продолжается.
Пример 6. Хотелось бы привести еще один пример, случай.
Девочка-подросток, 16 лет. На момент обращения ей было 15 лет.
Во время встречи из неё приходилось все вытаскивать, как будто «клещами гвоздь». Не могла даже толком объяснить, что с ней происходит? Вся напряженная — об этом говорила её поза. Но несмотря на это у нас всё же получилось все прояснить: с какого времени она себя так стала ощущать?
Она родилась в другом городе, но с течением обстоятельств родители перебрались в Москву, а через некоторое время развелись. С того момента все изменилось в ее жизни. Когда в работе мы шли шаг за шагом первичным триггером была родовая травма.
Выяснилось, что мать Н. пролежала всю беременность до родов в роддоме на сохранении (привычная не вынашиваемость). Роды были быстрые. В семье со стороны отца не хотели этого ребенка. Уже был один ребенок, зачем еще. Казалось бы, что тут такого? Мало ли кто кого не хочет? Мать же приняла решение родить? Давайте попытаемся разобраться, а что это для младенца?
Представим ненадолго себя на месте этого ребенка. Нужно все время находится в напряжении, т. к. то и гляди матка тебя вытолкнет (тем более она практически всегда в тонусе). Это похоже на какую –то безысходность и смирение, что так будет всегда. И когда мы работали с этим состоянием в конце, когда разрешилась эта ситуация — она сказала: «Неужели мне больше не надо сидеть в этой тюрьме?». Лоно матери образно было тюрьмой. Заточением не по своей воле? Появились слезы облегчения и в тоже время радости от освобождения. Сейчас эта девочка более уверенная, связно говорит держит свои границы, может высказывать свою точку зрения. Но работа наша продолжается.
Очень жаль, что многие женщины живут в иллюзии по поводу беременности и рождения ребенка. И к беременности относятся легкомысленно. Как к чему-то повседневному. Но ведь материнство — это ответственный шаг, это начало будущей жизни нового человека.
В завершении хотелось сказать, что всё что происходит с нами в нашей жизни не просто так. Кто-то говорит не надо вспоминать прошлого, оно должно остаться в прошлом. А как? Человек и рад бы все забыть и жить в настоящем, но откуда-то в спину «бьет бумеранг» и волей или неволей мы оборачиваемся, а это наше прошлое. И пока в системе по линии матери и отца не встанут все на свои места, пока тайны не станут явью, пока проблемы, связанные с внутриутробной жизнью не разрешаться, пока не станет безопасно во внешнем мире — не будет счастья и покоя в настоящем. Конечно, можно создать себе иллюзию счастливой жизни! Но иллюзия тоже рушит. Жить в иллюзии значит не жить в реальности.
А когда человек становится самим собой, осознавая свое предназначение у него открыты все горизонты, все возможности. Ему не страшно проявлять себя, он искренне радуется, у него огромный потенциал. Только тогда он начинает осознавать, что это его жизнь и он берет за нее ответственность ему не надо перекладывать её на других, загоняя тем самым себя в чувство вины. Он знает, чего он хочет и к чему стремиться и от этого получает искреннее удовольствие! Чего и я желаю всем!