Откуда берутся психологические травмы
Автор: Мартынова Елена Евгеньевна
Рубрика: Педагогическая психология
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (30) октябрь 2020 г.
Дата публикации: 25.09.2020
Статья просмотрена: 294 раза
Библиографическое описание:
Мартынова, Е. Е. Откуда берутся психологические травмы / Е. Е. Мартынова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 4 (30). — С. 58-61. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/176/5534/ (дата обращения: 22.11.2024).
В этой статье хотелось бы поговорить о психологической травме простым человеческим языком, потому что обычные люди не понимают многих терминов и формулировок.
Что же такое травма?
Часто слово травма ассоциируется с медициной: ушиб ноги или руки, всевозможные ссадины, переломы и т. д. При которых человек испытывает физическую боль. Она может доставлять нам очень неприятные ощущения какое-то время. Но здесь мы можем принять обезболивающий препарат, обработать рану, наложить гипс, если это необходимо, и через какое-то время боль уходит и происходит исцеление. Хотя не все медицинские травмы проходят бесследно, они тоже могут быть источником психологической травмы.
Но психологическая травма, доставляет больший дискомфорт, потому что она ощущается как на физическом уровне, в виде сильного напряжения в теле, учащенного сердцебиения, поверхностного дыхания, онемения конечностей и т. д., так и на эмоциональном уровне в виде страха смерти. Человек попадает в такое состояние, что как будто из него нет выхода. Так вот…
Травма — это некое событие, которое произошло в жизни человека, с последствиями которой он не справляется, в результате чего происходит расщепление (диссоциация), а значит человек перестает ощущать себя целостной структурой, он как бы разделяется на фрагменты. От этого могут возникать панические атаки, тревога, навязчивые мысли и т. д. вплоть до пограничных состояний и психических расстройств, которые могут быть уже необратимыми.
Не травмированных людей не бывает, но есть травмы, которые мешают жить и радоваться жизни!
Чем травма отличается от стресса?
Стресс — мобилизует (человек замыкается в себе, чтобы найти новые ресурсы, новые силы на дальнейшее действие), а травма — парализует (происходит замирание, обездвиженность, страх смерти, но это не сама смерть, а около смертный опыт, который доставляет человеку порой невыносимые страдания).
Симптомы разных видов травм:
- Страх смерти возникает при угрозе жизни (экзистенциальная травма).
Реакция на страх смерти — это гнев, причиной которого является заниженная самооценка. Может возникать ужас, а ответная реакция на это ярость.
- Страх одиночества возникает, когда умирает близкий человек (травма потери).
Травма развода также приравнивается к травме потери. И чем меньше ребенок по возрасту (или на момент развода женщина была беременной), тем тяжелее травма. До 5 летнего возраста ребенка работа проводится через маму.
- Потеря доверия к людям возникает из-за нарушенных самых первых отношений с матерью (симбиотическая травма). На фоне такой травмы часто возникает обида. А что такое обида?
Обида=гнев+любовь. Мама говорит: «Я люблю тебя сынок (доченька), а ребенок воспринимает: «Я, что? Ей чего-то должен (а)?».
Это всё переносится во взрослую жизнь.
- Стыд, чувство вины возникает из-за травм собственных ошибок.
Стыд — это боль и страх одновременно, это когда ты сам обесцениваешь, «гнобишь» себя за какой-то поступок или обесценивают тебя окружающие.
В стыде много вины и чаще всего бредовой. За что человеку должно быть стыдно? За то, что он поступил неправильно? Так это его опыт. Только на своих собственных ошибках человек растёт, учиться жить. А стыдить человека — это значит обесценивать, унижать его. Стыд — это глубже, чем вина (это состояние, когда «готов провалиться сквозь землю», а значит умереть, отсюда могут возникать суицидальные наклонности (лучше умереть, чем так жить…).
Вина — она бывает реальная и бредовая. Реальная вина — это когда человек совершил какое-то действие или поступок не очень хороший, но которое может вспомнить, например, разбил чашку — ну, дааа…). А « бредовая» — это то, чего не делал, вымышленная, например, мама говорит: «Из-за тебя я не устроила свою дальнейшую жизнь…».
- Разные эмоции, чувства, ощущения возникают при травме системных отношений. Порой человек не понимает, что с ним происходит? Вроде в реальности все спокойно, нет повода для переживаний, но почему-то иногда беспочвенно накатывает, то стыдно, то чувствуешь себя виноватым, то одолевает ужас, то накатывает ярость и агрессия, то тоска, то печаль… Человек даже не подозревает, что просто связан (перепутан) с травмами родителей или с родственниками из рода, по линии отца, и по линии матери.
- Высокий уровень контроля — контроль чаще всего «включается» у ребенка при травме развода и если не проработать, то переносится во взрослую жизнь. В контроле нет жизни, все время уходит на то, чтобы контролировать «бдеть» либо за собственной жизнью, либо за жизнью другого человека (за мужем, за детьми). Из чего состоит контроль?
Контроль =тоска+горечь+вина (это гиперконтроль над своими чувствами — нельзя плакать, нельзя обижаться)
Когда нет цели в жизни — это значит травма.
Попробуем разобраться: «Откуда же травма берет свое начало?»
Так вот травмы мы можем получать из рода (родовые или системные травмы), в процессе зачатия, вынашивания и рождения, и становления личности до 7 лет. Ещё в процессе жизни мы теряем близких людей и переживаем развод родителей. Развод родителей — это всегда травма для ребенка.
Рассмотрим подобнее:
Системные (родовые травмы).
Мы являемся близкими родственниками до 7 поколения.
Это схема продолжателей рода.
Первые — мы, за нами идут родители, затем бабушки и дедушки по линии матери и по линии отца, потом прабабушки и прадедушки и т. д. Вот и получается, что за нами по линии матери 126 человек и по линии отца 126 человек.
Здесь не учитываются ваши дети, если они есть, дети ваших родителей (т. е. ваши родные братья и сестры), братья и сестры ваших родителей и т. д. Здесь не учитываются не рождённые дети (абортированные, выкидыши), исключенные (те, которых отвергали системой по каким-то причинам, внебрачные дети) и т. д.
Так вот, в каждом поколении происходили какие-то события. События могут быть разными, не только хорошими, но и плохими. Хорошие события дают нам поддержку рода, культурное наследие (например, какие-то семейные традиции…) А вот плохие, про которые мы не знаем, могут записаться в подсознании, как программа. Что это значит?
Например, разводы . У прабабушки с прадедушкой был развод, у бабушки с дедушкой тоже, у родителей и у меня. Так называемы семейные сценарии, где передаются по наследству семейные истории, мифы, предания, установки и т. д.
Измены — на уровне нескольких поколений мужчины (женщины) изменяли своим женам (мужьям),
физическое насилие (в каждом поколении мужчины избивали женщин или наоборот) и т. д.
Мы, как бы связаны невидимыми нитями со своим родом и то, что там происходило, нам идет, как некая информация.
Например, во время революций, людей убивали, раскулачивали, отбирали всё нажитое, они голодали, умирали от голода.
Как это может сказываться на нас?
Такие люди и в наше время могут продолжать либо голодать, отказываясь от употребления пищи и страдать от кахексии (истощения), либо заедать, испытывая страх, что если не наедятся досыта, то могут умереть от голода. Здесь имеет место быть причина лишнего веса. Человек не испытывает «сытости», ему всегда хочется есть и по многу (за всех наемся!).
Когда людей раскулачивали (отбирали) нажитое — в наше время они либо продолжают раздавать, отдавать (вроде как благотворительность или в помощь другим), тем самым лишая себя достатка. Некоторые так и говорят: «Я готова все отдать, мне ничего не надо! Я и так проживу!» Или довольствуются малым. Например, низкой зарплатой, но при этом злятся на руководителей. А ведь бессознательно они делают это для своего рода — зачем иметь много денег, или достаток, все равно отберут.
А что происходило во время войн?
Мы же только слышали одно — «Мы победили!» А какой ценой? Умалчивается то, что происходило на самом деле? А ведь было многое: не только лишали жизни (убивали) во время сражения, но убивали, издеваясь, унижая и обесценивая человеческую жизнь, имея свое превосходство. Воевали не только обычные люди, патриоты своей Родины, но и уголовники.
А сколько было сексуального насилия? Насилие совершали как русские солдаты, так и немецкие. А ведь после этого рождались дети. Каково им с этим жить? Много было незаконнорожденных детей. А сколько было предательства, мародёрства, разбоя, предательства? Предателей исключали из семьи и из рода, формировались тайны, т. к. про этих людей предпочитали не говорить, умалчивать. А кто страдает? Последующее поколение. Причинами психических расстройств могут быть тайны.
И это не всё! Это то, что совсем близко, то, что происходило в 19 веке. А если заглянуть в хронологию событий на Руси? Море событий! И наши предки либо участвовали в них, либо были подневольными наблюдателями. Очень много было обесценивания личности. Если заглянуть во времена Римской империи ребенок стоил гроши — человеческая жизнь стояла гроши. А ведь из ребенка вырастает взрослая личность и если ее обесценили, кто же вырастит? Человека могли продать, убить. Он не принадлежал сам себе.
Поэтому всё, что происходило в нашем роду на уровне поколений влияет на нас.
Что еще влияет на нашу дальнейшую жизнь?
Процесс зачатия . Как был зачат ребенок?
По обоюдному согласию, в любви или в ходе сексуального насилия? Жертвой сексуального насилия становится не только женщина, но и ребенок. В последствии часто женщины живут в диссоциации. Со слов женщин, переживших сексуальное насилие: по ощущениям область таза как, будто отсоединяется от всего тела и там нарушается чувствительность. Здесь имеют место быть сексуальные расстройства (отказ от мужчины, отказ от продолжения рода или женщина не получает сексуального удовлетворения), всевозможные заболевания женских половых органов (больше как психосоматика). Если в результате сексуального насилия женщина беременеет и рожает ребенка, то всю беременность порой она мечтает избавиться от этого ребенка, либо впоследствии ненавидит его, либо скрывает его происхождение. И как ребенку с этим живется? Либо всю жизнь живет в страхе, что с ними могут поступить точно также? Либо ненавидит мать, т. к. не получил от нее эмоционального тепла, любви и т. д. Либо становится сам насильником, мстя за маму.
По «залету» — хорошо, если потом создалась семья? И то? «Вечно я не вовремя» — ощущает ребенок. Ведь с человеком так по жизни происходит, чтобы ни сделал не так, куда бы не пришел не вовремя. А если мужчина отказался? «Я никчемный и ненужный!» — отсюда заниженная самооценка, а самое главное, что это ощущение ненужности преследует по жизни. В реальности уже признали, что нужный, хороший, важный, но внутри сидит, как червь ощущение — нет я никому не нужен (а).
Процесс вынашивания .
К этому процессу женщины порой относятся безответственно.
Одни не обращают никакого внимания на своего ребенка, что с ним происходит внутри моего живота, как он развивается? Порой не встают даже на учет по беременности, не проходят надлежащие обследования, неправильно питаются, курят, пьют и т. д. Относятся с абсолютным безразличием.
Другие, как «штамповочные машины» бесконечно рожают, не задумываясь о последствиях.
Случай из практики: в процессе сбора информации женщина сказала: «Я всегда хотела иметь много детей!». Но в процессе консультирования пришло осознание, что ею двигали совершенно другие мысли, чувства и ощущения. Она озвучила, что происходило на самом деле. Она все время находилась в какой-то необъяснимой тревоге, из-за этого было сильное возбуждение, а выходом из этого состояния был секс. При этом она не собиралась себя защищать при помощи контрацепции. С её слов, мне нравилось рисковать! Я от этого получала еще большее возбуждение (удовольствие) и после коитуса приходило, то чего не хватало — это снятие напряжения и спокойствие, но на время. А так как в семейном сценарии аборты делать грех, она беременела и рожала. До тех пор, пока врачи забили тревогу из-за изношенности женского органа (матки) и психического состояния клиентки. Детей в этой семье было 7 человек, первые двое детей родились с разницей в два года, а другие пятеро рождались каждый год.
Беременная женщина находится в измененном состоянии, где-то два года (время до зачатия — 3 месяца, процесс вынашивания — 9 месяцев и до того момента пока ребенку не исполнится 1 год), т. е. в здоровом расщеплении. Но ведь это же все равно не целостная структура личности? И что получается? Дети не знают настоящей матери, она все время в измененном состоянии? И как такие дети могут получить от мамы уважение, тепло, любовь, заботу в том количестве, сколько необходимо? Мало того, такой маме просто некогда этого делать?! У нее на это не хватает ресурсов (жизненных сил, энергии). Дети растут сами по себе, чаще всего отстают в развитии и т. д. А что дальше? В масштабах общества? Кто вырастит из таких детей?
Из опыта работы, часто братья и сестры из многодетных семей ненавидят друг друга (только об этом никому не говорят), это выясняется в процессе сеттинга. Другие говорят: «Я не хочу иметь своих детей! Мне хватило братьев и сестер!». И правда имеют либо по одному ребенку в своей семье или вообще не выходят замуж и не рожают.
У меня было всего лишь несколько многодетных семей, где женщины и их мужья брали ответственность за рождение и воспитание своих детей.
Нам говорят: «Уважай старших!» А как это делать? Человек порой совершенно не понимает, чего от него хотят? Откуда к нам приходит уважение, любовь, тепло, забота? Конечно же от мамы! Когда мама понимает, что она ждет ребенка, она с теплотой относится к процессу вынашивания. Она разговаривает с малышом, она ценит его и радуется, что он выбрал её. Она не съест за один присест банку соленых огурцов, чтобы потом появились отеки или диспепсическое расстройство, она с уважением отнесется к своему малышу и съест пару огурчиков — тебе будет хорошо, и мне. Когда мама ценит, уважает и любит себя, она с уважением отнесется и к своему ребенку. Вот откуда у нас зарождается уважение. Заставить уважать невозможно. Уважение, это внутреннее ощущение, это как внутренняя энергия, это как безусловное чувство любви (без всяких условий). Про то, что ты уважаешь говорить не надо, ты это ощущаешь на расстоянии, а не просто на словах «Я тебя уважаю!». Когда мама с теплотой, любовью и уважением относится к своему малышу, тогда ему комфортно и безопасно в мамином животе.
Мама создаёт внутренний мир человека, а папа внешний. Ребенок, находясь в животе у мамы всех слышит: маму, папу, близкое окружение. Он различает всех по голосам, еще его называют «большое ухо». Теперь вы, наверное, понимаете откуда у нас появилась тенденция подслушивать? Потому что мы уже в лоно матери прислушивались, кто это там говорит? Ответственность возлагается не только на маму, но и на папу, т. к. именно он отвечает за безопасность семьи, ограждает жену и малыша от негативных эмоций.
Создание условий развития во внутриутробном периоде — это очень важно!
Процесс рождения
В процессе рождения участвуют двое — мама и ребенок. Ребенок запускает роды, когда готов выйти из маминого живота (мы не говорим здесь о патологии). Патология и так понятно, что это травматическое событие как для матери, так и для ребенка. Для того, чтобы родовспоможение осуществилось благополучно, мама заранее готовится к этому процессу. Например, выполняет различные упражнения, учится правильно дышать, дышит свежим воздухом в период прогулок и т. д. Одним словом она добросовестно относится к процессу рождения ребенка, в таком случае роды проходят менее травматично для двоих. Потому, что одни дети благополучно преодолевают свои трудности, проходя через родовые пути (такие люди и в дальнейшей жизни благополучно справляются со своими трудностями), других приходится вытаскивать при помощи щипцов или Кесарево сечение (по жизни таких людей тоже приходится всегда вытаскивать из каких-то ситуаций). Дети, родившиеся в процессе Кесарева сечения, часто не ощущают инстинкта самосохранения. Например, бегут сломя голову и не понимают куда? Не понимают, что могут попасть под машину. Стерта грань страха, как защитного механизма психики. У кого ягодичное предлежание и рождался ягодицами — такие люди в дальнейшем делают с точностью наоборот.
Так что процесс прихода нас во внешний мир также важен. Зная такие тонкости возможен правильный подход в психотерапевтической работе.
Становление личности до семи лет.
Первая сепарация от мамы происходит, когда отрезают пуповину. Здоровая мама создаст все условия для медленной и окончательной сепарации. Мама понимает, что малыш вышел из неё, а вот ребенок впервые видит, что мама отдельно, где-то к 3–4 годам, когда впервые начинает говорить: «Я сам(а)!» Мама с самого рождения занимается с ребенком, развивает его, давая поддержку. С уважением относится к его интересам, к агрессии (не игнорирует, не орет, а проясняет на что злится). А травмированная мама даже и не собирается этого делать. Она берет в свою власть жизнь своего ребенка — будто это её собственность. Часто слышишь мы, мы, мы! Мы пошли в детсад, мы пошли в школу, мы пошли в институт! Человека просто нет — слияние Я и ОНА! Приходит ощущение, что папы вовсе нет. А ведь ребенок мамин до 3–4 лет, а потом он папин. Ведь папа внешний мир! Благодаря папе мы социализируемся. Роль матери и отца после рождения малыша очень ответственная, это колоссальный труд вырастить достойного человека, который в последствии будет самостоятельно идти по жизни!
В возрасте 6-ти лет (у кого-то чуть раньше, у кого-то чуть позже) мы проживаем Эдип (Комплекс Электры).
Девочки часто хотят выйти замуж за своего папу, т. к. первый опыт любви они получают от него, а мальчики мечтают жениться на своей маме. Родителям в этой ситуации предстоит сложная задача. Как сделать так, чтобы не травмировать психику ребенка? Поэтому, когда в семье есть девочка папа может говорить своей малышке, что ты самая лучшая, ты моя принцесса, но у меня есть королева — твоя мама, а ты, когда вырастишь обязательно встретишь себе прекрасного принца. Подобным образом мама говорит своему сыночку. Тогда дети более легко проживают свой кризис и видят, что родители по-прежнему их любят.
Когда все условия соблюдены, ребенок благополучно социализируется: спокойно идет в детский сад, а затем в школу. Если родители активно участвовали в развитии малыша, он хорошо учится, с интересом познает мир.
На ошибках других людей свою жизнь не построишь! Поэтому на протяжении всей жизни родители поддерживают своих детей, а не решают все за них, не диктуют как жить. Только тогда они вырастут самостоятельными и успешными людьми!
Мы понимаем, что так было бы в идеале. А на самом деле многими не соблюдались определенные условия, перечисленные выше. Поэтому не исключаются погрешности, а их бывает очень много и всё это переносится во взрослую жизнь! И тогда человек не получает удовольствия от своей жизни, он больше испытывает дискомфорт, чем радость и счастье! Он просто выживает, как умеет. Вместо того, чтобы быть внутренне свободным!
Существует множество техник, методов и методик по работе с травмой. Каждый терапевт владеет большим набором инструментария. Здесь невозможно запланировать или сказать, что я буду работать вот только таким методом. Терапевт идет за клиентом и то, что на данный момент по запросу актуально, тем методом он и будет работать. Успешность в терапии будет видна по тому, как клиент будет видеть свои изменения, осознавать происходящее, владеть умением регулировать себя (саморегуляция), ощущать полноту энергии жизни, чтобы жить в счастье и радости с самим собой и с окружающими. Целостный человек берет ответственность за свою жизнь и судьбу!
Похожие статьи
Что такое эффект дохода и эффект замещения в экономике
Данная статья была написана мною, так как данная тема необходима каждому, кто хоть как-то связан с экономикой. В данной статье автор пытается объяснить, что же такое эффект дохода и эффект замещения.
Понятия, признаки и виды правонарушений
В данной статье будут рассмотрены основные понятия, которые более точно объяснят, что же такое правонарушение. Кроме того, приведу признаки, которые покажут, какими свойствами и отличиями обладает данное понятие, а также будут выявлены разновидности ...
Амбициозность личности в профессии педагога. Часть 1. Об амбициях как таковых
В статье автор раскрывает понятие «амбиции». Рассуждает на тему амбициозность — как черта характера человека, «хорошо это или плохо». И какие амбиции педагогу важнее иметь — здоровые или нездоровые, и как они повлияют на его развитие и становление ка...
Иностранный язык: проблемы обучения разговорной речи и пути их решения
В настоящей статье рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся при попытке овладеть навыком разговорной речи на иностранном языке и анализируются возможные пути их решения.
Проблема научной классификации художественных произведений в жанре «комикс»
Статья посвящена проблеме научной классификации художественных произведений в жанре «комикс». Автор анализирует различные категории комиксов и приходит к выводу о том, что комиксы – это сложное явление, имеющее множество различных ветвлений, и их кла...
Великие учителя — мастера своего предмета
Статья посвящена проблеме формирования и развития профессиональной компетенции преподавателей русского и родного языка и литературы в Узбекистане. Вопрос о том, что делает учителя великим учителем, возник давно. Это исследование, которое поднимает мн...
Использование в логистике устаревших технологий, причины отказа руководителей от инноваций и возможные пути решения данной проблемы
В статье описывается проблема использования в логистике устаревших технологий, рассматриваются возможные причины отказа руководителей от инноваций и новшеств. Пытаясь обобщить практический опыт, автор предлагает возможные пути и методы решения данной...
Изучение немецкого языка: мотивация и выбор правильных курсов
Знание немецкого языка необходимо не только студентам, но и предпринимателям, а так же людям, которые намерены переехать в Германию. Узнайте, какие курсы немецкого помогут выучить язык в нашей статье.
Уголовная ответственность за кражу в историческом аспекте
В статье рассматривается исторический аспект уголовной ответственности за кражу. Автора выявляет, что правовая регламентация уголовной ответственности за кражу прошла длинный и извилистый путь вслед за развитием концепции собственности и её охраны на...
Выбор языка программирования для написания компьютерной лабораторной работы по теме «Дифракция света на щели»
В статье авторы пытаются выявить наиболее оптимальный язык программирования для написания компьютерной лабораторной работы по теме «Дифракция света на щели», учитывая особенности программного обеспечения.
Похожие статьи
Что такое эффект дохода и эффект замещения в экономике
Данная статья была написана мною, так как данная тема необходима каждому, кто хоть как-то связан с экономикой. В данной статье автор пытается объяснить, что же такое эффект дохода и эффект замещения.
Понятия, признаки и виды правонарушений
В данной статье будут рассмотрены основные понятия, которые более точно объяснят, что же такое правонарушение. Кроме того, приведу признаки, которые покажут, какими свойствами и отличиями обладает данное понятие, а также будут выявлены разновидности ...
Амбициозность личности в профессии педагога. Часть 1. Об амбициях как таковых
В статье автор раскрывает понятие «амбиции». Рассуждает на тему амбициозность — как черта характера человека, «хорошо это или плохо». И какие амбиции педагогу важнее иметь — здоровые или нездоровые, и как они повлияют на его развитие и становление ка...
Иностранный язык: проблемы обучения разговорной речи и пути их решения
В настоящей статье рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся при попытке овладеть навыком разговорной речи на иностранном языке и анализируются возможные пути их решения.
Проблема научной классификации художественных произведений в жанре «комикс»
Статья посвящена проблеме научной классификации художественных произведений в жанре «комикс». Автор анализирует различные категории комиксов и приходит к выводу о том, что комиксы – это сложное явление, имеющее множество различных ветвлений, и их кла...
Великие учителя — мастера своего предмета
Статья посвящена проблеме формирования и развития профессиональной компетенции преподавателей русского и родного языка и литературы в Узбекистане. Вопрос о том, что делает учителя великим учителем, возник давно. Это исследование, которое поднимает мн...
Использование в логистике устаревших технологий, причины отказа руководителей от инноваций и возможные пути решения данной проблемы
В статье описывается проблема использования в логистике устаревших технологий, рассматриваются возможные причины отказа руководителей от инноваций и новшеств. Пытаясь обобщить практический опыт, автор предлагает возможные пути и методы решения данной...
Изучение немецкого языка: мотивация и выбор правильных курсов
Знание немецкого языка необходимо не только студентам, но и предпринимателям, а так же людям, которые намерены переехать в Германию. Узнайте, какие курсы немецкого помогут выучить язык в нашей статье.
Уголовная ответственность за кражу в историческом аспекте
В статье рассматривается исторический аспект уголовной ответственности за кражу. Автора выявляет, что правовая регламентация уголовной ответственности за кражу прошла длинный и извилистый путь вслед за развитием концепции собственности и её охраны на...
Выбор языка программирования для написания компьютерной лабораторной работы по теме «Дифракция света на щели»
В статье авторы пытаются выявить наиболее оптимальный язык программирования для написания компьютерной лабораторной работы по теме «Дифракция света на щели», учитывая особенности программного обеспечения.