В статье описывается проблема использования в логистике устаревших технологий, рассматриваются возможные причины отказа руководителей от инноваций и новшеств. Пытаясь обобщить практический опыт, автор предлагает возможные пути и методы решения данной проблемы.
The article describes the use of outdated technologies in logistics, discusses the possible reasons for rejection of the leaders of innovation, and also trying summarize the experience, the author find possible ways and methods to solve this problem.
Логистика — это наука и сфера эффективной теоретической и практической, экономической и социальной, хозяйственной деятельности, которая требует постоянного развития, распространения и поступательного, динамического движения вперёд. Поэтому инновации — это необходимое явление для продуктивного и качественного функционирования современных логистических систем [1–7].
Но проведенный анализ современного состояния российского и мирового рынка показывает, что российский рынок транспортно-логистических услуг очень слаб и не способен в таком виде, как сейчас, серьезно конкурировать с иностранными операторами логистических услуг, а соответственно, и предоставлять качественные услуги на мировом рынке [1–6].
Несомненно, одним из решений для усиления позиций на международном рынке, является обязательное введение современных инноваций. Они необходимы во всех отраслях экономики, и конечно же, в логистике.
Инновации нужно вводить быстро и с максимально эффективным результатом, чтобы не просто конкурировать на мировом уровне, но и максимизировать прибыль, на выгодных нам условиях. Если всё так просто, нужно всего-то принять на вооружение уже проверенные временем в мире инновации, и «дело в шляпе».
В чём же тогда проблема и характер ее сложности? Проведя анализ, в этом то мы и попробуем разобраться.
И начнём с того, почему же новшества так непопулярны среди большинства отечественных, российских компаний.
Первоначально реакция на возможные изменения, реформирования и модернизацию у работников обычно бывает негативной. Большинство операторов отвергают существующие перспективы, открывающиеся с приходом инноваций. Попробую перечислить некоторые основные причины отрицательного отношения к инновациям. [8]
К сожалению, в практической деятельности бывает, например, так, что инновации могут приносить явный вред. Например, экономические реформы в России 1987г., которые привели к огромному падению всех макроэкономических и микроэкономических характеристик: валового внутреннего продукта (ВВП), объема промышленного производства и капиталовложений (КВ), а также уровня жизни.
Ещё одна проблема в том, новшества обычно требуют от компаний значительных ресурсов, денежных и кадровых вложений для освоения, кроме того, они требуют время на их воплощение и стабилизацию. Именно поэтому компании которые нацелены на быструю прибыль в первые годы, не готовы принять их.
Кроме того, необходимо преодолеть у потребителя психологический барьер, который может появиться из-за непривычности нового товарного продукта или услуги. Людям сложно отказываться от проверенных услуг, привычных товаров, условий труда и быта, отдыха и развлечений.
Ну и, наверно, самая главная проблема — это консервативность персонала управляющих и штатных работников компаний. Обычно люди не рады любым изменениям, поскольку не уверены в их пользе, потому что все мы любим стабильность, и тогда, когда нарушаются привычные условия труда, возникает дискомфорт, неизвестность пугает. Поэтому очень важно перед введением любых новшеств — создать систему материального и морального стимулирования и поощрения, и стараться продвигать работников, которые и осуществляют эти преобразования.
Так как же решить эту проблему, как преодолеть столь мощное сопротивление?
Чтобы преодолеть это сопротивление, менеджер может использовать сразу несколько методов и способов. И самый распространенный из них в практике управления инновациями — это предоставление информации о предстоящем нововведение, подробно рассказав всем штатным работникам предприятия. И если управленцу удастся убедить людей, они будут помогать организации в осуществлении этих изменения.
Другой метод — привлечение конкретных работников к разработке самих инновации. Выслушав предложения работников, потому что принимая участие в подготовке нововведения, они станут испытывать ответственность за результат и будущее компании.
Следующий метод — «кооптация», это поддержка нововведения со стороны уважаемых сотрудниками лиц, таких как генеральный директор или штаб руководителей, и достигается путем их лже участия. Например, директор может возглавлять собрание, посвященное нововведениям, а менеджеры — обсуждать эти нововведения. Но при этом инициаторы не пытаются вовлечь руководство в проектирование и осуществление инновации, стремясь лишь заручиться их поддержкой. [9]
Самой часто встречающейся ошибкой большинства менеджеров становится использование только одного из методов не обращая внимания на сложившуюся конкретную ситуацию, тогда как в комплексе эти методы могут оказать куда более серьёзное влияние.
С причинами отказов компаний от нововведений разобрались с путями решений тоже. Осталось самое главное — как же всё-таки доказать и обосновать эффективность введённых инноваций. Как определить их влияние на работу предприятия?
Для этого по мнению автора необходимо оценить их степень влияния на развитие самого оператора: как много появилось новых клиентов, заказчиков, потребителей, смогли ли новые технологии позволить использование собственных мощностей на полную загрузку, и оптимизировать и автоматизировать выполнения складских операций и активностей.
То есть для принятия решений необходимо иметь ресурсы, возможности, рычаги стимулирования и профессиональные умения, чтобы грамотно обосновать и рассчитать полную эффективность этих решений на деле.
Ну и последнее, прежде чем приступать к принятию новшеств, нужно четкое понимание в их необходимости, иначе любое нововведение станет пустой тратой всех видов ресурсов.
Литература:
1. Внешнеторговая статистика в развитии международного маркетинга и логистики. Маркетинг. Воронов В. И., Воронов А. В., Ермаков А. А. 2014. № 1 (134). С. 90–96.
2. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики. Аникин Б. А.; Родкина Т. А.; Волочиенко В. А.; Заичкин Н. И.; Межевов А. Д.; Федоров Л. С.; Вайн В. М.; Воронов В. И.; Водянова В. В.; Гапонова М. А.; Ермаков И. А.; Ефимова В. В.; Кравченко М. В.; Серова С. Ю.; Серышев Р. В.; Филиппов Е. Е.; Пузанова И. А.; Учирова М. Ю.; Рудая И. Л. Учебное пособие / Москва, 2014
3. Логистика: тренинг и практикум. Аникин Б. А., Вайн В. М., Водянова В. В., Воронов В. И., Гапонова М. А., Ермаков И. А., Ефимова В. В., Заичкин Н. И., Кравченко М. В., Пузанова И. А., Родкина Т. А., Серова С. Ю., Серышев Р. В., Федоров Л. С. Учебное пособие / Москва, 2014.
4. Международные аспекты логистики В. И. Воронов, А. В. Воронов, В. А. Лазарев, В. Г. Степанов. Учебное пособие. / Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. — 168 с.
5. Международные товаропроводящие сети. Маркетинг. Воронов В. И., Воронов А. В. 2013. № 6 (133). С. 20–28.
6. Организационно-экономическое моделирование и инструменты менеджмента. А. И. Орлов. 2.2. Инновационный менеджмент, 2.2.1. Подготовка и проведение нововведений — часть работы менеджера. Издательство «Изумруд», 2003. С 56–62.
7. Теория развития предприятия и формирование моделей поведения руководителя.
8. Сорокин.А.А., Зябкин.Н. В. Монография, Самара, 2001. С 91–93.
9. Трансграничная логистика в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана. Лазарев В. А., Воронов В. И. учебное пособие: Гриф УМО по образованию в области менеджмента для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Менеджмент» — 080200 / Государственный университет управления, Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса ГУУ. — М.: ГУУ. 2013. -173 с.
10. Формирование понятия, миссии, целей, задач, функций, интегральной логики: принципов и методов международной фармацевтической логистики. Современные проблемы науки и образования. Воронов А. В., Воронов В. И. 2014. № 6.С.1792.