В статье рассматривается сокращение операционных расходов промышленного предприятия за счет уменьшения расходов на хранение и транспортировку. Анализируются составляющие логистической системы предприятия, рассматриваются принципы планирования изменений во внутренней и внешней логистике предприятия.
Ключевые слова: логистика предприятия, планирование предприятия, операционные затраты
Ценовое давление на предприятия постоянно растет вследствие глобальной конкуренции. Внутренняя и зарубежная конкуренция заставляют радикально снижать расходы производств руководителей, как крупных холдингов, так и отдельных заводов. Тем временем в последнее десятилетие существуют две тенденции, связанные с технологическим процессом производства на промышленных предприятиях:
‒ Жизненный цикл продукции сокращается, а количество наименований растет;
‒ Заказы требуют более оперативной обработки и приобретают индивидуальный характер.
Для того чтобы предприятию оставаться конкурентоспособным, необходимо повышать качество производимой продукции, но в то же время сокращать расходы на производство этой самой продукции.
Основными операционными затратами промышленного предприятия являются: сырье и материалы, транспорт, складирование, энергетика, ФОТ (фонд оплаты труда), иные затраты. Руководство предприятия в первую очередь пытается снизить затраты за счет складирования и транспортировки сырья или готовой продукции, т. е. усовершенствовать внутреннюю и/или внешнюю логистику предприятия (рис. 1). В то же время эти затраты могут достигать 50 % от общего числа операционных расходов. Однако, причиной изменений в транспортной и складской структуре предприятия может являться не только снижение затрат, но и быть обусловленной следующими факторами:
- Изменение ассортимента продукции;
- Изменение структуры производства;
- Аутсорсинг части операций или процессов;
- Перемещение производства в другое место;
- Смена поставщиков и/или клиентов.
Рис. 1. Составляющие логистической цепи предприятия
Для сокращения затрат при складировании и транспортировке сырья и готовой продукции необходимо усовершенствовать внутреннюю логистику предприятия. При этом необходимо учитывать, что при рассмотрении логистики предприятия необходимо использовать комплексный подход, который учитывает следующие аспекты [1, с.24]:
- Системная организация — учитывает взаимодействие между отдельными производственными площадками и процессами транспортировки на предприятии.
- Анализ потоков материалов, информации, персонала, энергетических ресурсов.
- Учет логистических затрат в общей структуре совокупных затрат.
- Принцип, предполагающий, что в логистике оправданы только те расходы, которые обусловлены необходимыми логистическими операциями.
На этапе планирования изменений необходимо учитывать технические, организационные и экономические параметры, а также ограничения, накладываемые на системы (вместимость склада, доступный парк грузовых автомобилей и т. д.). Необходимо провести анализ текущей ситуации, на основе среднесрочных и долгосрочных планов предприятия и сформулировать требования к новой логистической системе, которые включают в себя требования к продукции, хранящейся на складе, и складскому оборудованию, транспорту (грузоподъемность, специальные требования по транспортировке опасных грузов), подготовке персонала [2, с.43].
Для сокращения расходов на транспортировку и хранение в последнее десятилетие активно внедряются новые технологии в процессе организации логистики, в информационном обеспечении этих процессов, используется новое оборудование. Перечислим некоторые из них, активно внедряемые в настоящее время на предприятиях России:
- Концепция управление цепями поставок (Supply Chain Management);
- Система планирования ресурсов предприятия (Enterprise Resource Planning);
- RFID-инвентаризация на складах;
- Доставка мелкогабаритных товаров дронами и БПЛА (Беспилотный летательный аппарат);
- Использование роботов при погрузке/разгрузке товаров;
- Автономные транспортные средства.
Использование роботов и автономных транспортных средств возможно только при условии модернизации складских помещений и системы комплектования продукции (рис. 2).
Рис. 2. Система комплектования на складе «машина к продукту» с использованием роботов и конвейера
Таким образом, комплексный подход к усовершенствованию внутренней и внешней логистики предприятия позволяет избежать принятия поспешных решений в планировании сокращения затрат на хранение и транспортировку промышленных предприятий. Следует понимать, что одних лишь точечных изменений недостаточно. Чтобы найти оптимальное с экономической точки зрения решение и, таким образом, сократить расходы на складирование и транспортировку, необходимо учитывать весь комплекс взаимосвязей между системами изготовления продукции, сборки и монтажа, упаковки, складского хранения, транспортировки, взаимодействие с поставщиками и потребителями. Это позволит правильно выбирать и согласовывать друг с другом все подсистемы, которые планируют подвергнуть изменениям.
Литература:
- Левкин Г. Г. Логистика: теория и практика: учебное пособие / Г. Г. Левкин. — Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 221 с.: ил.
- Алесинская Т. В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления: учебное пособие / Т. В. Алесинская. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. 121 с.