Целью данной статьи является рассмотрение методов анализа маркетинговой логистики. В результате написания был определен ряд методов анализа маркетинговой логистики и определено влияние описанных методов на деятельность предприятия.
Ключевые слова : маркетинг, логистика, метод, маркетинговая логистика, анализ, управление, предприятие, влияние.
На сегодняшний день существует ряд эффективных путей совершенствования сбытовой деятельности предприятий при помощи использования маркетинговой логистики. Рассмотрим их подробнее.
При планировании с помощью логистических моделей основной упор делается на выявлении и учете потребительских и иных характеристик продукции, а также определении их зависимости от рыночных факторов. Для успешного продвижения товара на рынок необходимо провести ряд подготовительных проектов-исследований. Этот анализ обычно проводится с использованием метода определения номенклатурных групп, а именно АВС- анализ и XYZ-анализ. Благодаря данным методам производится систематизация и группирование регулярно растущей номенклатуры и ассортимента продукции на складах.
Поскольку у маркетинговой логистики функциональный ряд распространяется не только на управление и координацию движения материального потока, но и на устранение конфликтных ситуаций, которые появляются при реализации данных операций, применяются разнообразные методы анализа, которые благоприятствуют в наибольшей степени рациональной организации логистической системы на предприятии [3].
Существует две группы переменных, благодаря которым можно определить сбытовую политику предприятий, а именно: внешние и внутренние. На рисунке 1 наглядно представлены составляющие этих групп [2].
Рис. 1. Переменные, влияющие на сбытовую политику предприятий
Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что разработка логистических систем предприятия возможна исключительно на результатах внутреннего и внешнего анализа информации, в которые входят:
— анализ состояния внешней среды;
— анализ изменений внешней среды;
— анализ материалов (ресурсов) предприятий.
Для проведения проверки внутренних данных системы маркетинговой логистики необходимо начинать с анализа издержек. Благодаря данному анализу происходит определение структуры издержек, при помощи которых можно сделать выбор между предложенными проектами логистических систем.
По мнению Б. А. Аникина, для эффективного анализа затрат используется «метод оценки затрат» или иначе называемый «метод миссий». Данная эффективность возможна при учитывании вида: рынка, продукции, издержек. Главная идея метода — деление процесса на несколько возможных вариантов (миссий), где происходит учёт и расчёт издержек каждого варианта (миссий). После чего проводится сравнение и выбор одного из вариантов (миссий) [4].
Следует подчеркнуть, что при помощи «метода компромиссов» можно не только исключить противоречие распределения затрат между объектами анализа, но и согласовать их, т. е. добиться наиболее эффективного распределения ресурсов в логистической системе. В данном методе сравниваются изменения издержек подсистем с общими издержками системы. На рисунке 2 представлены «компромиссы» и их содержание.
Рис. 2. Виды компромиссов и их содержание
По мнению В. Ю. Никиткина, влияние компромиссов на общие издержки и на объем дохода, не совсем верно отражают эффективность компромиссов на логистическую систему. Поскольку данное влияние двоякое, В. Лубочнов разработал следующую формулу — формулу общих издержек предприятия по распределению продукции.
Важно подчеркнуть, что в данной формуле не отражаются издержки, которые связаны с функционированием канала распределения. Чтобы не упускать учёт подобных издержек, существует «коэффициент эффективности канала распределения», где основным факторам присваиваются значимые характеристики, которые показывают весомость фактора и степень эффективности в сравнении с данным фактором.
Для анализа внешней деятельности маркетинговой логистики проводится ряд маркетинговых исследований, где прогнозирование развития внешней среды выходит на первый план.
Прямое воздействие на маркетинговую и логистическую деятельности предприятия оказывают анализ составляющих внешней среды, а также маркетинговые исследования на те аспекты, требующие принятие новых решений, которые включают в себя: сбор, обработку, анализ данных по маркетинговой деятельности предприятия.
Одной из главных задач маркетинговых исследований является сбор и анализ информации об условиях, которые влияют на деятельность предприятия и возможных последствиях от проведения различных маркетинговых мероприятий [1].
Объекты маркетинговых исследований можно разделить на такие группы внешней среды как макроуровня, так и микроуровня, а также на объекты исследования внутренней среды предприятия.
Эффективное функционирование маркетинговой логистической системы зависит от такого элемента внешней среды как логистический посредник. После анализа элементов внешней среды необходимо произвести метод выбора оптимального варианта.
Для того, чтобы сделать выбор посредника, можно воспользоваться модели выбора посредника, классификация которых представлена на рисунке 3.
Следовательно, исследование внешней и внутренней среды маркетинговой логистики позволяет спланировать наилучшим образом логистическую систему, поскольку это представляет собой необходимость координирования процессов, которые осуществляются на пересечении звеньев логистической системы распределения продукции и подразделений предприятия.
Рис. 3. Классификация моделей выбора посредников
Таким образом, благодаря интегрированию ранее упомянутых методов, маркетинговая логистика становится наиболее эффективной, что способствует конкурентоспособности и адаптированности предприятия к внутренним, так и внешний изменениям.
Литература:
- Методы маркетингового анализа в логистике. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://bstudy.net/705508/ekonomika/metody_marketingovogo_analiza_logilogis (дата обращения: 12.11.2023).
- Родионова В. Н., Туровец О. Г., Федоркова Н. В. Логистика: Конспект лекций. — М.: ИНФРА — М, 2010. — 160 с. — (Серия «высшее образование»).
- Тяпухин А. Предпринимательство и коммерческая логистика // Риск, — 2010, — № 4, с. 3–9.
- Шилько И. С. Совершенствование управления системы сбыта продукции на основе взаимодействия маркетинга и логистики/И. С. Шилько//Перспективы науки и образования. — 2015. — № 2. — С.25–31.