Когда речь заходит о взаимодействии маркетинга и логистики, то зачастую эта дискуссия переходит в спор, а что же важнее? В данной статье мы рассмотрим необходимость анализа взаимодействия между этими структурами и то, каким образом они должны быть взаимосвязаны.
Ключевые слова : маркетинг, логистика, взаимодействие.
По мере развития экономики, маркетинг в сфере логистических услуг приобретает всё большую актуальность. Эффективно работающая транспортно-логистическая система может выступать достаточно весомым аргументом, гарантирующим стабильную обеспеченность предприятий заказами, и позволяет иметь «хороший вид» в глазах потенциальных заказчиков.
Маркетинг — это деятельность, которая охватывает все компании, во всех отраслях, и в деловом мире это та область, которая имеет значение [6]. Роль отдела маркетинга заключается в разработке и реализации стратегий продаж, достижении прибыльности, а также в том, чтобы обладать достаточными навыками, и иметь возможность удовлетворять запросы клиентов или передавать эти требования в соответствующий сектор.
Когда речь заходит о логистическом маркетинге то в первую очередь имеется в виду прямая зависимость между удовлетворенности клиентов и снижения затрат. Маркетинг фокусирует свои действия на продажах, направляет их на клиентов, а также генерирует действия, чтобы те клиенты, которые были первоначально привлечены, остались довольны предоставленным сервисом.
Логистический маркетинг ориентирован на удовлетворение потребностей клиентов. Это отрасль, которая стремиться непосредственно знать потребности и требования клиентов, чтобы разработать нужные стратегии для компании.
Сегодня, в связи с развитием технологий и ростом дистанционных покупок, в логистической отрасли конкуренция постоянно возрастает, и важно знать потребности и требования клиентов, чтобы обеспечить лучший сервис и заставить клиентов пользоваться и доверять услугам компании.
Рис. 1. Взаимодействие маркетинга и логистики
Логистический маркетинг отвечает за то, чтобы клиент заметил дополнительную ценность услуг нашей компании. Коммуникация — ключевой момент, очень важно уметь его использовать, поскольку благодаря хорошей коммуникации и стратегиям, можно достичь успеха на рынке.
Зависимость этих двух составляющих можно хорошо проследить на примере трёх этапов продаж: до продажи, во время и после. В эти три момента маркетинг и логистика напрямую связаны, и в зависимости от стадии цикла один будет более актуальным, чем другой, но важно то, что они связаны на протяжении всего цикла.
— Перед продажей: на этом этапе маркетинг и логистика должны быть связаны, для того чтобы начать создавать эффективные стратегии продаж. Область маркетинга должна иметь информацию о доступных продуктах, количестве и способах работы логистики. Благодаря качественным и своевременным данным они могут создать продуктивные, направленные на целевого потребителя рекламные акции. Коммуникационное и информационное управление должно быть оптимизировано, чтобы не возникало недопонимания.
— Во время продажи: в это время, конечно, главным действующим лицом является сама логистика. Эта служба должна работать над тем, чтобы правильно выполнять то, что ранее было обещано в маркетинговых стратегиях. Важно, чтобы информация о запасах, погрузке и разгрузке, сроках доставки и других вопросах, составляющих саму отрасль, была доступна, а процессы слажены и отработаны. Все это необходимо для предоставление качественных логистических услуг.
— После продажи: на этом этапе продукт уже доставлен, поэтому могут произойти две вещи: клиент доволен, и это указывает на то, что все действия, которые были предприняты с самого начала, связанные с маркетингом, и действия, связанные с логистикой, были успешными. Или может случиться так, что клиент остался недоволен либо товаром, либо доставкой. Это может быть связано с самим продуктом или с действиями, непосредственно связанными с процессом логистики, поэтому, если это так, процессы должны быть скорректированы, чтобы эти случаи не повторялись.
Маркетинг формирует спрос, а служба логистики его реализует. Таким образом, маркетинг и логистика имеют много общего, это даже две линии, которые пересекаются внутри компании, и, если их можно адаптировать для совместной работы, они могут изменить ситуацию и повысить ценность предоставляемых услуг. Необходимо использовать плюсы объединения этих двух областей, поскольку конкурентоспособность рынка растет, и лучший способ выделиться на нем — предоставить клиентам отличный сервис. То, что клиенты могут оценить и запомнить хорошее обслуживание, создаст для нас положительный образ и их лояльность.
Литература:
1. Котлер Ф. (Гари Армстронг, Вероника Вонг, Джон Сондерс) — Основы маркетинга, 5-е европейское издание. ИД Вильямс 2014–496 с.
2. Практикум по логистике / А. М. Гаджинский. — 8-е изд 2012. С. 20–56
3. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ: учебник / под. Ред. И. И. Скоробогатых, Д. М. Ефимовой. — М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2017
4. Международный маркетинг: учебник и практикум для бакалавров и магистратуры / под ред. А. Л. Абаева, В. А. Алексунина. — М.: Издательство Юрайт, 2016, 2018–362 с.
5. Портер Майкл, «Конкурентная стратегия» «Альпина Паблишер», Москва, 2015–453 с.
6. Белобородова А. Л., Шарафутдинова Н. С. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности /А. Л. Белобородова, Н. С. Шарафутдинова — Казань: 2018. — 233c.