Современные методики анализа эффективности каналов сбыта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №26 (421) июль 2022 г.

Дата публикации: 29.06.2022

Статья просмотрена: 238 раз

Библиографическое описание:

Поляшова, Е. А. Современные методики анализа эффективности каналов сбыта / Е. А. Поляшова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 26 (421). — С. 188-189. — URL: https://moluch.ru/archive/421/93649/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена анализу современных методик оценки эффективности отдельных каналов сбыта продукции предприятия. Автором обосновывается возможность использования системы показателей оценки эффективности каналов сбыта, а также определяются ограничения каждой из существующих методик оценки.

Ключевые слова: управление сбытом, каналы сбыта, оценка эффективности сбыта, методика оценки эффективности сбыта.

The article is devoted to the analysis of modern methods for assessing the effectiveness of individual sales channels of an enterprise's products. The author substantiates the possibility of using a system of indicators for assessing the effectiveness of sales channels, and also determines the limitations of each of the existing assessment methods.

Keywords: sales management, sales channels, assessment of sales efficiency, methods of assessing sales efficiency.

Сегодня немаловажной частью управления продажами предприятия является подход, в соответствии с которыми проводится анализ показателей развития товарной категории. Использование этого подхода позволяет обеспечить рост эффективности управления продажами, но сама по себе методика оценки достаточно сильно ограничена из-за необходимости нескольких территориальных разрезов продаж.

Расчет показателя развития товарной категории происходит в соответствии со следующей формулой:

CDI = (% продаж продукта в данном регионе / % населения данного региона от общей численности населения РФ) х 100 [1]

Проведение расчета индекса наиболее эффективно один раз в квартал, что позволяет определить наиболее перспективные направления развития сбытовой системы предприятия. При этом следует отметить, что при высоких показателях индекса наблюдается и высокий уровень конкуренции, что влечет за собой необходимость существенного вливания ресурсов в процесс продвижения.

Однако, следует выделить и тот факт, что инвестирование в высоко конкурентный рынок более привлекательно для многих предприятий, чем развитие рынков, на которых не наблюдается спроса на товары или услуги, реализуемые предприятием. Такой подход обосновывается тем, что рынки, на которых вовсе отсутствует спрос достаточно сложно развивается из-за необходимости существенных инвестиций в формирование потребностей у потенциальных клиентов в товарах.

Интересным показателем оценки эффективности системы сбыта продукции является показатель (индекс) развития бренда, который иллюстрирует уровень узнаваемости бренда на рынках, где он представлен. Данный показатель является наиболее объективным в процессе анализа эффективности сбытовой системы предприятия. Это обосновывается тем, что за счет анализа индекса развития бренда формируется целостное понимание эффективности работы того или иного дилера или представительства предприятия. [3]

Формула расчета показателя следующая:

BDI = (% продаж продукта в регионе от всех продаж в стране / % населения данного региона от общего кол-ва населения тех регионов, где компания продает свой товар) х 100 [1]

Важно выделить, что при проведении исследования эффективности сбытовой деятельности предприятия только по показателю BDI могут сформироваться ошибочные выводы относительно работы сбытового канала или всей сбытовой сети в целом. В связи с чем на практике используются оба, из описанных выше показателей — и BDI, и CDI.

Немаловажной частью анализа эффективности сбытовой деятельности предприятия является ABC XYZ анализ. Данная методика предполагает сформирование целостного понимания относительно ценности каждого клиента предприятия. Итоги такого анализа достаточно подробно иллюстрируют какой объем выручки формируют отдельные потребители или их группы, в связи с чем данная методика может использоваться как показатель оценки эффективности работы продавцов на рынке [4].

В рамках использования данной методики может проводиться сравнительный анализ изменений и отклонений по отдельным группам потребителей, в связи с чем сформируются возможности наиболее объективного формирования сбытовой политики предприятия. При этом нельзя не отметить и тот факт, что существенные отклонения по той или иной группе потребителей иллюстрируют неэффективность развития рынка.

Также достаточно часто в практике оценки эффективности использования того или иного канала сбыта продукции используется методика дистрибутивной карты, разрабатываемой для каждой конкретной территории. Однако, данная методика применима только для компаний, имеющих представительства или организовавшие сбыт в городах-миллионниках.

Для оценки эффективности продаж оценивается доля клиентов, не покупающих товар компании из общего количества клиентов. После этого проводится оценка уровня показателя для всех городов, где имеются представительства компании.

Таким образом, можно говорить о том, что в литературе по вопросам эффективного управления сбытом продукции выделяется несколько методик, позволяющих более качественного контролировать отдельные аспекты управления объемами продаж.

Однако, данные методики имеют свои преимущества и недостатки, в связи с чем при их практическом применении особое внимание уделяется возможности их использования.

Литература:

  1. Анализ эффективности продаж: 6 методов [Электронный ресурс] Режим доступа: https://activesalesgroup.ru/analiz-effectivnosti-prodazh/ (дата обращения: 20.05.2021)
  2. Белобородова, А.Л., Мартынова, О. В. Управление продажами /А. Л. Белобородова, О. В. Мартынова. — Казань: Изд-во Казанского университета, 2016. — 88 c
  3. Денисова, И. Н. Управление продажами М.: Спутник+, 2015. — 267 с.
  4. Диянова, С. Н., А. Э. Штезель, А. Э. Управление продажами, — М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2019. — 192 с.
Основные термины (генерируются автоматически): BDI, CDI, ABC, XYZ, методика, продажа продукта, регион, сбытовая деятельность предприятия, сбытовая система предприятия, товарная категория.


Ключевые слова

каналы сбыта, управление сбытом, оценка эффективности сбыта, методика оценки эффективности сбыта

Похожие статьи

Направления повышения эффективности складской деятельности коммерческого предприятия

В статье рассмотрены проблемы складской деятельности коммерческой организации, ранжированные с помощью метода экспертных оценок. Для наиболее значимых проблем предложены направления и алгоритмы решения, позволяющие повысить эффективность складских пр...

Анализ путей повышения конкурентоспособности предприятия

В статье рассмотрено понятие конкурентоспособности организации, и ее значение для деятельности предприятия. Проанализированы методы оценки конкурентоспособности фирмы, а также выявлены различные подходы к определению конкурентной стратегии.

Оценка эффективности организационной структуры управления

Статья посвящена оценке эффективности организационной структуры управления. Рассмотрены различные методы и подходы оценки. Разработан алгоритм проведения оценки эффективности организационной структуры, осуществлен выбор оптимального сочетания показат...

Методологические подходы к оценке конкурентоспособности производственного предприятия

В статье рассмотрены существующие методологии по оценке уровня конкурентоспособности предприятия на современном этапе развития, определены преимущества и недостатки современных методов оценки конкурентоспособности, выявлены группы критериев оценки ко...

Совершенствование подходов и методик анализа финансового состояния предприятия

В данной статье рассматривается проблематика совершенствования методик и подходов к проведению анализа финансового состояния предприятия и обосновываются конкретные способы достижения этой цели.

Особенности оценки эффективности организации транспортного обслуживания нефтегазодобывающих предприятий

В статье рассмотрены подходы разных авторов к оценке эффективности организации производства, выявлены общие и специфические для транспортного обслуживания показатели, произведена их группировка и предложена методика расчета показателей с учетом особе...

Основные методы разработки финансовой стратегии на малых предприятиях

Целью исследования заключается в выявлении, основных методов разработки финансовой стратегии предприятия. В процессе исследования были приведены комплекс существующих методов такие как; анализ, наблюдение и аналогия.

Оценка эффективности организационной структуры торгового предприятия

В работе рассматриваются методы оценки эффективности управления процессами организационных изменений на предприятии, определяются модели структурной эффективности, обосновывается методика формирования интегральных показателей эффективности, их особен...

Организационная культура предприятия и ее влияние на организационную эффективность

В статье рассматриваются такие понятия как «культура», «организационная культура» и «эффективная организационная культура». Анализируются преимущества и недостатки подхода к пониманию организации как культуры. Представлены результаты исследования кор...

Современные проблемы организации аудита эффективности использования государственных средств

В статье рассматриваются теоретические положения организации аудита эффективности использования государственных средств, отражается характеристика предмета и объекта аудита эффективности, выделяются его основные направления, которые сводятся к провер...

Похожие статьи

Направления повышения эффективности складской деятельности коммерческого предприятия

В статье рассмотрены проблемы складской деятельности коммерческой организации, ранжированные с помощью метода экспертных оценок. Для наиболее значимых проблем предложены направления и алгоритмы решения, позволяющие повысить эффективность складских пр...

Анализ путей повышения конкурентоспособности предприятия

В статье рассмотрено понятие конкурентоспособности организации, и ее значение для деятельности предприятия. Проанализированы методы оценки конкурентоспособности фирмы, а также выявлены различные подходы к определению конкурентной стратегии.

Оценка эффективности организационной структуры управления

Статья посвящена оценке эффективности организационной структуры управления. Рассмотрены различные методы и подходы оценки. Разработан алгоритм проведения оценки эффективности организационной структуры, осуществлен выбор оптимального сочетания показат...

Методологические подходы к оценке конкурентоспособности производственного предприятия

В статье рассмотрены существующие методологии по оценке уровня конкурентоспособности предприятия на современном этапе развития, определены преимущества и недостатки современных методов оценки конкурентоспособности, выявлены группы критериев оценки ко...

Совершенствование подходов и методик анализа финансового состояния предприятия

В данной статье рассматривается проблематика совершенствования методик и подходов к проведению анализа финансового состояния предприятия и обосновываются конкретные способы достижения этой цели.

Особенности оценки эффективности организации транспортного обслуживания нефтегазодобывающих предприятий

В статье рассмотрены подходы разных авторов к оценке эффективности организации производства, выявлены общие и специфические для транспортного обслуживания показатели, произведена их группировка и предложена методика расчета показателей с учетом особе...

Основные методы разработки финансовой стратегии на малых предприятиях

Целью исследования заключается в выявлении, основных методов разработки финансовой стратегии предприятия. В процессе исследования были приведены комплекс существующих методов такие как; анализ, наблюдение и аналогия.

Оценка эффективности организационной структуры торгового предприятия

В работе рассматриваются методы оценки эффективности управления процессами организационных изменений на предприятии, определяются модели структурной эффективности, обосновывается методика формирования интегральных показателей эффективности, их особен...

Организационная культура предприятия и ее влияние на организационную эффективность

В статье рассматриваются такие понятия как «культура», «организационная культура» и «эффективная организационная культура». Анализируются преимущества и недостатки подхода к пониманию организации как культуры. Представлены результаты исследования кор...

Современные проблемы организации аудита эффективности использования государственных средств

В статье рассматриваются теоретические положения организации аудита эффективности использования государственных средств, отражается характеристика предмета и объекта аудита эффективности, выделяются его основные направления, которые сводятся к провер...

Задать вопрос