В научной статье проведен теоретический анализ научной литературы по проблемам совершенствования сбытовой деятельности. Представлены мнения ученых о направлениях обеспечения эффективного сбыта товаров при помощи внедрения в практику предприятий концепции стратегического управления, формирования корпоративной культуры и поддержания деловой репутации.
Ключевые слова: сбытовая деятельность, эффективность, перерабатывающее предприятие, маркетинг, бизнес-процесс
Проблемы совершенствования сбытовой деятельности широко освещаются в специальной научной литературе. Многие ученые обращают внимание на повышение эффективности сбытовой деятельности. Среди отечественных ученых следует отметить: Н. В. Святохо раскрыла сущность, виды, принципы формирования и управления стратегией сбытовой деятельности [1]; Г. С. Ферару и В. В. Тулинова акцентировали внимание на особенностях сбытовой деятельности промышленных предприятий [2]; С. В. Слабинский охарактеризовал основные элементы сбытовой деятельности в современных условиях [3]; И. П. Богомолова, О. А. Уразова, Р. И. Ибрагимов, И. Н. Василенко обратили внимание на проблемы организации управления эффективной сбытовой деятельностью на предприятии [4]; А. Д. Цеван разработал организационно-экономический механизм управления производственно-сбытовой деятельностью перерабатывающего предприятия [5]; Н. В. Ковалева рассмотрела проблемы сбытовой деятельности предприятий, оказывающих услуги населению [6]; И. Ю. Кузнецова в своей научной статье определила тенденции развития сбытовой деятельности и ее ключевые особенности [7]. Таким образом, аспекты совершенствования сбытовой деятельности являются актуальными научными проблемами.
По мнению Н. В. Святохо, интеграция Российской Федерации в мировое рыночное пространство требует внедрения в практику деятельности предприятий концепции стратегического управления, которая способна изменить подходы к повышению эффективности сбытовой деятельности. Реализация концепции предполагает формирование информационной базы с целью повышения осведомленности руководителей при поиске средств, возможностей и квалифицированных кадров, способных повысить эффективность сбытовой деятельности. Особое внимание автор уделяет формированию корпоративной культуры, которая способна создать условия для развития инициативы у работников, выработки собственных идей и соображений по поводу содержания, способов и направлений реализации стратегии сбытовой деятельности. Нельзя, по мнению автора, оставить без внимания такой инструмент обеспечения управления сбытовой деятельностью, как диагностика текущего состояния предприятия. Несомненно, нельзя не согласиться с мнением автора, что при формировании стратегии сбытовой деятельности должны быть учтены новейшие разработки и тенденции развития рынка техники и технологий в сфере реализации продукции, а также тенденции цифровизации отраслевой национальной экономики [1, с. 153].
Главным средством, определяющим результаты эффективности деятельности любой организации, отмечают Г. С. Ферару и В. В. Тулинова, является эффективная система сбытовой деятельности. К основным условиям достижения эффективности авторы относят: удовлетворение потребностей основных заказчиков; своевременное реагирование на запросы потребительского рынка; эффективное взаимодействие с внутренними и внешними контрагентами. Авторы обращают внимание на важность участия в сбытовой деятельности предприятия технических экспертов и руководителей, которые являются членами закупочных комитетов. Одним из важнейших инструментов повышения эффективности сбытовой деятельности, считают авторы, является поддержание деловой репутации предприятия, когда оно укладывается в установленные сроки по производству и поставкам продукции. По нашему мнению, авторы выдвинули важные проблемы и разработали актуальные пути их решения, которые способны повысить эффективность сбытовой деятельности предприятия [2, с. 107].
По мнению С. В. Слабинский, сбытовая деятельность является сферой функционирования промышленного предприятия. В соответствии с терминологией французских экономистов сбыт продукции выстраивается цепочкой, которая связывает производителя и потребителя через некоторые звенья. К ним могут относится посредники торговли, дилеры, дистрибьюторы. Автор особое значение уделяет формированию каналов распределения промышленной продукции, которые можно проследить исходя с позиции логистики. В непростых условиях конкуренции на рынке сбытовой продукции происходит смещение затрат товаропроизводителей с проблемой производственно-технологического характера на проблему сбыта. Специалисты в своих работах делают акцент на влияние системы сбыта на все сферы деятельности предприятия, важными рациональными формами распределения товаров и каналов товародвижения. С позиции маркетинга целью сбытовой деятельности предприятия является не только продажа произведенной продукции, но и удобный платежеспособный спрос покупателей. Отметим, что к основным элементам сбытовой деятельности предприятия относится транспортировка, хранение продукции, непосредственна реализация и сервисное обслуживание. Завершением является сбыт, обеспечивающей потребителя продукцией [3 с. 21,22].
Под сбытовой деятельностью определяется комплекс мероприятий продвижения продукции на рынок, утверждают И. П. Богомолова, О. А. Уразова, Р. И. Ибрагимов, И. Н. Василенко, когда продукция подготавливается к отгрузке потребителю и организуются расчеты за нее. Авторы отмечают, что сбытовая деятельность способна достичь объема продаж и удовлетворить спрос платежеспособного современного покупателя. Общеэкономический смысл сбыта продукции проявляется как основа производственно-технологического процесса предприятия. Для того, чтобы бизнес-процесс сбыта продукции был эффективным, необходимо провести комплексное исследование потребностей покупателей, определить потребительские группы, продажи и каналы сбыта покупателям, исходные формы готовой продукции, среду конкуренции, перспективные расширения рыночных ниш. Система эффективного построения и контроля сбыта должна обеспечить достижение плановых показателей на предприятии и конкурентное развитие. В условиях конкурентного рынка приоритетной задачей для предприятия является выбор сбытовой деятельности в рамках одной бизнес-стратегии, которая отвечает в целях бизнеса и запросам потребителей. В заключение отметим, что сбыт является важным критерием и фактором экономического роста предприятия [4, с. 433].
По мнению А. Д. Цеван, сложившиеся экономические условия в Республике Беларусь, требуют от субъекта мясоперерабатывающего подкомплекса построения адекватного организационно-экономического механизма управления производственно-сбытовой деятельностью. Данное направление является основанием для устойчивого направления в развитии предприятия по мясопереработке. В Беларуси предприятия оптовых продовольственных систем находятся в стадии формирования и не в полном объеме обеспечивают потребности совершенствования производственно-сбытовой деятельности. Белорусские и российские ученые-экономисты посвятили свои публикации исследованиям и регулированию продовольственных рынков и товародвижения сельскохозяйственной продукции в качестве сырья. Также можно отметить, особенности сбытовой деятельности, характерные для стран с опытом развития рыночной инфраструктуры, о чем свидетельствуют результаты анализа состояния белорусских и российских рынков продовольственных товаров. Процесс внедрения в хозяйственную деятельность перерабатывающего предприятия эффективного метода сбыта товаров на продовольственном рынке является достаточно длинным и сложным, подход к внедрению должен быть выработан конкретным, реализуемым в каждом отдельном регионе. По нашему мнению, авторы достаточно подробно исследовали теоретические и практические подходы к совершенствованию производственно-сбытовой деятельности ОАО «Могилевский мясокомбинат» [5, с. 227, 228].
По мнению автора Н. В. Ковалева, важным и проблемным бизнес-процессом для предприятия является сбыт. Необходимо учитывать важность подхода к организации и управлению сбытовой деятельности предприятия, чтобы оно было конкурентоспособным. При организации сбыта учитываем экономический интерес производителя на основе платежеспособного спроса потребителей. Сбыт несет в себе функции окончательного результата деятельности предприятия, показывает уровень конкурентоспособности производства. Нельзя не согласится с мнением автора, что в непростое время предприятия не должны терять правильный подход в управлении сбытовой деятельностью [6, с. 1,2].
На сегодняшний день, по мнению И. Ю. Кузнецова, сбытовая деятельность является одной из важных сфер функционирования предприятия, занимающегося коммерческой деятельностью. Сбыт ученые определяют по-разному: характеризуют частью процесса маркетинга и называют важным средством предоставления потребителям необходимых товаров. Эффективной системой перемещения продукта от производителя до конечного потребителя с затратами по минимуму является сбытовая деятельность. Можно выделить два способа сбыта продукции: прямая торговля, дистрибуции через посредника. Собственные каналы продаж не нужны предприятиям, которые продают свои товары через посредников. Мы согласны с мнением автора, что сбытовая деятельность является одной из важных сфер деятельности предприятия. Стабильность предприятия и вид деятельности завесит от реализации лучших продуктов, созданных на высшем качестве, которые позволяют компании захватить огромный рынок сбыта продукции [7, с. 53,54].
Таким образом, к основным проблемам совершенствования сбытовой деятельности ученые относят:
— необходимость разработки концепции стратегического управления, которая способна изменить подходы к повышению эффективности сбытовой деятельности;
— активное участие в сбытовой деятельности предприятия технических экспертов и руководителей, которые являются членами закупочных комитетов;
— эффективное выстраивание элементов сбытовой деятельности предприятия, к которым относятся транспортировка, хранение продукции, непосредственна реализация и сервисное обслуживание;
— система эффективного построения и контроля сбыта на предприятии должна обеспечить достижение плановых показателей и конкурентное развитие;
— внедрение в хозяйственную деятельность предприятия эффективного метода сбыта товаров на продовольственном рынке;
— повышение эффективности сбытовой деятельности за счет обеспечения конкурентоспособности товаров для получения наилучшего окончательного результата деятельности предприятия;
— увеличение объемов реализации продукции, имеющей высшее качество, для обеспечения захвата доли рынка сбыта.
Литература:
- Святохо, Н. В. Стратегия сбытовой деятельности предприятия: сущность, виды, принципы формирования и управления / Н. В. Святохо. — Текст: непосредственный // Научный вестник: Финансы, банки, инвестиции. — 2021. — № 1. — С. 152–161.
- Ферару, Г. С. Особенности сбытовой деятельности промышленных предприятий / Г. С. Ферару, В. В. Тулинова. — Текст: непосредственный // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2016. — № 1. — С. 107–110.
- Слабинский, С. В. Особенности сбыта промышленной продукции в современных условиях / С. В. Слабинский. — Текст: непосредственный // Особенности сбыта промышленной продукции в современных условиях. — 2021. — № 4. — С. 21–26.
- Богомолова И. П., Уразова О. А., Ибрагимов Р. И., Василенко И. Н. Особенности организации управления эффективной сбытовой деятельностью на предприятии / И. П. Богомолова, О. А. Уразова, Р. И. Ибрагимов, И. Н. Василенко. — Текст: непосредственный // Вестник ВГУИТ. — 2020. — Т. 82. № 4. — С. 432–444.
- Цеван, А. Д. Организационно-экономический механизм управления производственно-сбытовой деятельностью ОАО «Могилевский мясокомбинат» / А. Д. Цеван. — Текст: непосредственный // Проблемы экономики. — 2011. — № 2. — С. 227–236.
- Ковалева, Н. В. Управление сбытом в деятельности предприятий сферы услуг / Н. В. Ковалева. — Текст: непосредственный // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — № S6. — С. 1–7.
- Кузнецова, И. Ю. Мировые тенденции развития сбытовой деятельности / И. Ю. Кузнецова. — Текст: непосредственный // Вестник магистратуры. — 2015. — № 12(51). — С. 53–55.