Цель проведённого исследования заключается в изучении самооценки младших школьников в контексте интеллекта. Научная новизна состоит в расширении представлений о формировании адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста, имеющих диагноз задержка психического развития. Выявлены связи между самооценкой и интеллектом детей младшего школьного возраста и составлена коррекционная программа индивидуальных занятий для детей с задержкой психического развития.
Ключевые слова: младший школьный возраст, самооценка, уровень интеллекта, задержка психического развития.
Самооценкой называется оценка личностью самого себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков и места среди других людей; также это степень восприятия себя хорошим, компетентным, достойным уважения.
В период младшего школьного возраста формирование и развитие самооценки идёт наиболее интенсивно, чем на других возрастных этапах. Такое развитие идёт за счёт новой позиции ребёнка — позиции ученика и нового психологического образования — рефлексии. Закладывание самооценки в младшем школьном возрасте определят взгляд ребёнка на его будущее, уровень его притязаний. Поэтому очень важным является формирование у ребёнка адекватной самооценки.
Ведущим видом деятельности младшего школьника является учебная деятельность. Успешность в обучении и оценка учителей становятся важными факторами формирования самооценки ребёнка. Трудности в освоении общеобразовательной программы имеют дети с задержкой психического развития (далее — ЗПР), что может негативно сказываться на формировании их самооценки, следовательно, она может быть неадекватно занижена или завышена.
Самооценка младшего школьника в большей степени, чем у взрослого человека, поддаётся воздействию и изменению. Родителям и педагогам следует уделить особое внимание формированию самооценки детей с нарушениями интеллекта, а психологу, учитывая уровневые характеристики интеллекта ребёнка, организовать коррекционную работу, направленную на работу с самооценкой ребёнка.
Для того чтобы педагог-психолог был способен помочь ребёнку с ЗПР, ему необходимо иметь знания об особенностях самооценки детей с нормой и отклонениями от неё для построения эффективной коррекционной программы, которая будет направлена, как на становление адекватной самооценки ребёнка, так и на развитие его высших психических функций.
Для выявления различий уровня самооценки детей младшего школьного возраста с нормой и задержкой психического развития, нами было проведено исследование, в котором принимали участие 120 учеников младшего школьного возраста (8–10 лет). Выборка была поделена на две группы. Первая группа была представлена школьниками с нормой интеллекта, вторая группа детей имеет подтверждённый диагноз задержка психического развития. В ходе исследования в обеих группах был проведён тест Д.Векслера, результаты которого подтвердили отсутствие и наличие диагноза в первой и второй группах соответственно.
Для проведения исследования нами были использованы три методики: тест для измерения уровня интеллектуального развития Д. Векслера, методики для исследования особенностей самооценки: методика «Лесенка» В. Г. Щур, методика «Какой я?» в модификации О. С. Богдановой.
Методом корреляционного анализа Спирмена были выявлены корреляционные связи между уровнем интеллекта (методика Д.Векслера) и особенностями самооценки детей младшего школьного возраста по методике «Лесенка» В. Г. Щур.
Установлена прямая корреляционная связь между уровнем интеллекта и особенностями самооценки детей младшего школьного возраста. Это может быть объяснено тем, что дети с диагнозом ЗПР имеют уровень интеллекта ниже, чем их сверстники с нормой интеллекта, поэтому менее успешны в обучении. Следовательно, из-за неуспешности в обучении уровень самооценки детей с ЗПР ниже, чем уровень самооценки детей с нормой интеллекта.
Для того, чтобы применить H-критерия Крускала-Уоллеса для несвязанных выборок испытуемые обе группы испытуемых (норма развития и с диагнозом ЗПР) были разделены на три группы, группирующей в этом случае являлся уровень их самооценки (низкая, средняя и высокая самооценка). Применение H-критерия Крускала-Уоллеса для несвязанных выборок позволило установить достоверные различия в группах детей младшего школьного возраста с различными уровнями самооценки. Следовательно, нами были установлены особенности самооценки в каждой из групп испытуемых.
Рассмотрим результаты в каждой из групп.
В группе испытуемых с нормой интеллекта преобладает средний уровень самооценки (адекватная самооценка). Так, дети, имеющие адекватную самооценку, активные, более общительные и инициативные в учебной деятельности. Они обычно с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную. Их прогнозы на свое будущее к концу младшего школьного возраста становятся все более обоснованными и менее категоричными.
Так же в данной группе детей был выявлен высокий уровень самооценки (завышенная самооценка). Их характеризует максимальная самостоятельность, уверенность в собственных силах и способностях. Причем их уверенность в себе основываются на высокой оценке своих возможностей и способностей. В данной группе испытуемых не было выявлено детей с низким уровнем самооценки (заниженная самооценка).
В группе испытуемых с диагнозом ЗПР преобладает низкий уровень самооценки (заниженная самооценка). Такой уровень самооценки у младших школьников ярко проявляется в их поведении и чертах личности. Если таким детям предложить проверить свою работу, найти в ней ошибки, они перечитывают работу молча, ничего не меняя, или отказываются проверять себя, мотивируя это тем, что все равно ничего не увидят. Поощряемые и подбадриваемые учителем, они постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибки. Эти дети выбирают только легкие задачи, как в жизни, так и в экспериментальной ситуации. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой деятельности. Деятельность других переоценивают. Неуверенность в себе у этих детей особенно ярко проявляется в их планах на будущее. Такую тенденцию можно объяснить тем, что дети с ЗПР обучаются в классе с детьми с нормой развития, но они менее успешны в обучении, что влияет на их самооценку, они становятся менее уверены в себе.
Завышенная самооценка у детей с ЗПР встречается достаточно часто. Дети в данной группе, не раздумывая, ставили себя на самую высокую ступеньку при выполнении задания в методике «Лесенка». Это может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими, нечувствительность к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.
При среднем уровне самооценки (адекватная самооценка) у детей с ЗПР сформировано положительное отношение к себе, они умеют оценивать себя и свою деятельность.
Так как в ходе эмпирического исследования установлена взаимосвязь между особенностями самооценки детей младшего школьного возраста и уровнем интеллекта, программа коррекции заниженной самооценки детей с задержкой психического развития будет включать как работу непосредственно с самооценкой школьника, так и развитие памяти, внимания, мышления, восприятия. Составленная программа коррекционно-развивающих индивидуальных занятий для детей младшего школьного возраста с диагнозом ЗПР направлена на формирование у обучающихся адекватной самооценки и всестороннее развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия) с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.