Тревожность подростков с задержкой психического развития в современных условиях образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №46 (493) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 19.11.2023

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Мельникова, М. П. Тревожность подростков с задержкой психического развития в современных условиях образования / М. П. Мельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 448-449. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107923/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье рассматривается тревожность подростков с задержкой психического развития в современных условиях образовательной среде. Проблема тревожности весьма актуальна в наши дни. Много факторов: социальные и индивидуальные, приводят к тому, что в подростковом возрасте это явление встречается частым. Специфические особенности подростка с задержкой психического развития, как самооценка, уровень притязаний и неустойчивая эмоциональная сфера приводит к дезорганизации личности подростка. Личностное развитие таких подростков в образовательной среде должно создать условия обеспечения безопасного устойчивого развития.

Ключевые слова: задержка психического развития, личность, подросток, тревожность.

This article examines the anxiety of adolescents with mental retardation in the modern educational environment. The problem of anxiety is very relevant these days. Many factors: social and individual, lead to the fact that in adolescence this phenomenon is frequent. The specific features of a teenager with mental retardation, such as self-esteem, the level of claims and an unstable emotional sphere leads to disorganization of the adolescent's personality. The personal development of such adolescents in an educational environment should create conditions for ensuring safe sustainable development.

Keywords: mental retardation, personality, teenager, anxiety.

Интеграция в общество подростка с нарушениями развития приобретает всё более острый вопрос. В настоящее время традиционная система образования являлась дифференцированной и инклюзивной формой. Но появилась тенденция на западные стандарты образования, а особенно специального, объясняется либерализацией и гуманизацией современного образования. Новая форма обучения даёт возможность социально компенсировать дефект (задержкой психического развития), за счёт совместного обучения и воспитания подростков с ограниченными возможностями здоровья в школах общего совместно с нормально развивающими сверстниками.

Согласно мнению А. Г. Асмолова, «тревожность является постоянно или ситуативно проявляемым свойством человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [1].

Актуальной проблемой является проблема тревожности, что возникает у учащихся — детей и подростков. Чувство тревожности в подростковом возрасте неизбежно. Однако интенсивность этого переживания не должна превышать индивидуальной для каждого подростка «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующее влияние. Наиболее типично возникновение школьной тревожности, связанной с социально-психологическими факторами или фактором образовательных программ.

Имеются определенные особенности проявления тревожности подростков с задержкой психического развития. Задержка психического развития — это психолого-педагогическое определение наиболее распространенно в психофизическом развитии. Оно чаще среди встречающихся у детей отклонений. Характеризуется задержка психического развития такими признаками как неустойчивость внимания, низкий уровень вербальной памяти и продуктивности запоминания и отставание в развитии абстрактно-логического мышления, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, личностная незрелость в целом. Уровень тревожности, соответствующий норме, необходим для эффективного приспособления к действительности. Высокий уровень тревожности — это проявления психического неблагополучия, является субъективным показателем. Возраст 13–14 лет более сложно воспринимается подростками, который связан с пиком эмоциональной напряженности и трактуется Л. С. Выготским (1982) как кризис 13 лет [2]. Тревожные подростки с ЗПР имеют склонность к вредным привычкам невротического характера.

Г. В. Грибанова проводила сравнительное исследование личностных особенностей подростков 13 − 16 лет с задержкой психического развития, в специальной и общей школе. Автор указывает на то, что тревожность у подростков с задержкой психического развития в структуре личности, стоит на третьем месте, в отличие от нормы, обучающихся общей школе, на пятом (из двенадцати позиций) [з]. Подобная тенденция может быть обусловлена спецификой формирования личности у таких подростков, в частности, характерной для них нестабильностью эмоционально-волевой сферы, негативным влиянием социальных факторов, отражающих на фоне низкой учебной деятельности.

И. Ф. Марковская, занимающая проблемами детей с задержкой психического развития, отмечает, что взрослые играют ведущую роль в воспитании и обучении, важный социальный фактор, влияющих на адаптацию таких подростков [4]. Родители и ближайшие взрослые родственники, дающие им эмоциональную поддержку, принимают их полностью и безоговорочно как значимые.Поддержка и одобрение снимают тревожность, уменьшают страхи подростка и укрепляют в нём чувство безопасности и уверенности в себе.

Профилактика тревожности, обеспечение устойчивого развития подростков с задержкой психического развития — это, прежде всего осведомление, важно уметь распознавать и знать признаки тревожности и факторы, способствующие её снижению и преодолению. Для преодоления тревожного состояния подростков важно не только совладать с тревогой и тревожным состоянием (специальная дыхательная гимнастика, упражнения на саморегуляцию и релаксацию), но и помощь специалистов образовательного процесса.

Для обучающихся подростков с задержкой психического развития (с ограниченными возможностями здоровья) разработана адаптированная основная образовательная программа основного общего образования (далее — АООП ООО) разработана с учётом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей подростка конкретной нозологической группы, которой он относится, и обеспечивает освоение содержания образования, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию [5].

Для оказания психолого-педагогической помощи целевым группам обучающихся (испытывающим трудности в обучении, находящимся в трудной жизненной ситуации, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся с ОВЗ и (или) инвалидностью, одаренным детям) в школах создается и успешно функционирует служба психолого-педагогического сопровождения, реализуется модель инклюзивного образования. По каждому направлению проводится комплекс мероприятий, реализуется программа сопровождения.

Таким образом, подростки с задержкой психического развития, интегрированные в среду нормально развивающими сверстниками, хорошая база для воспитания, обучения, психологической коррекции, создания оптимальных условий для становления психофизического состояния и предотвращения формирования вторичных дефектов, в развитии таких подростков. А профилактика тревожных состояний и обучения навыкам общения без конфликтов в образовательной среде может быть условием безопасного устойчивого развития. Психологическая устойчивость, адекватная самооценка и хорошее настроение рассматриваются как факторы управления психическими состояниями и как основа безопасного устойчивого развития подростка с задержкой психического развития.

Литература:

  1. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно–историческое понимание развития человека. — М.: Просвещение, 2017. — 300 с.
  2. Выготский Л. С. Педагогическая психология ∕ Л. С. Выготский, В. В. Давыдов. — М.: АСТ: Астрель, 2010. — 671с.
  3. Грибанова Г. В. Психологическая характеристика личности подростка с задержкой психического развития. ∕∕ Дефектология. 1986. № 5. — С. 13–20.
  4. Марковская И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. — М.: Компенс — центр, 1993.− 198 с.
  5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения: 16.11.23).
Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, задержка, подросток, безопасное устойчивое развитие, образовательная среда, общая школа, ограниченная возможность здоровья, подростковый возраст, проблема тревожности, психофизическое развитие.


Похожие статьи

Коммуникативная сфера младших школьников с задержкой психического развития

В статье рассматриваются особенности коммуникативной сферы младшего школьного возраста, так как в зависимости от её развития ребёнок адаптируется в новой для себя учебной обстановке, взаимодействует с учителем и сверстниками, проявляет себя в роли уч...

Психологические детерминанты девиантного поведения подростков

Работа посвящена причинам и условиям девиантного поведения подростков. Раскрываются различные аспекты, отрицательно влияющие на формирование личности. Подростки, подверженные влиянию негативных факторов, активно противостоят событиям, с которыми не м...

Особенности проявления социофобии у подростков

Данная научная работа исследует особенности проявления социофобии у подростков. Социофобия является одним из распространенных психологических расстройств среди подростков, которое сопровождается страхом и тревожностью в социальных ситуациях. Целью ис...

Влияние стиля детско-родительских отношений на школьную тревожность подростков

В статье рассматривается взаимная обусловленность детско-родительских отношений и школьной тревожности подростков. Представлены теоретические аспекты проявления тревожности в подростковом возрасте. По результатам эмпирического исследования показана в...

Особенности самооценки детей младшего школьного возраста с различными уровневыми характеристиками интеллекта

Цель проведённого исследования заключается в изучении самооценки младших школьников в контексте интеллекта. Научная новизна состоит в расширении представлений о формировании адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста, имеющих диагноз з...

Исследование самооценки в зависимости от гендерных особенностей у младших подростков

В статье рассматривается проявление гендерных особенностей самооценки у младших подростков. Описывается важность изучения темы для дальнейшей эффективной работы педагога-психолога с детьми младшего подросткового возраста, для облегчения адаптационног...

Проявление уровня тревожности в подростковом возрасте в зависимости от типа темперамента

В статье рассматриваются такие понятия как тревожность, темперамент. Дается краткое пояснение типов темперамента и их проявления. Представлена краткая характеристика основных понятий, связанных с проблематикой тревоги. Показано, каким образом влияют ...

Влияние особенностей семьи на формирование аддиктивного поведения подростка

В данной статье затрагивается проблема появления подростков с аддиктивным поведением. Автор дает описание характерных черт присущих подростка данной группы, а также процессам оказывающих влияние на становление данного типа поведения. На основе получе...

Развитие коммуникативной компетенции молодых учителей в период первичной профессионализации

Принято считать, что молодые учителя приходят в школу уже со сформированными коммуникативными компетенциями и что нужно их только развивать. Практика показывает обратное. Молодой учитель после института, не имея опыта общения с современными учениками...

О формировании коммуникативных компетенций у умственно отсталых подростков как условие профилактики виктимного поведения

Подростковый возраст признается более восприимчивым в отношении эмоциональных расстройств и нарушения поведения не только у детей нормы, но и подростков с умственной отсталостью.

Похожие статьи

Коммуникативная сфера младших школьников с задержкой психического развития

В статье рассматриваются особенности коммуникативной сферы младшего школьного возраста, так как в зависимости от её развития ребёнок адаптируется в новой для себя учебной обстановке, взаимодействует с учителем и сверстниками, проявляет себя в роли уч...

Психологические детерминанты девиантного поведения подростков

Работа посвящена причинам и условиям девиантного поведения подростков. Раскрываются различные аспекты, отрицательно влияющие на формирование личности. Подростки, подверженные влиянию негативных факторов, активно противостоят событиям, с которыми не м...

Особенности проявления социофобии у подростков

Данная научная работа исследует особенности проявления социофобии у подростков. Социофобия является одним из распространенных психологических расстройств среди подростков, которое сопровождается страхом и тревожностью в социальных ситуациях. Целью ис...

Влияние стиля детско-родительских отношений на школьную тревожность подростков

В статье рассматривается взаимная обусловленность детско-родительских отношений и школьной тревожности подростков. Представлены теоретические аспекты проявления тревожности в подростковом возрасте. По результатам эмпирического исследования показана в...

Особенности самооценки детей младшего школьного возраста с различными уровневыми характеристиками интеллекта

Цель проведённого исследования заключается в изучении самооценки младших школьников в контексте интеллекта. Научная новизна состоит в расширении представлений о формировании адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста, имеющих диагноз з...

Исследование самооценки в зависимости от гендерных особенностей у младших подростков

В статье рассматривается проявление гендерных особенностей самооценки у младших подростков. Описывается важность изучения темы для дальнейшей эффективной работы педагога-психолога с детьми младшего подросткового возраста, для облегчения адаптационног...

Проявление уровня тревожности в подростковом возрасте в зависимости от типа темперамента

В статье рассматриваются такие понятия как тревожность, темперамент. Дается краткое пояснение типов темперамента и их проявления. Представлена краткая характеристика основных понятий, связанных с проблематикой тревоги. Показано, каким образом влияют ...

Влияние особенностей семьи на формирование аддиктивного поведения подростка

В данной статье затрагивается проблема появления подростков с аддиктивным поведением. Автор дает описание характерных черт присущих подростка данной группы, а также процессам оказывающих влияние на становление данного типа поведения. На основе получе...

Развитие коммуникативной компетенции молодых учителей в период первичной профессионализации

Принято считать, что молодые учителя приходят в школу уже со сформированными коммуникативными компетенциями и что нужно их только развивать. Практика показывает обратное. Молодой учитель после института, не имея опыта общения с современными учениками...

О формировании коммуникативных компетенций у умственно отсталых подростков как условие профилактики виктимного поведения

Подростковый возраст признается более восприимчивым в отношении эмоциональных расстройств и нарушения поведения не только у детей нормы, но и подростков с умственной отсталостью.

Задать вопрос