В статье произведен анализ процесса адаптации к учебной деятельности детей с задержкой психического развития, которые имеют трудности в обучении.
Ключевые слова: задержка психического развития, школа, адаптация, трудности в обучении.
Психологическая адаптация детей с задержкой психического развития к школе представляет собой одной из важнейших проблем, актуальность которой обусловлена сегодня традиционными запросами психолого-педагогической практики. Рост психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррелирует с общим снижением успеваемости, в особенности на начальных ступенях обучения. Необходимость определения причин трудностей в обучении и развитии учащихся с задержкой психического развития в сравнении с детьми с иными нарушениями, а также с нормально развивающимися школьниками обусловлена нуждами практики. По типу поведения, особенностям познавательной деятельности школьники с задержкой психического развития значительно отличаются от сверстников и нуждаются в специальных коррекционных воздействиях для компенсации нарушений.
Абсолютно все учащиеся первого класса в той или иной степени испытывают трудности в период адаптации к учебной деятельности. Это выражается в ускоренной утомляемости, сниженном аппетите, головных болях, апатии. Ребёнок капризничает, часто плачет. Возникают частые перепады настроения, снижение самооценки, подавленность. А некоторые учащиеся могут проявлять агрессию в сторону учителей, одноклассников, родителей. Отсутствует желание приходить в школу, появляется отрицательное отношение к учебной деятельности. Возможны протесты, истерическое поведение.
Поступление в школьную организацию образования вносит огромные перемены в распорядок дня ребенка. Школа с первых дней ставит перед ребенком целый список задач, требующих изменения его ментальных и физических сил. Следовательно, необходимо некоторое время, чтобы произошла успешная адаптация к школьному обучению и ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать требованиям педагогов.
В психологической литературе понятие адаптации интерпретируется с акцентом на индивидуальные, личностные качества и структуру личности в целом. Изучением процесса адаптации занимались такие ученые–современники и классики как: Г.М. Андреева [1], Л. С. Выготский [2], О. А. Журбина [3], Е. Г. Речинская [4], Л. А. Данилова [5].
Особое внимание к проблеме человека и его деятельности в условиях научного прогресса вызвало необходимость углубленного изучения проблемы адаптации. В особенности выделяют два вида адаптации: психическую и физиологическую.
Психическую адаптацию, в частности, рассматривают как результат деятельности единой самоуправляемой системы. Ее можно определить, как процесс установления оптимального взаимодействия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет ребенку удовлетворять актуальные потребности и реализовать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие типичной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.
Физиологическая адаптация (поведенческая) — совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды.
Понятие «социально–психологическая адаптация» рассматривается ученым Г. Р. Дичевым как сложная система приспособительных мероприятий, направленных на овладение новыми общественными формами деятельности, и связанная, прежде всего с изменением статуса ребенка [6].
Адаптационный период ребенка к школе может длиться от 3 недель до 6 месяцев, это зависит от множества факторов: индивидуальные особенности развития ребенка, способы взаимоотношений с окружающими людьми, тип учебной организации образования, уровень сложности образовательной программы и степень готовности ребенка к школьной учебной деятельности. Важнейшим фактором является поддержка взрослых. Чем больше ребенку окажут посильную помощь в этом непростом процессе, тем скорее и успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.
При поступлении в учебное заведение у ребенка меняется привычный ему ритм и образ жизни. К примеру, у него изменяется социальная роль: из дошкольника ребенок превращается в ученика. Также у него появляются новые обязанности: подготавливать домашнее задание, приходить вовремя в школу, быть внимательным и сосредоточенным на уроках, дисциплинированным, неконфликтным и т. д.
Параллельно у ребенка сменяется ведущая деятельность. До начала обучения в школе дети с задержкой психического развития заняты игрой. С приходом в школу они овладевают учебными навыками. Главное различие между игровой и учебной деятельностью состоит в том, что игровая деятельность в основном свободна и неподконтрольна, а учебная деятельность построена на произвольных усилиях ребенка.
Особое внимание ребенку с задержкой психического развития должны уделять педагоги и психологи. Они играют большую роль в процессе адаптации ребенка к школе. Если учитель изучит все особенности ребенка с задержкой психического развития, и, опираясь на полученную информацию, будет проводить урок согласно полученным результатам наблюдения и диагностики, то процесс приспособления к обучению в школе будет проходить благополучно и более успешно и результативно.
При оказании помощи со всех направлений окружения ребенка, дети с задержкой психического развития получают возможность намного быстрее привыкнуть к новой среде.
Также можно сказать, что проблемой адаптации ребенка с задержкой психического развития является не только особенности его познавательных процессов, но и эмоциональный тип поведения. Ребенок не всегда может удержать в себе свои эмоции, возможна негативная реакция на действия, которые ему не нравятся, он может поддаться конфликту или расплакаться.
Родителям необходимо подготавливать ребенка к школе, заниматься с ним. Уже с детства нужно приучать ребенка к определенному распорядку дня. Также педагог должен снисходительно относиться к детям с задержкой психического развития. В ходе урока использовать разные виды работ, разнообразные формы подачи материала, красочный и яркий наглядный материал. Самая важная цель для педагога — заинтересовать детей, чтобы у них возникла мотивация к обучению в школе.
Неотъемлемой частью работы по адаптации к школе с детьми с задержкой психического развития является работа таких специалистов как психолог и дефектолог. Они проводит коррекционно-развивающие занятия для более эффективного результата учебной деятельности. При взаимодействии специалистов с педагогами и поддержке родителей дети с задержкой психического развития намного легче адаптируются.
При тяжелой форме задержки психического развития, неблагоприятных условиях и не оказании помощи специалистов может возникнуть дезадаптация.
Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что дети, которые имеющие задержку психического развития относятся к «группе риска» по уровню их успешности в процессе адаптации по сравнению с нормотипичными детьми. Особенности развития детей, их познавательная и эмоционально–волевая сферы не позволяют без особой помощи специалистов, педагогов и родителей осуществить успешную адаптацию к обучению образовательном учреждении. Начальный период обучения вызывает у таких детей высокий уровень тревожности и возникновение агрессивного поведения. Для успешной школьной адаптации необходимо создать особую образовательную среду, в которой учащимся с задержкой психического развития будет комфортно находиться, а также оказывать своевременную помощь и поддержку педагогов и психологов.
Литература:
1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 1999. — 325 с.
2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М.: АПН РСФСР, 1960. — 436 с.
3. Журбина О. А. Дети с задержкой психического развития. — М.: Феникс, 2007.
4. Речицкая Е. Г. Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития. — М.: Владос, 2014. — 155 с.
5. Данилова Л. А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития. — М.: Детство–Пресс, 2011. — 97 с.
6. Дичев Г. Р. Общение // Дефектология. — 1999. — № 2. — С. 24.