В статье представлены теоретические и практические исследования ученых о тревожности подростков с задержкой психического развития, возможности ее коррекции.
Ключевые слова: тревога, тревожность, задержка психического развития, подростковый возраст, коррекция.
Происходящие в настоящее время процессы девальвации нравственно-этических ценностей могут негативно влиять и на формирование чувства социальной незащищенности, снижают адаптивный потенциал, влияют также на возрастание социальной и личностной тревожности подростков в их трудный переходный период развития.
Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Социальная ситуация развития подростков в условиях современности характерна постоянно меняющимися неблагоприятными внешними стрессовыми и экологически неблагоприятными условиями, и именно поэтому тревожность становится частым нарушением эмоциональной сферы детей школьного возраста. Исследователи, разрабатывавшие проблему тревожности (Прихожан А. М., Салливен С., Спилбергер Ч. Д., Фрейд 3., Ханин Ю. Л., Хорни К., и др.) отмечают, что тревожность является не только одним из основных свойств личности, но и фактором, определяющим ее развитие. Большинство авторов придерживаются мнения о том, что эмоциональные расстройства у детей не проходят бесследно, а проявляются в особенностях личности и находят отражение в последующей жизни. То есть, возникнув в детском возрасте, в результате соприкосновения с неблагоприятной социальной средой, тревожность может постоянно и неизменно присутствовать на протяжении всей жизни человека.
Понятие «тревога» было введено в психологию 3. Фрейдом в 1925 г. Ученый развел понятия страх и тревога и конкретизировал конкретный или неопределенный страх, безответный страх — тревогу, носящую глубинный, иррациональный характер и страх — имеющий внутренний характер. Согласно психоаналитической теории, тревожность характеризуется тремя основными признаками: специфическим чувством неприятного; соответствующими соматическими реакциями, проявляющимися в усилении сердцебиении и возбуждении в вазомоторной сфере (побледнение или покраснение кожи человека и т. д.) и осознанием этого переживания [6].
В отечественной психологии тревожность изучалась в рамках деятельностного подхода. В представлениях отечественных ученых само понятие тревога (англ. anxiety) обозначает переживание эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности [1].
Тревога, как состояние, по мнению А. М. Прихожан возникает в ответ на действие какого-либо определенного фактора. Состояние тревоги, являясь первой эмоциональной ситуативной реакцией на различные стрессоры, является неотъемлемой частью эмоциональных переживаний участников любой значимой ситуации [4].
Исследователи (Спилбергер Ч. Д., Ханин Ю. Л.) термин «тревожность» используют для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать состояние тревоги. Эта особенность напрямую не проявляется в поведении, но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у человека наблюдаются состояния тревоги [5].
Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) является психолого-педагогическим и прежде всего свидетельствует об отставании в развитии психической деятельности ребенка. Причины такого отставания ученые разбивают на две группы: клинико-биологические и социально-психологические причины. В первом случае одним из отрицательных факторов специалисты называют наследственность, снижающую защитные механизмы и ограничивающую приспособительные функции личности. Проявляться она или в наследовании умственной недостаточности, характерной преобладанием предметно-конкретного мышления, невозможности полного осмысления различных жизненных ситуаций, недостаточной критической оценки своих поступков, приводящих часто подростков с ЗПР к социальной дезадаптации, или в наследовании аномальных черт характера, которые приводят к развитию личности, часто неспособной в полной мере регулировать свое поведение в обществе, особенно в неблагоприятных, кризисных ситуациях.
Перечень социально-психологических факторов, прямо или косвенно влияющих на задержку психического развития ребенка, достаточно широк. Относятся к таким факторам ранняя депривация, неприятие родителями (или лицами, замещающими родителей) ребенка, алкоголизм и наркомания родителей, неблагоприятная экология, различные варианты неправильного воспитания, фактор неполной девиантной семьи, низкий образовательный уровень родителей и т. д.
Для подростков с ЗПР характерны незрелость эмоционально-волевой сферы, сочетающаяся с недостаточным уровнем знаний и бедностью представлений. Развитие ребенка в условиях гиперопеки (чрезмерной, излишней опеки) ведет к отсутствие или недостаточность самостоятельности, инициативности, ответственности. Дети с такой формой ЗПР не способны к волевому усилию, у них отсутствует произвольная форма поведения. Все эти качества в конечном счете ведут к тому, что ребенок оказывается неприспособленным к жизни [2].
Для осуществления психологической коррекции тревожности подростков с ЗПР возможно применение различных методов психологической коррекции.
Среди признанных в мировой психо-коррекционной практике подходов к коррекции выделяются специалистами: психодинамический (психоаналитический) подход, поведенческий подход, деятельностный подход, когнитивистский подход, экзистенционально-гуманистический подход, гештальт-терапия, психодрама, телесно-ориентированный подход, психосинтез, трансперсональный подход и т. п. [3].
Формирование социально-психологической устойчивости за счет коррекции тревожности специалисты (Нагаев В. В., Толстов В. Г., Толстов В. В.) рекомендуют осуществлять в процессе социально-психологической реабилитации. Рассматривается учеными реабилитация как система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий. Все эти направления помощи предполагают предупреждение развития патологических процессов личности, а также и коррекцию нарушений в личностном развитии [7].
А. М. Прихожан рекомендует с учетом полученных в результате диагностических процедур результатов планировать цели и задачи работы с группой подростков с ЗПР в тренинговой группе. Целью, например, по мнению специалиста может выступить улучшение межличностных взаимоотношений подростков в группе за счет развития личностных особенностей, формирования коммуникативных умений и формирования положительных взаимоотношений со сверстниками. В качестве подцелей можно планировать формирование этических норм поведения в обществе; развитие осознания основ дружеских взаимоотношений, как одной из важнейших морально-этических ценностей в обществе; воспитывать нравственную культуру миропонимания, культуру отношений, культуру поведения [4].
Для повышения эффективности коррекции во многих случаях необходима «терапия среды», как семейной, так и школы. Это положение, особенно важное для подросткового возраста, остается значимым и для последующих периодов развития.
По большому счету в целом в работе с подростками с ЗПР следует решать целый ряд задач: обучать навыкам саморегуляции в психотравмирующих ситуациях; навыкам психоэмоциональной релаксации; формировать позитивное представление о собственных возможностях; способствовать оптимизации самооценки; обучать навыкам межличностного взаимодействия.
Таким образом, характерной чертой подростков c ЗПР с повышенным уровнем тревожности, является эмоциональная неустойчивость и высокий уровень тревожности.
Для осуществления коррекции повышенной тревожности возможно применение различных методов психологической коррекции, и, в частности, поведенческом и деятельностном, целесообразной является групповая форма работы.
На основе анализа психолого-педагогической литературы можно сделать следующие выводы.
Понятием «тревожность» большинство психологов обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.
В последние десятилетия отмечается рост количества детей с задержкой развития. Малоизученными остаются пока аспекты познавательной и эмоциональной сфер, связанные со спецификой проявления тревожности подростков с задержкой психического развития.
Тревожные подростки с ЗПР обычно обладают низкой уверенностью в себе и своих возможностях, неустойчивой самооценкой, недоверчивостью к другим, несформированными коммуникативными умениями и навыками.
Для осуществления коррекции повышенной тревожности подростков с задержкой психического развития можно применять различные методы психологической коррекции, основанных на таких подходах, как: психодинамический, поведенческий, деятельностный, когнитивный подход, гештальт-терапия и т. п.
Литература:
- Большой толковый психологический словарь /сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — СПб. — Прайм-Еврознак, 2016. — 672 с.
- Дети с задержкой психического развития. /Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М., 2016. — 201 с.
- Настольная книга практического психолога / Сост. С. Т. Посохова, С. Л. Соловьева. — СПб.: Сова, 2008. — 671 с.
- Прихожан, А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А. М. Прихожан // Психологическая наука и образование. — 1998. — № 2. — С.39–45.
- Спилбергер, Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Ч. Д. Спилбергер // Стресс и тревога в спорте. — М., 1999. — 57 с.
- Фрейд, З. Психоанализ и детские неврозы / З. Фрейд. — Психоаналитические этюды. — Минск, 2012. — 340 с.
- Шевченко, С. Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты / С. Г. Шевченко. — М.: Владос, 2011. — 250 с.