Проявление уровня тревожности в подростковом возрасте в зависимости от типа темперамента | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ткаченко, А. Д. Проявление уровня тревожности в подростковом возрасте в зависимости от типа темперамента / А. Д. Ткаченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27.1 (317.1). — С. 81-83. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72457/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются такие понятия как тревожность, темперамент. Дается краткое пояснение типов темперамента и их проявления. Представлена краткая характеристика основных понятий, связанных с проблематикой тревоги. Показано, каким образом влияют и как отражаются тревога и страх на подростковом возрасте. В статье представлены также результаты эмпирического исследования проявления уровня тревожности к определенному типу темперамента.

Ключевые слова: тревога, подростковый возраст, темперамент, родители, восприятие тревоги подростками.

У каждого человека рано или поздно возникает желание познать самого себя и узнать других, понять мотивы поступков как своих, так и окружающих людей.. Для правильного понимания, для объективного анализа и формирования правильных выводов нам нужно учитывать такие индивидуальные особенности, как темперамент, тревожность, и другие, неотъемлемо связанные между собой и составляющие «картину» личности человека.

Тревожные расстройства относят к наиболее распространенным психическим расстройствам подросткового возраста. Тревожность отражается на всех сферах жизни подростка, заметно ухудшая его самочувствие, взаимоотношения в семье и обществе, снижая успеваемость в учебном процессе.

Слово «темперамент» (от лат. temperans, «умеренный») в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей». Синонимичное ему по значению греческое слово «красис» (др.-греч. κράσις, «слияние, смешивание») ввёл древнегреческий врач Гиппократ.

Темперамент означает биологическое, врожденное, а не приобретенное качество человека. Он наследуется ребёнком от родителей. Темперамент определяет и обеспечивает скорость, силу и уравновешенность реакций на раздражитель, на изменившиеся условия внешней среды. [1, с. 54]

Темперамент в большой мере участвует в формировании личности. Как совокупность индивидуальных особенностей, он влияет на динамику и эмоциональную сторону деятельности и поведения человека. От темперамента зависит тревожность, импульсивность, эмоциональность, впечатлительность и другие свойства личности. [1, c. 34].

Выделяется четыре типа темперамента: холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик.

Для того, чтобы продуктивно взаимодействовать с каждым типом темперамента, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого из них. Вкратце рассмотрим основные характеристики каждого из темпераментов.

Холерику присуще: неуравновешенное поведение, сильные эмоциональные переживания, слабое терпение, агрессивность в поведении.

Сангвиник человек комфорта. Он занимается тем, что любит и то, что ему нравится. Он непостоянный, доверчивый и легковерный.

Меланхолик: Трудно адаптируемый, склонный к истерии, ранимый.

Флегматик: Уравновешенный, слабо эмоциональный, терпеливый, сдержанный. [5,С. 152]

Рассматривая понятие тревожности, можно сделать следующие выводы: тревожность понимается как индивидуальная психологическая особенность личности, проявляющаяся в склонности к частым и интенсивным переживаниям и пребывающим в состоянии тревоги без явных на то оснований [4,С.124]

Тревога — это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий. [2,С.16]

К стрессовым ситуациям, специфичным для детского возраста, у подростков добавляются свои «собственные»: экзамены, неразделенное чувство, соперничество со сверстниками и усугубление споров с родителями. У подростков с тревожными расстройствами повышается риск развития депрессии, нарушаются взаимоотношения в семье и обществе, нарастает социальная изоляция [3, с. 37]

Рассматривая понятие тревожности, мы решили выявить гипотезу, в которой мы совместили уровень проявления тревожности с типом темперамента. Мы предположили, что у таких типов темперамента, как холерик и сангвиник в силу проявлений индивидуальных особенностей их темперамента должен быть низкий уровень тревожности. Соответственно, у меланхоликов и флегматиков уровень тревожности должен быть несколько выше, чем у холериков и сангвиников.

Для доказательства гипотезы нами было проведено социологическое исследование среди студентов 1- 2 курса «Вяземского лесхоз — техникума им. Н. В. Усенко». Группа исследуемых составила 50 человек. В ходе работы нами были применены две методики: тест-опросник Айзенка для определения типов темперамента, и методика шкалы реактивной и личностной тревожности (Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханина). В ходе опроса по данным методикам нами были получены следующие результаты таблица 1.

Таблица 1

Результаты изучения темперамента студентов

Тип темперамента

Количество человек

процент

Холерик

15

30 %

Меланхолик

15

30 %

Флегматик

12

22 %

Сангвиник

8

18 %

Сопоставив методику определения тревожности и методику определения темперамента, были получены результаты, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Взаимосвязь тревожности и темперамента студентов

Тип темперамента

Уровень тревожности

высокий

умеренный

низкий

флегматик

7 %

78 %

15 %

сангвиник

20 %

80 %

0 %

меланхолик

34 %

66 %

0 %

холерик

20 %

55 %

25 %

Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы: поставленная гипотеза была доказана нами частично, так в своей основе уровень тревожности студентов был на среднем уровне. Делая выводы по отдельным типам темперамента можно сказать, что у холериков гипотеза практически была доказана. Уровень тревожности у холериков, в целом, клонился к более низкому показателю, нежели к высокому. Что касается меланхоликов и флегматиков, то мы считаем, что гипотеза тоже была доказана — уровень тревожности у людей данного типа темперамента постоянно стремился к росту. В отношении сангвиников гипотеза дала сбой: уровень тревожности у них держится на среднем стремящимся к росту уровне.

Вопросы по выявлению причин возникновения и способов коррекции тревожного поведения на наш взгляд являются наиболее злободневными. И особенно, для педагогов.

Ведь современный педагог — это своего рода психолог, и на сегодняшний день вопросы изучения подростковой тревожности занимают значительное место в современной психологии и в работе любого педагога. На наш взгляд, эти вопросы непосредственно нужно учитывать в своей работе каждому наставнику, находя индивидуальный подход непосредственно к каждому студенту. Ведь каждый студент — это личность, индивидуальная и неповторимая.

Литература:

  1. Белоус В. В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие. — Пятигорск: 2008. — 180 с.
  2. Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст A. М. Прихожан. — СПб.: Питер, 2007. — 192 с.
  3. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. — Москва: Моск. психолого-социал. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2000. — 304 с.
  4. Зайцев Ю. А., Хван А. А., Тревожность в подростковом и раннем юношеском возрасте: диагностика, профилактика, коррекция / Ю. А. Зайцев, А. А. Хван. — Кемерово, 2006. — 112 с.
  5. Федосеенков А. В. Содержание механизмов маргинальности. В кн.: Социально-экономические проблемы реформирования общества Материалы международной научно-практической конференции. — Ростов-на-Дону, 1997. — С. 108–110.
Основные термины (генерируются автоматически): тип темперамента, уровень тревожности, подростковый возраст, темперамент, тревожность, холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик.


Ключевые слова

темперамент, родители, тревога, подростковый возраст, восприятие тревоги подростками

Похожие статьи

Исследование самооценки в зависимости от гендерных особенностей у младших подростков

В статье рассматривается проявление гендерных особенностей самооценки у младших подростков. Описывается важность изучения темы для дальнейшей эффективной работы педагога-психолога с детьми младшего подросткового возраста, для облегчения адаптационног...

Влияние стиля детско-родительских отношений на школьную тревожность подростков

В статье рассматривается взаимная обусловленность детско-родительских отношений и школьной тревожности подростков. Представлены теоретические аспекты проявления тревожности в подростковом возрасте. По результатам эмпирического исследования показана в...

Особенности самооценки детей младшего школьного возраста с различными уровневыми характеристиками интеллекта

Цель проведённого исследования заключается в изучении самооценки младших школьников в контексте интеллекта. Научная новизна состоит в расширении представлений о формировании адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста, имеющих диагноз з...

Особенности аутоагрессивного поведения подростков в современном обществе

В статье исследуются особенности аутоагрессивного поведения подростков в современном обществе. Диагностическим путём выявлены такие предпосылки аутоагрессивного поведения среди городских и сельских школьников и предложены профилактические и коррекцио...

Формирование социальной компетентности младших школьников

Статья раскрывает возможности формирования социальной компетентности младших школьников. Раскрывается и характеризуется понятие «социальная компетентность», его компонентный и уровневый состав. Представлены способы формирования социальной компетентно...

Связь родительского стиля воспитания и тревожности детей младшего школьного возраста

В статье раскрыта проблема связи родительского стиля воспитания с тревожностью школьников младшего возраста. Рассмотрены и проанализированы стили родительского воспитания, а также раскрыто понятие тревожности. Выявлено, что родительский стиль воспита...

Тревожность младших школьников в учебном процессе

Статья посвящена особенностям тревожности младших школьников. Осуществлен теоретический анализ проблемы тревожности учащихся начальной школы. Проанализированы различные подходы к определению сущности таких понятий, как тревожность, страх младших школ...

Связь эмоционального интеллекта и группового статуса в юношеском возрасте

Работа построена на анализе психологического феномена эмоционального интеллекта в юношеском возрасте, особенностей данного возрастного этапа, которые рассматриваются и отечественными, и зарубежными учёными. Практическая часть работы посвящена изучен...

Психологическая коррекция неудовлетворенности своим телом в юношеском возрасте

В данной статье рассмотрен феномен неудовлетворенности своим телом в юношеском возрасте. Автор акцентирует внимание на факторах и негативных последствиях данного явления. Описываются результаты эмпирического исследования и его выводы. Обращается вним...

Теоретический анализ исследования динамики тревожности младших школьников

В статье представлено краткое описание психологических особенностей младших школьников. Дано понятие тревожности, перечислены виды тревожности и ее факторы. Представлено краткое описание особенностей тревожности младших школьников.

Похожие статьи

Исследование самооценки в зависимости от гендерных особенностей у младших подростков

В статье рассматривается проявление гендерных особенностей самооценки у младших подростков. Описывается важность изучения темы для дальнейшей эффективной работы педагога-психолога с детьми младшего подросткового возраста, для облегчения адаптационног...

Влияние стиля детско-родительских отношений на школьную тревожность подростков

В статье рассматривается взаимная обусловленность детско-родительских отношений и школьной тревожности подростков. Представлены теоретические аспекты проявления тревожности в подростковом возрасте. По результатам эмпирического исследования показана в...

Особенности самооценки детей младшего школьного возраста с различными уровневыми характеристиками интеллекта

Цель проведённого исследования заключается в изучении самооценки младших школьников в контексте интеллекта. Научная новизна состоит в расширении представлений о формировании адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста, имеющих диагноз з...

Особенности аутоагрессивного поведения подростков в современном обществе

В статье исследуются особенности аутоагрессивного поведения подростков в современном обществе. Диагностическим путём выявлены такие предпосылки аутоагрессивного поведения среди городских и сельских школьников и предложены профилактические и коррекцио...

Формирование социальной компетентности младших школьников

Статья раскрывает возможности формирования социальной компетентности младших школьников. Раскрывается и характеризуется понятие «социальная компетентность», его компонентный и уровневый состав. Представлены способы формирования социальной компетентно...

Связь родительского стиля воспитания и тревожности детей младшего школьного возраста

В статье раскрыта проблема связи родительского стиля воспитания с тревожностью школьников младшего возраста. Рассмотрены и проанализированы стили родительского воспитания, а также раскрыто понятие тревожности. Выявлено, что родительский стиль воспита...

Тревожность младших школьников в учебном процессе

Статья посвящена особенностям тревожности младших школьников. Осуществлен теоретический анализ проблемы тревожности учащихся начальной школы. Проанализированы различные подходы к определению сущности таких понятий, как тревожность, страх младших школ...

Связь эмоционального интеллекта и группового статуса в юношеском возрасте

Работа построена на анализе психологического феномена эмоционального интеллекта в юношеском возрасте, особенностей данного возрастного этапа, которые рассматриваются и отечественными, и зарубежными учёными. Практическая часть работы посвящена изучен...

Психологическая коррекция неудовлетворенности своим телом в юношеском возрасте

В данной статье рассмотрен феномен неудовлетворенности своим телом в юношеском возрасте. Автор акцентирует внимание на факторах и негативных последствиях данного явления. Описываются результаты эмпирического исследования и его выводы. Обращается вним...

Теоретический анализ исследования динамики тревожности младших школьников

В статье представлено краткое описание психологических особенностей младших школьников. Дано понятие тревожности, перечислены виды тревожности и ее факторы. Представлено краткое описание особенностей тревожности младших школьников.

Задать вопрос