В статье рассматриваются такие понятия как тревожность, темперамент. Дается краткое пояснение типов темперамента и их проявления. Представлена краткая характеристика основных понятий, связанных с проблематикой тревоги. Показано, каким образом влияют и как отражаются тревога и страх на подростковом возрасте. В статье представлены также результаты эмпирического исследования проявления уровня тревожности к определенному типу темперамента.
Ключевые слова: тревога, подростковый возраст, темперамент, родители, восприятие тревоги подростками.
У каждого человека рано или поздно возникает желание познать самого себя и узнать других, понять мотивы поступков как своих, так и окружающих людей.. Для правильного понимания, для объективного анализа и формирования правильных выводов нам нужно учитывать такие индивидуальные особенности, как темперамент, тревожность, и другие, неотъемлемо связанные между собой и составляющие «картину» личности человека.
Тревожные расстройства относят к наиболее распространенным психическим расстройствам подросткового возраста. Тревожность отражается на всех сферах жизни подростка, заметно ухудшая его самочувствие, взаимоотношения в семье и обществе, снижая успеваемость в учебном процессе.
Слово «темперамент» (от лат. temperans, «умеренный») в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей». Синонимичное ему по значению греческое слово «красис» (др.-греч. κράσις, «слияние, смешивание») ввёл древнегреческий врач Гиппократ.
Темперамент означает биологическое, врожденное, а не приобретенное качество человека. Он наследуется ребёнком от родителей. Темперамент определяет и обеспечивает скорость, силу и уравновешенность реакций на раздражитель, на изменившиеся условия внешней среды. [1, с. 54]
Темперамент в большой мере участвует в формировании личности. Как совокупность индивидуальных особенностей, он влияет на динамику и эмоциональную сторону деятельности и поведения человека. От темперамента зависит тревожность, импульсивность, эмоциональность, впечатлительность и другие свойства личности. [1, c. 34].
Выделяется четыре типа темперамента: холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик.
Для того, чтобы продуктивно взаимодействовать с каждым типом темперамента, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого из них. Вкратце рассмотрим основные характеристики каждого из темпераментов.
Холерику присуще: неуравновешенное поведение, сильные эмоциональные переживания, слабое терпение, агрессивность в поведении.
Сангвиник человек комфорта. Он занимается тем, что любит и то, что ему нравится. Он непостоянный, доверчивый и легковерный.
Меланхолик: Трудно адаптируемый, склонный к истерии, ранимый.
Флегматик: Уравновешенный, слабо эмоциональный, терпеливый, сдержанный. [5,С. 152]
Рассматривая понятие тревожности, можно сделать следующие выводы: тревожность понимается как индивидуальная психологическая особенность личности, проявляющаяся в склонности к частым и интенсивным переживаниям и пребывающим в состоянии тревоги без явных на то оснований [4,С.124]
Тревога — это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий. [2,С.16]
К стрессовым ситуациям, специфичным для детского возраста, у подростков добавляются свои «собственные»: экзамены, неразделенное чувство, соперничество со сверстниками и усугубление споров с родителями. У подростков с тревожными расстройствами повышается риск развития депрессии, нарушаются взаимоотношения в семье и обществе, нарастает социальная изоляция [3, с. 37]
Рассматривая понятие тревожности, мы решили выявить гипотезу, в которой мы совместили уровень проявления тревожности с типом темперамента. Мы предположили, что у таких типов темперамента, как холерик и сангвиник в силу проявлений индивидуальных особенностей их темперамента должен быть низкий уровень тревожности. Соответственно, у меланхоликов и флегматиков уровень тревожности должен быть несколько выше, чем у холериков и сангвиников.
Для доказательства гипотезы нами было проведено социологическое исследование среди студентов 1- 2 курса «Вяземского лесхоз — техникума им. Н. В. Усенко». Группа исследуемых составила 50 человек. В ходе работы нами были применены две методики: тест-опросник Айзенка для определения типов темперамента, и методика шкалы реактивной и личностной тревожности (Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханина). В ходе опроса по данным методикам нами были получены следующие результаты таблица 1.
Таблица 1
Результаты изучения темперамента студентов
Тип темперамента |
Количество человек |
процент |
Холерик |
15 |
30 % |
Меланхолик |
15 |
30 % |
Флегматик |
12 |
22 % |
Сангвиник |
8 |
18 % |
Сопоставив методику определения тревожности и методику определения темперамента, были получены результаты, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Взаимосвязь тревожности и темперамента студентов
Тип темперамента |
Уровень тревожности |
||
высокий |
умеренный |
низкий |
|
флегматик |
7 % |
78 % |
15 % |
сангвиник |
20 % |
80 % |
0 % |
меланхолик |
34 % |
66 % |
0 % |
холерик |
20 % |
55 % |
25 % |
Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы: поставленная гипотеза была доказана нами частично, так в своей основе уровень тревожности студентов был на среднем уровне. Делая выводы по отдельным типам темперамента можно сказать, что у холериков гипотеза практически была доказана. Уровень тревожности у холериков, в целом, клонился к более низкому показателю, нежели к высокому. Что касается меланхоликов и флегматиков, то мы считаем, что гипотеза тоже была доказана — уровень тревожности у людей данного типа темперамента постоянно стремился к росту. В отношении сангвиников гипотеза дала сбой: уровень тревожности у них держится на среднем стремящимся к росту уровне.
Вопросы по выявлению причин возникновения и способов коррекции тревожного поведения на наш взгляд являются наиболее злободневными. И особенно, для педагогов.
Ведь современный педагог — это своего рода психолог, и на сегодняшний день вопросы изучения подростковой тревожности занимают значительное место в современной психологии и в работе любого педагога. На наш взгляд, эти вопросы непосредственно нужно учитывать в своей работе каждому наставнику, находя индивидуальный подход непосредственно к каждому студенту. Ведь каждый студент — это личность, индивидуальная и неповторимая.
Литература:
- Белоус В. В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие. — Пятигорск: 2008. — 180 с.
- Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст A. М. Прихожан. — СПб.: Питер, 2007. — 192 с.
- Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. — Москва: Моск. психолого-социал. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2000. — 304 с.
- Зайцев Ю. А., Хван А. А., Тревожность в подростковом и раннем юношеском возрасте: диагностика, профилактика, коррекция / Ю. А. Зайцев, А. А. Хван. — Кемерово, 2006. — 112 с.
- Федосеенков А. В. Содержание механизмов маргинальности. В кн.: Социально-экономические проблемы реформирования общества Материалы международной научно-практической конференции. — Ростов-на-Дону, 1997. — С. 108–110.