В данной работе рассматриваются особенности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Приводятся основные задачи по их развитию, которые могут стоять перед специалистами и педагогами. Описывается важность творчества в жизни ребенка, а также анализируется театрализованная деятельность и то, как она может помочь в развитии младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью.
Ключевые слова: младший школьный возраст, умственная отсталость, театрализованная деятельность.
Младший школьный возраст является важным периодом в жизни каждого ребенка. Особенно значим он для детей, имеющих различные отклонения в умственном развитии. Младшие школьники с умственной отсталостью обычно характеризуются недоразвитием нервно-мозговых процессов и психики в целом. Это проявляется в нарушении восприятия, памяти, внимания, речи и мышления. Также у данных младших школьников проявляется незрелость в эмоционально-волевой сфере. Если рассматривать более подробно особенности данных детей, то можно обозначить нарушение коммуникативной функции речи, неустойчивое внимание, быструю утомляемость, плохую память, нарушение грамматического строя речи. Младшие школьники с умственной отсталостью могут проявлять скованность и робость. При этом сами дети относятся весьма некритично к данным дефектам. В целом, такие ученики не могут правильно сформулировать свою мысль или ответить на поставленные вопросы правильно, у них возникают затруднения в установлении контакта со сверстниками и взрослыми [2].
Младшие школьники с умственной отсталостью обычно являются детьми из многодетных, неблагополучных или малообеспеченных семей [6]. Следовательно, наблюдается тенденция, что большинство из них попросту не посещают дошкольные учреждения, и, соответственно, имеют в целом низкий уровень готовности к полноценному школьному обучению. Когда такие дети все же приходят в школу, то наблюдается следующее: речь недостаточно развита для их лет, присутствует бедный словарный запас и дефекты звукопроизношения. Фонетическое восприятие умственно отсталых первоклассников адекватно фонематическому развитию 2–3-х летнего нормально развитого ребенка.
Несомненно, такие дети нуждаются в помощи не только узконаправленных специалистов, но и педагогов. Педагог начальных классов, в свою очередь, может организовать свою деятельность таким образом, в результате которой ведущими задачами по развитию будут [7]:
1) нейтрализация отрицательных мотивов;
2) воспитание положительной мотивации учения;
3) формирование уверенности в своих возможностях;
4) целенаправленное формирование высших психических функций и, прежде всего, речи;
5) развитие разнообразных форм коммуникации;
6) развитие эмоциональной сферы.
Мы считаем, что охватить все вышепредставленные задачи и помочь младшим школьникам с умственной отсталостью в их полноценном развитии можно при помощи театрализованной деятельности.
Творческая деятельность сама по себе имеет важнейшее значение в жизни детей. Ведь в процессе творчества у детей (в том числе с умственной отсталостью) усиливается ощущение собственной личностной ценности, выстраиваются новые социальные контакты, появляется чувство внутреннего контроля. Творчество помогает справиться с различными внутренними трудностями ребенка, например, с острыми негативными переживаниями, которые зачастую трудно пережить ребенку в одиночку.
По мнению выдающихся педагогов, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Этот взгляд на воспитание ребёнка сделал актуальной проблему воспитания детей средствами театрального искусства. Это нашло свое отражение в работах Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконина и других. Так, Л. С. Выготский определяет драматизацию, или театральную постановку как самый частый и распространённый вид детского творчества [3]. В. А. Сухомлинский отмечает, что «театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» [4].
Театрализованная деятельность в виде постановок и игр в театр помогает оптимизировать познавательное развитие младших школьников. В результате данной деятельности дети входят в богатый мир образов, человеческих отношений и поступков. Они учатся продумывать свои действия и действия героев, их высказывания, учатся подбирать позы и интонации для различных ролей. Зрелищность и увлекательность театрализованной деятельности помогает донести до ребенка также ряд других важных вещей: ценность дружбы, добра, справедливости и т. д. Театрализованная игровая деятельность способствует воспитанию у детей организованности, самостоятельности, коммуникативных способностей. Школьники учатся последовательно рассуждать и доказывать свою точку зрения [1].
Театрализованная развивающая среда, для ребенка с интеллектуальной недостаточностью, обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эмоциональному благополучию, его саморазвитию, удовлетворению ведущих потребностей возраста; максимальной коррекции, компенсации нарушений развития речи, сопутствующих нарушений (двигательных, эмоциональных и пр.) и предупреждению вторичных отклонений. Театрализованные занятия — один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка.
Творчество детей в театральной деятельности проявляется в трех направлениях:
1) как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета);
2) исполнительское (речевое, двигательное) — актерские способности;
3) оформительское (декорации, костюмы и т. д.).
На занятиях театральной деятельности значительно вырастают физические возможности детей с интеллектуальными нарушениями: движения становятся более координированными и пластичными, длительное время они могут переживать определенное эмоциональное состояние, готовы анализировать его, выражать. У детей совершенствуются навыки, помогающие устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями, понимать причины поведения и поступков героев литературных произведений [5].
Средствами театрализованной деятельности могут быть охвачены все стороны коммуникативно-социального развития ребенка с интеллектуальными нарушениями: навыки инициации коммуникативного акта при использовании ситуационно адекватных способов и средств общения, закрепленных культурным контекстом; умение выстраивать однонаправленное общение при реализации той или иной задачи в рамках совместной деятельности, при учете потребностей и желаний другого человека; навыки эмпатической переработки эмоциональных проявлений другого человека, а также умение самостоятельного выражения собственных эмоциональных переживаний адекватными способами и средствами [7].
Таким образом, организуя воспитательный процесс в специальной (коррекционной) образовательной организации театрализованной деятельности можно и нужно уделять особое внимание, так как она помогает:
1) сформировать правильную модель поведения в современном мире;
2) повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;
3) познакомить детей с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
4) совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.
Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, то есть развивает его эмоциональную сферу, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. В целом, театрализованная деятельность помогает младшим школьникам с умственной отсталостью не только в развитии, но и в коррекции существующих дефектов.
Литература:
- Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб.для студ.сред.и высш.пед.учеб.заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Лнвченко и др. — М.: «Академия», 2001. — 248 с.
- Белопольская Н. Л., Лубовский В. И. Дифференциально-психологическая диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью // Детская патопсихология: Хрестоматия / сост. Н. Л. Белопольская. — М.: Когито-Центр, 2000. — 36 с.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Педагогический очерк: книга для учителя. / Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 1991–93 с.
- Голышева И. А. Театрализованная деятельность как средство духовно- нравственного воспитания младших школьников / И. А. Голышева, Е. С. Сбитнева // Молодой учёный. — 2016. — № 27. — С. 659–662.
- Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О. А. Карабанова. — М.: Российское педагогическое агенство, 1997. –192 с.
- Куликова Н. С. Психолого-педагогические особенности младших школьников с интеллектуальным недоразвитием // Специальное образование. — 2016. — № XII. — С. 180–184.
- Помагаева А. Н. Развитие коммуникативных навыков у младших школьников с умственной отсталостью средствами социально-психологического тренинга / А. Н. Помагаева // СМАЛЬТА. — 2021. — № 4. –С. 107–116.