В статье рассматривается понятие психологической помощи и ее составляющие. Отмечается важность работы с младшими подростками по развитию адекватной самооценки. Обосновывается выбор психологической помощи при низкой самооценке в виде коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие адекватной самооценки. В результате исследования отмечается улучшение результатов самооценки после проведенных коррекционно-развивающих занятий.
Ключевые слова: самооценка, психологическая помощь, младший подросток.
При переходе в пятый класс дети испытывают стресс из-за необходимости приспособиться к новым условиям обучения, а в случае смешивания классов — и к новым одноклассникам. Из-за этого может резко снизиться самооценка младших подростков, что ведет за собой риск снижения уровня успеваемости, плохое эмоциональное состояние, психологическую подавленность. Поэтому важно вовремя начать реализовывать психологическую помощь, направленную на повышение самооценки, на ее стабилизацию. В данной работе мы рассмотрим эффективность проведенной нами психологической помощи младшим подросткам, проведя первичную и вторичную диагностику уровня самооценки.
Для начала давайте рассмотрим такие понятия, как самооценка и психологическая помощь.
В «Большом психологическом словаре» Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко самооценка рассматривается как «ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения» [5, с. 437]. В терминологическом словаре «Непрерывное образование взрослых» самооценка определяется как «мнение и суждение человека о себе самом, о своих качествах, достоинствах, недостатках, деятельных способностях, потенциальных возможностей, а также о своем месте и роли среди других людей и о социальной значимости деятельности, которой он занимается, и ее эффективности» [6, с. 303–304]. Таким образом, самооценка является мнением и суждением человека о себе самом, своих качествах, поведении, проявлениях, а также о своем месте и роли среди других людей.
В своей книге «Психологическая помощь: теория и практика» Бондаренко А. Ф. рассматривает понятие психологической помощи как «область и способ деятельности, предназначенные для содействия человеку и сообществу в решении разнообразных проблем, порождаемых душевной жизнью человека в социуме» [1, с. 7].
С точки зрения И. И. Мамайчук, психологическую помощь следует рассматривать в широком и узком смысле. Широкий — «это система психологических воздействий, нацеленных на исправление имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств», а узкий — «один из способов психологического воздействия, направленный на гармонизацию развития личности подростка с проблемами в развитии» [4, с. 18].
Тем самым, можно определить психологическую помощь, как целенаправленную деятельность специалиста на исправление сложившейся ситуации, состояния, решение возникших проблем и развитие необходимых качеств.
Многие ученые внесли свой вклад в развитие теории и практики психологической помощи. Например, В. Г. Казанская в своей книге «Подросток. Трудности взросления», рассматривая различные теории и подходы к пониманию и классификации видов психологической помощи, обобщила материал и описала структуру психологической помощи следующим образом: в психологическую помощь входит психологическая коррекция, сопровождение, психологическая профилактика, поддержка [2].
Е. П. Кораблина также отмечает, что в понятие «психологическая помощь» могут быть включены психолого-профилактическая и просветительская работа, психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия.
Также Е. П. Кораблина выделяет индивидуальную, групповую и самостоятельную психологическую помощь. К групповой психологической помощи психолог относит проведение групповых занятий, обучающих и тренинговых процедур [3].
Таким образом, можно сказать, что психологической помощью при повышении самооценки младших подростков будет являться проведение ряда коррекционно-развивающих занятий.
Для исследования мы использовали тест-опросник «Определение уровня самооценки» С. В. Ковалева, который предназначен для того, чтобы определить уровень самооценки личности. Методика представляет собой 32 суждения, и к ним необходимо выразить свое отношение теми вариантами ответов, которые предложены [7]. Были проведены первичная и вторичная диагностики.
В результате проведения первичной диагностики были получены следующие данные: 26 % обучающихся (6 человек) испытывают средний уровень самооценки. 74 % учащихся (17 человек) испытывают низкий уровень самооценки. Такой большой процент обучающихся с низкой самооценкой может быть связан с переходом на новую ступень образования, при котором происходит смешение учеников из разных классов одной параллели. При этом затрудняется процесс адаптации, что может привести к снижению самооценки.
В связи с тем, что у большей части класса выявилась низкая самооценка, было принято решение провести программу «Дом моего Я — какой он?» О. И. Грибоедовой.
После проведения ряда занятий из программы была проведена вторичная диагностика, в результате которой выявилось следующее: 27 % обучающихся имеют высокую самооценку. 73 % обучающихся имеют средний уровень самооценки.
Для того, чтобы узнать есть ли различия в уровне самооценки у младших подростков до и после проведения группы коррекционно-развивающих занятий мы использовали т-критерий Стьюдента с применением программы Excel. В результате мы получили р = 18,4 что указывает на наличие значимых, достоверных различий в уровне самооценки младших подростков до и после психологической помощи, так как p ≤0,01.
Данные результаты говорят о том, что занятия, проведенные по программе «Дом моего Я — какой он?» являются эффективными для развития адекватной самооценки у младших подростков.
Таким образом, психологическая помощь — это целенаправленная деятельность специалиста на исправление сложившейся ситуации, состояния, решение возникших проблем и развитие необходимых качеств. Ученые включали в структуру психологической помощи психопрофилактику, консультацию, психокоррекцию, психотерапию и т. д. Наше исследование подтвердило эффективность выбранной нами психологической помощи посредством проведения ряда занятий из программы «Дом моего Я — какой он?» О. И. Грибоедовой.
Литература:
- Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика / А. Ф. Бондаренко– Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Независимая фирма “Класс”, 2001. — 336 с.
- Казанская В. Г. «Подросток. Трудности взросления. / В. Г. Казанская — 2-е изд. доп. — Спб., 2008. — 209 с.
- Кораблина Е. П. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов / По ред. Е. П. Кораблиной — СПб.: «СОЮЗ», 2001. — 319 с.
- Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. / И. И. Мамайчук — СПб.: Речь, 2001. — 220 с.
- Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — М.: Прайм-Еврознак, 2002. — 632 с.
- Непрерывное образование взрослых. Терминологический словарь / [О. В. Павлова и др.]; под ред. О. В. Павловой. — С.: ИНОВ, 2015–436 с.
- Тест-опросник: Определение уровня самооценки по С. В. Ковалеву: сайт — 2020. — URL: https://donklephant/net/testy/test-oprosnik-opredelenie-urovnya-samootsenki-po-s-v-kovalyovu/html (дата обращения: 22.10.2021).