Тимбилдинг как метод управления педагогическим коллективом образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №43 (333) октябрь 2020 г.

Дата публикации: 23.10.2020

Статья просмотрена: 2289 раз

Библиографическое описание:

Серова, Е. В. Тимбилдинг как метод управления педагогическим коллективом образовательной организации / Е. В. Серова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/archive/333/74402/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье раскрыта сущность тимбилдинга, как метода управления педагогическим коллективом образовательной организации. Представлены организационно-педагогические условияэффективности тимбилдинга как метода управления педагогическим коллективом образовательной организации.

Ключевые слова: образовательная организация, педагогический коллектив, педагогический тимбилдинг, педагогическая команда.

Teambuilding представляет собой систему мер, направленных на построение из обычного рабочего коллектива успешной команды, где каждый участник максимально раскрывает свои способности и выполняет именно те задачи, в которых он особенно хорош. Кроме этого, данный инструмент любого успешного менеджмента производит качественные изменения в структуре коллектива и его взаимоотношениях, а именно:

– налаживаются связи между теми сотрудниками, которые до этого не общались,

– происходит перераспределение ролей среди сотрудников компании,

– выявляются новые лидеры,

– повышается лояльность сотрудников к компании,

– появляются навыки быстрого командного решения проблем,

– развивается система подстраховки друг друга,

– работа становится приятнее для человека, так как он находится теперь не в окружении малознакомых коллег, а в среде единомышленников и друзей,

– у коллектива появляется более мощная мотивация, после грамотно проведенного тимбилдинга, сотрудники не просто просиживают время на работе, а нацелены на получение конкретного результата [2].

Хотя тимбилдинг изначально возник в бизнес-сообществе, он также вполне применим и как технология повышения эффективности профессиональной деятельности любого коллектива, в том числе и педагогического [1].

Вопросы использования тимбилдинга как метода управления педагогическим коллективом в образовательных организациях разного типа (педагогическое командообразование) нашли отражение в исследованиях Е. А. Александровой, О. В. Божко, И. В. Волгиной, О. Н. Востриковой, С. А. Кузьминой , Т. И. Куликовой , Е. Н. Кургановой, О. Ю. Кошкиной, Т. И. Мозговой, Н. А. Солововой, М. Т. Сулеева , Е. Н. Черкашиной и др .

Педагогическое командообразование может выступать реальным средством повышения результативности профессиональной деятельности специалистов и достижения конкурентных преимуществ образовательной организации на рынке образовательных услуг.

Педагогическое командообразование, или педагогический тимбилдинг, представляет собой комплекс специально организованных мероприятий, направленных на организацию совместной деятельности педагогических работников ради достижения целей общеобразовательной организации [4].

Тимбилдинг в образовательной организации– это активная программа, ориентированная на мероприятия и тренинги с элементами командообразования, участие педагогов в командных конкурсах и состязаниях, построение результативных рабочих взаимоотношений, достижение высокого качества в реализации образовательных услуг [3].

В образовательных организациях создаются педагогические команды — группы педагогов и других субъектов (родителей, учащихся, субъектов социума, социальных партнеров и т. д.) — созданные для решения стратегических и тактических задач развития организации.

Цель педагогического тимбилдинга: создание высокопрофессионального, мобильного, креативного педагогического коллектива.

Задачи педагогического тимбилдинга:

  1. Формирование и развитие навыков коллективной работы в педагогической команде (рабочей группе), таких как гармонизация общей цели с целями персональными; принятие ответственности за результат коллективной работы; ситуационное лидерство (лидерство под задачу) и гибкое изменение стиля работы в соответствии с особенностями поставленной задачи; конструктивное взаимодействие и самоуправление; принятие единого коллективного решения и согласование его с членами педагогического коллектива.
  2. Формирование общекомандного духа, т. е. совокупности психологических феноменов, характеризующих неформальные отношения сотрудников к коллегам и образовательной организации. Развитие коллективного духа, по сути, представляет собой комплекс мер, направленных на: усиление чувства сплоченности, формирование устойчивого чувства «мы»; развитие доверия между членами педагогического коллектива, понимание и принятие индивидуальных особенностей друг друга; создание мотивации на совместную деятельность; создание опыта высокоэффективных совместных действий; повышение неформального авторитета руководителей; развитие лояльности участников программы по отношению к образовательному учреждению, методической кафедре, творческой или рабочей группе
  3. Формирование педагогической команды, предполагающее механические действия по подбору, оптимизации структуры коллектива и функционально-ролевого распределения: эффективное использование сильных сторон состава коллектива; распределение ролей в коллективе для оптимального достижения результатов; гибкость, адаптация и эффективная модернизация коллектива при различных изменениях в системе образования; создание рабочей обстановки при формировании творческих или рабочих групп; налаживание горизонтальных связей внутри коллектива.
  4. Формирование личностных качеств педагогов, а именно: формирование навыков успешного взаимодействия в составе педагогической команды и рабочих групп сменного состава в различных ситуациях; повышение уровня личной ответственности за результат; переход из состояния конкуренции к сотрудничеству; повышение уровня доверия и заботы между членами команд; переключение внимания участника с себя на коллектив; повышение командного духа, получение заряда позитивного настроения; перевод коллектива на лидирующие позиции в системе образования района и города [6].

Педагогический тимбилдинг ориентирован на формирование педагогической команды, которую мы рассматриваем как группу педагогов, организованную для совместной деятельности (работы) для достижения определенных целей и решения конкретных задач при условии осознания общей ответственности за результаты командной работы.

Команда занимает промежуточное место между рабочей группой и коллективом. Команда отличается от рабочей группы, тем, что команда — это специально организующиеся группы людей, входящие и не входящие в состав педагогического коллектива, объединенные общими интересами и едиными целевыми установками для осуществления деятельности творческого характера педагогического содержания, как правило, стратегического уровня развития образовательной организации. По времени деятельности команды более длительные, чем рабочие группы, более динамичны, мобильны, профессиональны, продуктивны, организуются административным и неадминистративным путем в отличие от рабочих групп [5].

Эффективность тимбилдинга как метода управления педагогическим коллективом образовательной организации определяется, с нашей точки зрения, рядом организационно-педагогических условий, такими как:

  1. Разработка нормативно-правового и методического обеспечения функционирования педагогической команды в образовательной организации;
  2. Формирование навыков межличностного взаимодействия средствами тренингов командообразования.
  3. Организация деятельности команд на основе алгоритма решения поставленных задач.

Литература:

  1. Божко, О. В. Технологии эффективного командообразования в образовании в условиях ФГОС / О. В. Божко. — Текст: электронный // www.pedrazvitie.ru: [сайт]. — URL: (дата обращения: 14.10.2020).
  2. Основы тимбилдинга. — Текст: электронный // www.allbest.ru: [сайт]. — URL: http://knowledge.allbest.ru/management/3c0b65625a3bd78a5d43b88521306d37_0.html (дата обращения: 14.10.2020).
  3. Пинегина, А. А. Формирование команды педагогов в современной школе / А. А. Пинегина. — Текст: непосредственный // Академический вестник. вестник санкт-петербургской академии постдипломного педагогического образования. — 2014. — № 1 (24). — С. 33–34.
  4. Сиротюк, А. Л. Концептуальные основы моделирования ролевого взаимодействия в педагогической команде общеобразовательной школы / А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк, А. Е. Шиманский. — Текст: непосредственный // Вестник экспериментального образования. — Тверь:, 2017. — С. 34–46.
  5. Соловова, Н. А. Методы организации командной работы в общеобразовательном учреждении: специальность 19.00.07 «педагогическая психология»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Соловова, Надежда Алексеевна; Самарскиий государственный педагогический университет. — Самара, 2007. — 188 c. — Текст: непосредственный.
  6. Сулеева, М. Т. Технологии тимбилдинга как форма работы с педагогическим коллективом / М. Т. Сулеева. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. — Челябинск: Два комсомольца, 2017. — С. 11–14.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, педагогический коллектив, педагогическая команда, метод управления, рабочая группа, совместная деятельность, группа педагогов, друг друга, задача, коллективная работа.


Похожие статьи

Тимбилдинг как средство сплочения команды

В статье авторы описывают использование тимбилдинга в работе по сплочению педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Психолого-педагогические условия эффективного управления конфликтами в педагогическом коллективе образовательной организации

В статье аргументируется необходимость управления конфликтами в условиях современной образовательной организации, охарактеризованы основные причины конфликтов и психолого-педагогические условия, которые влияют на эффективность управления конфликтами ...

Распределенное лидерство в контексте педагогики общей заботы как модель управления курируемой учебной группой

В статье рассматривается возможность совмещения модели распределенного лидерства с педагогикой общей заботы И. П. Иванова в организации работы куратора, управления и самоуправления учебной группы в системе среднего профессионального и высшего професс...

Особенности использования кейс-технологии в профессиональном развитии педагогов дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются особенности использования кейс-технологии в профессиональном развитии педагогов дошкольной образовательной организации.

Управление дошкольной образовательной организацией как ведущий фактор обеспечения эффективности её деятельности

В статье рассматривается проблема эффективности и конкурентоспособности современной образовательной организации, раскрывается роль управления и непосредственно деятельности руководителя в обеспечении эффективности деятельности образовательной организ...

Формирование управленческой культуры педагога образовательной организации

В статье рассматривается управленческая культура педагога как одна из составляющих профессиональной компетентности. Дается содержательная характеристика формирования данного понятия.

Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...

Психодиагностика коллектива как фактор успешного управления

В данной статье рассматривается необходимость применения методик психодиагностики в управлении образовательными дошкольными организациями.

Управленческая модель Липпит-Кностера (Lippitt-Knoster) как инструмент развития молодых педагогов в условиях образовательной организации

В статье описано применение управленческой модели Липпит-Кностера как инструмента развития молодых педагогов в условиях образовательной организации. Новизна заключается в использовании данной модели применительно к образовательной организации, как ин...

Похожие статьи

Тимбилдинг как средство сплочения команды

В статье авторы описывают использование тимбилдинга в работе по сплочению педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Психолого-педагогические условия эффективного управления конфликтами в педагогическом коллективе образовательной организации

В статье аргументируется необходимость управления конфликтами в условиях современной образовательной организации, охарактеризованы основные причины конфликтов и психолого-педагогические условия, которые влияют на эффективность управления конфликтами ...

Распределенное лидерство в контексте педагогики общей заботы как модель управления курируемой учебной группой

В статье рассматривается возможность совмещения модели распределенного лидерства с педагогикой общей заботы И. П. Иванова в организации работы куратора, управления и самоуправления учебной группы в системе среднего профессионального и высшего професс...

Особенности использования кейс-технологии в профессиональном развитии педагогов дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются особенности использования кейс-технологии в профессиональном развитии педагогов дошкольной образовательной организации.

Управление дошкольной образовательной организацией как ведущий фактор обеспечения эффективности её деятельности

В статье рассматривается проблема эффективности и конкурентоспособности современной образовательной организации, раскрывается роль управления и непосредственно деятельности руководителя в обеспечении эффективности деятельности образовательной организ...

Формирование управленческой культуры педагога образовательной организации

В статье рассматривается управленческая культура педагога как одна из составляющих профессиональной компетентности. Дается содержательная характеристика формирования данного понятия.

Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...

Психодиагностика коллектива как фактор успешного управления

В данной статье рассматривается необходимость применения методик психодиагностики в управлении образовательными дошкольными организациями.

Управленческая модель Липпит-Кностера (Lippitt-Knoster) как инструмент развития молодых педагогов в условиях образовательной организации

В статье описано применение управленческой модели Липпит-Кностера как инструмента развития молодых педагогов в условиях образовательной организации. Новизна заключается в использовании данной модели применительно к образовательной организации, как ин...

Задать вопрос