Распределенное лидерство в контексте педагогики общей заботы как модель управления курируемой учебной группой
Автор: Петров Вадим Евгеньевич
Рубрика: Среднее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (6) февраль 2016 г.
Дата публикации: 06.01.2016
Статья просмотрена: 1045 раз
Библиографическое описание:
Петров, В. Е. Распределенное лидерство в контексте педагогики общей заботы как модель управления курируемой учебной группой / В. Е. Петров. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 1 (6). — С. 85-88. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/600/ (дата обращения: 17.12.2024).
В статье рассматривается возможность совмещения модели распределенного лидерства с педагогикой общей заботы И. П. Иванова в организации работы куратора, управления и самоуправления учебной группы в системе среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Ключевые слова: распределенное лидерство, педагогика общей заботы, педагогика И. П. Иванова, коллективная творческая деятельность, куратор учебной группы.
Управление учебной группой в качестве куратора (классного руководителя) в системе среднего и высшего профессионального образования — процесс достаточно сложный и проблемный, в силу целого ряда педагогических, психологических, правовых, социальных, культурных и инструментальных причин. Возможности куратора сильно ограничиваются такими факторами, как относительно короткий временной цикл существования учебной группы (по сравнению со школой), обычно не превышающий 4-х лет, вступлением подопечных в возраст самостоятельного принятия важнейших жизненных решений и соответственного ослабления влияния семьи и других институтов социализации, различием социальных статусов, культурных капиталов и жизненных интересов студентов (в одной группе, как правило, учится и городская, и сельская по происхождению молодежь, и высоко мотивированные к учебе, и изначально не мотивированные на получение данной профессии, студенты из обеспеченных и из бедных семей и т. д.), а также зачастую достаточно большой численностью студентов в группе, не позволяющей куратору уделить время и внимание каждому ее члену. Все это, несмотря на общие поколенческие культурные ценности большинства членов группы, общее социальное и коммуникативное пространство во время учебной деятельности и другие возможные объединяющие факторы, может препятствовать эффективной работе куратора в таких сферах, как операционное управление группой, организация учебной и внеучебной деятельности, реализации воспитательных задач.
Для решения проблемы управления студенческим сообществом курируемой учебной группы, выведения социальных взаимоотношений между куратором и студентами, а также между самими учащимися, на более высокий и глубокий уровень — к образованию коллектива, необходима продуманная стратегия из воспитательных и управленческих подходов. Таким вариантом организации деятельности куратора может стать модель осуществления управления группой и ее самоуправления на основе распределенного (или рассредоточенного) лидерства, одновременно базирующая на педагогике общей заботы академика И. П. Иванова. Рассмотрим возможности такой модели подробнее.
Ключевой проблемой педагогического управления учебной группой во всех его аспектах нам видится достаточно очевидная в большинстве ситуаций социальная несплоченность коллектива группы. Это происходит по объективным и естественным причинам, как уже описанными выше, так и иным — например таким, что сплоченной, с точки зрения социологии и социальной психологии, может быть только малая социальная группа численностью до 10 человек, а учебные группы, как правило, по численности значительно превышают это количество, особенно в начале обучения. В связи с этим сама собой актуализируется проблема текущего (операционного) управления и самоуправления в группе — ведь даже при наличии хорошо исполняющего свои обязанности старосты и/или его заместителей, бригадиров и т. д., куратору не всегда удается в полной мере сгенерировать общую позицию и своевременное консолидированное решение по актуальным учебным или организационным проблемам, и транслировать это решение на уровень всех без исключения подопечных. Эта проблема перманентно напоминает о себе в середине и конце полного цикла обучения, даже при естественной «притирке» студенческой аудитории друг к другу и куратору, и постепенного повышения мотивации к учебной деятельности.
Для повышения взаимопонимания и удовлетворения от совместной деятельности в процессе обучения требуется отойти от сложившейся в обществе и в системе образования авторитарной модели вертикали власти, изначально заданных отношений иерархии и подчинения. Традиционная модель управления студенческой средой «куратор — староста — группа» работает крайне непродуктивно, и давно не устраивает все стороны этого взаимодействия, даже при внешнем согласии с ее использованием. При этом, как ни странно, не нужно изобретать велосипед — в отечественной и мировой педагогике давно декларируется необходимость равноправия, субъектно-субъектных отношений между преподавателями и учащимися, и лучшим и одним из первых образцов такой педагогики является педагогика общей заботы и коллективной творческой деятельности академика И. П. Иванова.
Весь воспитательный процесс, по И. П. Иванову, должна пронизывать идея заботы, обеспечивающая механизм творческого взаимодействия детей и взрослых. Это забота друг о друге — не только воспитателя над воспитанниками, но и воспитанников между собой, и далее, в конечном счете — забота о других, начиная с заботы о членах коллектива (группы) и воспитателе (!), и продолжая заботой о любых других близких и далеких людях и заботой о себе. В этом сложном сплаве заботы и ее реализации в процессе осуществления «коллективных творческих дел» (КТД), согласно задумке автора, нет места конкуренции и соперничеству в их нездоровом проявлении, а существуют лишь отношения сотрудничества и взаимопомощи. Мы не будем пересказывать более подробно эти и другие идеи выдающегося педагога и философа И. П. Иванова, поскольку они достаточно широко известны и информационно доступны для всех заинтересованных лиц, а обратимся к анализу их возможного применения в современном воспитательном процессе в контексте классного (группового) руководства в образовательном учреждении, и их возможном наложении на современные управленческие концепции и технологии.
Педагогический и воспитательный проект Игоря Петровича Иванова, несмотря на всю его известность и признанность, разработанный в условиях социалистической эпохи, может показаться утопией в современном жестком мире капитализма и нового варварства, отражающегося в явном виде и на мировоззрении и жизнедеятельности молодежи. Однако различные современные исследования из области экономической социологии, социальной антропологии и психологии, других социальных наук за последние несколько десятилетий, а также явные примеры из реальной жизни (рост популярности волонтерства и благотворительности среди социально-активной части общества и молодежи, распространение потребности к солидарности и открытости и т. д.) подтверждают социальный запрос и потенциальную возможность на бескорыстную коллективную творческую деятельность, общественных устремлениях к преодолению индивидуализма и эгоизма. Этот запрос может и должен быть реализован в воспитательной и организаторской работе куратора группы, но как?
Многочисленные, искренние и, безусловно, успешные примеры из педагогического опыта самого И. П. Иванова и его великого предшественника А. С. Макаренко в современной социальной и образовательной среде зачастую кажутся наивными и неактуальными даже для младших школьников, не говоря уже про студентов. При этом коллективные творческие дела, как свидетельствует жизнь и продолжающийся поток публикаций, посвященный творческому наследию И. П. Иванова — востребованы как инструмент воспитательной и общественной деятельности. Однако общество и экономически, и технологически, и на социально-культурном уровне претерпело достаточно сильные трансформации, поэтому именно современные междисциплинарные практики и теоретические подходы могут найти применение в реализации педагогики общей заботы, и одной из таких вариаций может стать модель «распределенного лидерства».
Ключевой идеей теории «распределенного лидерства» является отказ от точки зрения на возможность существования одного единственного лидера в организации или группе, каким бы он ни был — харизматическим, технократическим, формальным или неформальным и т. д. В усложняющихся условиях социальной жизни компетенций любого лидера в определенных ситуациях оказывается недостаточно, в связи с чем требуется привлечение экспертов для консультирования, не исключающее при этом неадекватное реагирование и соответственно, ошибочное финальное принятие решение данным лидером. Вместо этого предлагается заранее согласованная модель разделения лидерского функционала на всю группу или коллектив, при которой каждый поочередно становится лидером в той ситуации, в которой он наиболее компетентен и если ему доверяет данный коллектив. В этом случае все члены группы поочередно являются лидерами и исполнителями. При этом, при наличии нескольких параллельных проектов, члены коллектива одновременно могут выступать и лидерами, и исполнителями. В полной мере теория распределенного лидерства повторяет идею И. П. Иванова о коммунарском коллективе и организации КТД, в которых нет деления на актив и пассив, на лидеров и ведомых, где каждый — самый главный. Также эту методику управления и власти можно сравнить с другим достижением советской культуры — содержанием сказочной повести А. Волкова «Семь подземных королей» (1964), правивших в Волшебной стране по очереди.
Данная эгалитаристская управленческая модель кажется достаточно убедительной, демократичной и эффективной, однако ее появление на Западе лишь в конце 1990-х годов свидетельствует о ее существенных явных и скрытых недостатках. Это достаточно редкое явление и в менеджменте даже самых передовых международных компаний, и в учебных условиях в силу целого причин. Во-первых, для полноценного осуществления такой модели лидерства и управления группой требуется, чтобы все члены этого коллектива находились на одном, причем достаточно высоком, интеллектуальном, социальном и культурном уровнях, а их личные достижения должны быть одноуровневыми. Любое превосходство будет препятствием для передачи лидерских функций. Кроме того, все члены группы должны обладать высокими коммуникативными навыками, в том числе — навыками управления и подчинения. На практике это встречается редко, но мы полагаем, что освоение этой технологии управления сходно с приобретением навыков освоения и понимания искусства, где искомый результат достигается в процессе регулярной деятельности в этой сфере.
Несмотря на широту социальных, культурных и иных несоответствий в большинстве учебных коллективов (групп), о чем говорилось в начале статьи, можно полагать, что объединяющих студентов факторов в большинстве ситуаций окажется больше, а их перевес вкупе с активной деятельностью куратора в направлении внедрения технологии распределенного лидерства и общей заботы будет способствовать уравниванию амбиций и целей членов учебной группы, и формированию коллектива. На практике это означает, что куратор вместо административного руководства и прямого управления занимает роль опосредованного, даже отсутствующего лидера (при этом являясь частью коллектива группы, составляя с ней, по И. П. Иванову, единый коллектив), не выступая внешним начальником, не довлея над группой и не навязывая ей свои представления и задумки, а создавая условия для ее самостоятельного коллективного и творческого поиска в вариантах дальнейшей совместной деятельности, обсуждения общих проблем и принятия решений. В этом случае куратор лишь устанавливает общие рамки совместной учебной и внеучебной деятельности, формулируя желаемые результаты и как старший оберегая студенческий коллектив от подводных камней жизни. Кроме того, от куратора на первоначальном этапе требуется объяснить коллективу студентов суть технологии распределенного лидерства, внедрить ее на первоначальных проектах воспитательной и организационной работы (например, подготовки к Посвящению в студенты и других общих мероприятий). А сама группа в дальнейшем сможет реализовать свои собственные цели и интересы без прямого участия куратора. Как известно, лучший руководитель тот, чье отсутствие подчиненные не замечают.
На наш взгляд, куратор не должен бояться излишней самостоятельности студентов при распределении лидерства, их возможном увлечении развлекательными и опасными затеями, усилению творческой активности в ущерб учебе. Этот процесс не может зайти далеко, во-первых, потому, что куратор не теряет своих рычагов управления, оставаясь частью единого коллектива, и всегда в случае неблагоприятных ситуаций может «выйти из тени» как администратор и педагог. Но, скорее всего, и это не потребуется, так как, во-вторых, реальное осуществление данной модели лидерства возможно только в достаточно сформированном коллективе высокосоциализированных личностей, а значит, такой коллектив и такая стратегия самоуправления обладают способностью к саморегуляции, нейтрализации потенциально опасных последствий и оптимальному взаимодействию.
Результатом такой модели управления группой, помимо уже озвученных, может стать формирование более широкого круга компетентных лидеров, чем они обычно формируются в учебной среде как формальные и неформальные лидеры, как по численности — лидерами в итоге становятся почти все, так и по качеству. Вместо традиционных инструментальных лидеров, освоивших и способных применять ограниченный набор тех или иных компетенций управления в узких и локальных условиях, модель распределенного лидерства и взаимное воспитание через общую заботу позволяют получить универсальных лидеров, обладающих личностными качествами, которые позволят им оставаться лидерами в любой ситуации, в которую попадает группа (в том числе — в новых коллективах, в которые такие лидеры вступят в будущем) или они лично. Таким образом, возникает так называемый «трубопровод лидерства», эффективный процесс трансляции лидерских качеств и компетенций, при наличии которых студент, и впоследствии, выпускник и взрослый гражданин, будет способен принимать ответственные решения на своем рабочем месте, в семье и в обществе. Вместо сценария «множественного исключения», то есть массового аутсайдерства, получающего все большее распространение в современном российском обществе, такая модель позволяет приблизиться к условному групповому, или коллективному лидерству, показать студентам возможность добиваться успеха не через перманентную агрессию и конфронтацию, вечное «расширение пространства борьбы», а через сотрудничество и солидарность. Поэтому у педагогики общей заботы и модели распределенного лидерства есть очевидные преимущества и потенциал осуществления как в работе конкретного куратора и организации воспитательной работы в том или ином образовательном учреждении, так и в более широких социальных условиях — как элементе корпоративной организации и культуры на предприятиях, в бизнесе и государственном управлении, общественном секторе.
Литература:
- Аванесян, И. Д. Педагогика общей заботы — воспитательный ресурс XXI века // Непрерывное образование: XXI век. — 2014. — № 1(5). — С. 48–59.
- Базаров, Т.Ю., Базарова, К. Т. Возможно ли распределенное лидерство? // Национальный психологический журнал. — 2007. — № 1(2). — С. 123–127.
- Иванов, И. П. Воспитывать коллективистов: Из опыта работы школ Ленинграда и Ленинградской области. — М.: Педагогика, 1982. — 80 с.
- Иванов, И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М.: Педагогика, 1989. — 206 с.
- Иванченко, Г. В. Забота о себе: история и современность. — М.: Смысл,2009. — 304 с.
- Козлов, В. В. Корпоративная культура. — М.: Альфа-Пресс, 2009. — 301 с.
- Малоун, Т. У. Ключевые способности для распределенного лидерства [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.elitarium.ru/raspredelennoje_liderstvo/.
- Филонович, С. Р. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы // Российский журнал менеджмента. — 2003. — № 2. — С. 3–24.
Ключевые слова
распределенное лидерство, педагогика общей заботы, педагогика И. П. Иванова, коллективная творческая деятельность, куратор учебной группыПохожие статьи
Педагогическое взаимодействие в структуре профессиональной деформации
В статье рассматривается феномен профессиональной деформации педагогических работников общего образования. Обсуждается детерминанта педагогического общения в структуре профессиональной деформации педагогов.
Программа развития школы как основа продуктивного и качественного образования
В статье рассматривается программно-целевое управление развитием образования и программа развития школы как основа продуктивного и качественного образования.
Феномен «педагогическое сопровождение» в актуальных педагогических исследованиях
В статье рассматриваются: а) индивидуальный подход как необходимое условие подготовки ребенка к учебной деятельности; б) феномен «педагогическое сопровождение»; в) проектирование индивидуальной образовательной программы.
Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории
В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...
Развитие конфликтологической компетентности педагогов в условиях образовательной среды колледжа
В статье рассматриваются вопросы развития конфликтологической компетентности у педагогов системы среднего профессионального образования. Обоснованный выбор системы педагогических средств и условий способствуют эффективному развитию преподавателей в у...
Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...
Образовательная организация дополнительного образования детей: педагогика событийности
В статье освещена проблема событийного подхода в организации жизнедеятельности образовательной организации дополнительного образования детей, предпринята попытка рассмотреть детское объединение системы дополнительного образования как особую событийну...
Средовый подход в методике обучения ОБЖ
В статье сделана попытка трансформации средового подхода как методологии осмысления проблем окружающей среды в средовую компетенцию как профессиональное требование к деятельности педагога- организатора ОБЖ.
Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном этапе
В статье рассмотрена роль внеурочной предметной деятельности в свете современного подхода к образованию и ориентации ФГОС на определенный результат обучения.
Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения общению при изучении психологии
В статье анализируется эффективность использования социально-психологического тренинга как интерактивного метода обучения студентов. На основе теоретических исследований выделено понятие социально-психологического тренинга в узком и широком смысле, п...
Похожие статьи
Педагогическое взаимодействие в структуре профессиональной деформации
В статье рассматривается феномен профессиональной деформации педагогических работников общего образования. Обсуждается детерминанта педагогического общения в структуре профессиональной деформации педагогов.
Программа развития школы как основа продуктивного и качественного образования
В статье рассматривается программно-целевое управление развитием образования и программа развития школы как основа продуктивного и качественного образования.
Феномен «педагогическое сопровождение» в актуальных педагогических исследованиях
В статье рассматриваются: а) индивидуальный подход как необходимое условие подготовки ребенка к учебной деятельности; б) феномен «педагогическое сопровождение»; в) проектирование индивидуальной образовательной программы.
Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории
В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...
Развитие конфликтологической компетентности педагогов в условиях образовательной среды колледжа
В статье рассматриваются вопросы развития конфликтологической компетентности у педагогов системы среднего профессионального образования. Обоснованный выбор системы педагогических средств и условий способствуют эффективному развитию преподавателей в у...
Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...
Образовательная организация дополнительного образования детей: педагогика событийности
В статье освещена проблема событийного подхода в организации жизнедеятельности образовательной организации дополнительного образования детей, предпринята попытка рассмотреть детское объединение системы дополнительного образования как особую событийну...
Средовый подход в методике обучения ОБЖ
В статье сделана попытка трансформации средового подхода как методологии осмысления проблем окружающей среды в средовую компетенцию как профессиональное требование к деятельности педагога- организатора ОБЖ.
Внеурочная предметная деятельность и её роль на современном этапе
В статье рассмотрена роль внеурочной предметной деятельности в свете современного подхода к образованию и ориентации ФГОС на определенный результат обучения.
Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения общению при изучении психологии
В статье анализируется эффективность использования социально-психологического тренинга как интерактивного метода обучения студентов. На основе теоретических исследований выделено понятие социально-психологического тренинга в узком и широком смысле, п...