В статье освещена проблема событийного подхода в организации жизнедеятельности образовательной организации дополнительного образования детей, предпринята попытка рассмотреть детское объединение системы дополнительного образования как особую событийную общность.
Ключевые слова: событийность, дополнительное образование детей, детско-взрослая общность, деятельностный подход.
Дополнительное образование детей — это личностно-ориентированное образование, направленное на создание условий для формирования у ребенка субъективного опыта в деятельности, познании, общении. Оно осуществляется в максимально комфортных для развития ребенка условиях, которые существенно развивают его творческий потенциал, обеспечивая возможность попадания в «ситуацию успеха» в избранном деле и тем самым, способствует развитию таких качеств личности, которые необходимы для успеха в любой сфере деятельности. Таким образом, дополнительное образование детей создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов и ценностей.
В Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726 — р отмечается что, «в дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик, становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности».
Важная особенность дополнительного образования состоит в том, что здесь складывается особый тип взаимодействия педагога с ребенком, которых объединяет предмет общего интереса, формируется развивающая среда (фон жизнедеятельности). В работах А. В. Мудрика понятие «жизнедеятельность» детского объединения по интересам в учреждении дополнительного образования рассматривается как совокупность практик взаимодействия воспитанников и воспитателей (детей и взрослых) друг с другом и внешней средой, обеспечивающих реализацию индивидуальных и социальных потребностей и интересов [2, 182].
Вхождение ребенка в систему дополнительного образования формирует у него реальные навыки организации содержательного досуга. Во многом меняется уклад жизни ребенка, новые социальные связи обогащают жизнь детей. Появляются новые интересы, ценности, жизненные ориентиры.
Разнообразные формы работы с воспитанниками выводят детей и педагогов в состояние событийной общности. Жизнь творческого объединения в рамках системы дополнительного образования детей — это круговорот ярких событий, которые рождают новые идеи, новые ценностные установки, создают условия для разработки и реализации авторских программ.
Л. И. Новикова отождествляла событие с чем-то ярким, красочным, праздничным, незаурядным, впечатляющим, в противоположность серым будням повседневности. В. А. Караковский и Д. В. Григорьев определяют, что в ткань обыденного пребывания в образовательной среде педагогам необходимо постоянно вносить прецеденты-события, которые дети способны осуществлять самостоятельно и самоуправляемо. [3, 79]
Событийная общность, складывающаяся в пространстве свободного общения, возникает на основе значимой и интересной для всех деятельности, открытого личностно значимого общения между педагогом и воспитанником. Как отмечает Д. В. Григорьев «событийный подход к воспитанию позволяет педагогам проектировать и воплощать в жизнь реальные педагогические события различного уровня, «выращивать» детско-взрослые событийные общности, рефлексировать и управлять личностно-развивающимся потенциалом совместного бытия взрослых и детей, выстраивать управленческие стратегию и практику в соответствии с идеей создания сети взаимосвязанных педагогических событий». Событийная общность детского объединения системы дополнительного образования детей, складывающаяся в пространстве свободного общения, возникает на основе значимой и интересной для всех деятельности, открытого личностно значимого общения между педагогом и воспитанником.
Общение — один из важных видов деятельности детей в учреждении дополнительного образования детей. Широко развитая практика совместной творческой деятельности позволяет ребенку находит себя в общности, проживать различные социальные роли, формирует умение вести диалог, жить по нормам толерантности. В. И. Слободчиков рассматривает событийную общность как необходимую ситуацию развития человека: «Полнота связей и отношений между людьми обеспечивает только в структуре со-бытийной общности, основная функция которой — развитие. Со-бытие есть то, что развивает и развивается…». [5, 31]
В учреждении дополнительного образования важна ориентация педагога на настроения и интересы воспитанников в проживаемой образовательной ситуации. Отношения между участниками образовательного процесса в системе дополнительного образования детей характеризуются диалогом, открытостью своих позиций, возможностью проявить себя и помочь самореализации другого («командных дух»). Событийная общность проявляется через интересные, запоминающиеся по эмоционально-ценностной насыщенности занятия и события. Педагоги дополнительного образования поддерживают отношения равенства, взаимного интереса, взаимопринятия и взаимоуважения в творческом объединении.
Основными источниками возникновения и развития детско-взрослой общности УДОД являются:
1. общий интерес всех участников образовательного процесса к той или иной направленности деятельности;
2. совместная деятельность в рамках реализации дополнительной образовательной программы, определяющая социальное поведение педагогов, детей и родителей;
3. общение, переживания, способствующие созданию эмоционального единства (репетиции, выступления, соревнования, радость переживания чувства прекрасного и мн. др.).
4. культурная связь, ценности и нормы, принятые в творческом объединении образующие коллектив единомышленников, характеризующийся высокой эмоциональной и деятельностной включенностью.
Н. Б. Крылова указывая на условия возникновения событийности в образовании отмечала, что в ситуациях, когда то, что происходит с детьми в образовательном учреждении, развертывается на основе собственного «хода вещей», а не по специальному плану, заказу и умыслу со стороны; когда жизнь ребенка не «давит» ребенка, а обеспечивает ему ту жизнедеятельность, к которой он стремится и которую ищет. [4, 84]
Событийность УДОД задается тем, что привычное образовательное пространство расширяется благодаря:
- общению ребенка со сверстниками из разных образовательных организаций, которое дает ему возможность взглянуть на себя как представителя своего поколения и ощутить сопричастности к личностно значимому взрослому — педагогу дополнительного образования,
- встречам с разными взрослыми — мастерами своего дела, успешными людьми (художниками, актерами, спортсменами, бизнесменами, учеными и др.),
- встречи с самим собой: «что я узнал о себя, свой город, свое поколение, про мир взрослых»,
- погружению детей в разнообразные социокультурные практики.
Известный психологический тезис гласит: «…деятельность влияет на личность в меру включенности человека в ее свершение». В основу дополнительного образования детей положен принцип деятельностного подхода. Дополнительные общеобразовательные программы построены по принципу образовательного события. В рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы педагог совместно с детьми выстраивает со-бытийную общность.
Занятие в системе дополнительного образования детей — это яркое событие, все, что происходит на занятии, затрагивает личные интересы ребенка и значимо для него. Педагог дополнительного образования работает не над причинами неудач обучающих, а над причинами успеха, таким образом, раскрывая творческий потенциал воспитанников. Дети и взрослые в системе дополнительного образования учатся творить вместе в процессе познания, выстраивая взаимообогащающее сотрудничество на благо всего творческого объединения. Суть событийности на занятии состоит в новом отношении ребенка к знаниям, которые ему предстоит познать. Таким образом, важным фактором результативности дополнительного образования детей становится событийность. В свою очередь, объединение по интересам рассматривается как малая социальная группа, объединенная общими целями и задачами, деятельностью, системой связей и отношений, возникающих в деятельности, общими ценностно-смысловыми ориентирами педагогов и воспитанников.
В условиях УДОД предполагается организация эмоционально насыщенных, незабываемых дел, которые оказываются коллективно и индивидуально значимыми; такие события становятся «своеобразными вехами не только в воспитательном процессе, но и в жизни воспитанника» (Л. И. Новикова).
Особое внимание хотелось бы уделить культурно — образовательного досугу в учреждениях дополнительного образования детей. Для ребят событие участия в программах, фестивалях, концертах — это повод, который открывает им путь к самим себе, своей семье, образовательному учреждению в целом. Для родителей участие в мероприятиях культурно-образовательного досуга — это возможность обогатить свой родительский опыт, взглянуть на собственного ребенка со стороны.
Как событие воспринимается в УДОД проектно-исследовательская деятельность педагогов и их воспитанников, участие в которой позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Ребенок, работая в пространстве событийности, овладевает способами самообразования, самореализации. Целевые ориентации событийной детско-взрослой общности формируются в проявлении интереса, построении педагогом коллективного целеполагания, при котором учитываются значимые цели для всех и каждого воспитанника творческого объединения.
Совместное воспитывающее бытие взрослых и детей, эмоциональное восприятие педагога как значимого и интересного человека, возможность проявить себя в условиях открытого диалога, все это — позволяет говорить нам о том, что педагоги дополнительного образования в реальной практике осуществляют переход от «мероприятийного» воспитания к «деятельности в режиме педагогических событий» [1], что особенно необходимо в контексте модернизации российской системы дополнительного образования детей.
Литература:
1. Григорьев Д. В. Событийный подход к воспитательному пространству // Воспитательное пространство как объект педагогического исследования. — Калуга, 2000.
2. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина- 3-е изд., испр. и доп.- М.: Академия, 2000. 200 с.
3. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. (Вопросы теории)/Л. И. Новикова.-М.: Педагогика, 1978. 153 с.
4. Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Новые ценности образования// Под. ред. Н. Б. Крыловой. Выпуск 1 (43), 2010. — 146 с.
5. Принцип дополнительности. Новые ценности образования//Под. ред. Н. Б. Крылова./ Выпуск 4 (28), — 182 с.