Образовательное событие «Музей Земли» как форма оценки образовательных результатов воспитанников
Авторы: Реннер Ольга Валерьевна, Климович Елена Артуровна, Гарифулина Лилия Рашидовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 23.06.2014
Статья просмотрена: 1904 раза
Библиографическое описание:
Реннер, О. В. Образовательное событие «Музей Земли» как форма оценки образовательных результатов воспитанников / О. В. Реннер, Е. А. Климович, Л. Р. Гарифулина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 85-93. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5860/ (дата обращения: 17.12.2024).
В Центре дошкольников «Лучики» Дома детского творчества «У Белого озера» города Томска более 10 лет функционирует группа дневного пребывания детей «Цветик — Семицветик». Данная группа создана для детей, не посещающих детский сад, она объединяет дошкольников от 3 до 7 лет.
Занимаются ребятишки в группе пять дней в неделю по комплексной образовательной программе «Цветик — Семицветик», разработанной педагогами Центра дошкольников «Лучики» и включающей в себя семь основных разделов:
- Ознакомление с окружающим миром
- Развитие психических функций и познавательной деятельности
- Творчество (художественное, речевое, игра)
- Обучение письму, чтению и развитие речи
- Математика
- Музыкально-ритмическое воспитание и физическое развитие
- Практическая деятельность
Целеполагание программы способствует «созданию благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; обеспечению преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (дошкольного и начального общего образования); объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» [1].
Среди задач, поставленных программой, есть задачи развития эмоционально-волевой, коммуникативной и интеллектуальной сферы ребёнка; формирования у детей проектно-исследовательских умений и навыков; развития поисковой деятельности, познавательной активности, потребностей и навыков самостоятельного получения знаний; формирования и совершенствования стиля партнёрских отношений; формирования у детей опыта ценностного отношения к миру.
Обозначенные задачи, на наш взгляд, отвечают требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, и способствуют появлению у дошкольников личностных, предметных и метапредметных результатов, обозначенных в Стандарте нового поколения в виде целевых ориентиров дошкольного образования, а именно:
- «овладение ребёнком основными культурными способами деятельности, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- появление у ребёнка установки положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладание чувством собственного достоинства; активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх; способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
- хорошее владение устной речью, умение выражать свои мысли и желания, использование речи для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
- проявление любознательности, желание задавать вопросы взрослым и сверстникам, интерес к причинно-следственными связями, попытки самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонность к наблюдениям и экспериментированию; обладание начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; обладание элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, истории…» [1].Результаты образования детей группы «Цветик-Семицветик» отслеживаются педагогами и родителями в рамках проведения промежуточного мониторинга результативности образовательной программы и итоговой аттестации воспитанников. Способами осуществления мониторинга предметных, метапредметных и личностных результатов детей являются метод тестовых ситуаций (игровые задания), анализ детских работ и включенное наблюдение на занятиях, в свободное от занятий время и во время итоговых образовательных мероприятий.
Итоговые образовательные мероприятия в практике педагогов группы «Цветик-Семицветик» проводятся обычно в форме образовательного события.
В педагогической среде в последние годы наблюдается интерес к понятию «образовательное событие», что связано, прежде всего, с его результативностью в деле развития личности ребёнка. По мнению А. Г. Асмолова, «образовательное событие является завершённым актом деятельности — от мотива до результата, и «рассказ» об этом акте «самому себе» и «другому». Понятно, что «рассказ самому себе» — это тот или иной уровень рефлексии «прожитого события», а «рассказ другому» — это «сообщение о существенном факте». И здесь важно ясно сознавать — события нет без его «деятельностного фундамента» — «деяние» должно реально случиться, но события нет и без его рефлексии и «сообщения» о нём всем окружающим» [5, с.4].
«Сущность образовательного события, — по мнению педагога-исследователя Ивановой Е. Н., — заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, в результате которого ребенком создается определенный продукт; затем — усиление этого действия через рефлексию. Таким образом, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели. При этом любой из участников образовательного события — это действительно участник, а не зритель: у каждого — свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, — но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности» [4].
Т. М. Ковалёва и М. Ю. Жилина понимают образовательное событие как изменение, оцениваемое человеком как значимое, для его образования и активно включённое в межсобытийные связи. Образовательные события, рассматриваемые как часть целостного образовательного процесса, являются результатом предшествующих событий и причиной последующих, — чем больше таких связей, тем более событие значимо. Событие становится способом создания условий, которые максимально повышают вероятность появления индивидуальных образовательных программ и проектов у его участников» [6].
Заслуживает внимания следующее определение: «образовательное событие (учебное занятие, праздник, тьюториал, деятельностная игра и т. п.) — это ограниченное в пространстве и времени социальное явление, направленное на реализацию задач образования с ориентацией на субъектность обучающихся, учёт их образовательного запроса и личностных возможностей» [5, с.6–7].
В философии М. Бахтина событие — это со-бытие, то есть совместное бытие. Совместное переживание происходящего создает возможность сопоставить различные позиции и точки зрения в ходе совместного обсуждения случившегося. Событие несет функцию сопровождения человека в обозначенной теме, ее проживания и переживания, «пропускания через себя», когда ощущаются прежние границы представлений о себе и нащупываются новые. Через переосмысление себя переосмысляется и другой, как тот, без которого не может быть тебя в твоем новом качестве [3].
В исследованиях М. С. Аверкова, С. В. Ермакова и А. А. Попова отмечается, что образовательное событие инициируется группой заинтересованных людей, которые сами формулируют тему, готовят свои сообщения — размышления о том, почему эта тема столь актуальна здесь и сейчас и что она значит персонально для выступающего (принцип говорения от себя и про себя). На событие приглашаются те люди, с которыми важно было бы обсуждать заявленную тему, задаются условия участия, открытость пространства, правила коммуникации, регламент. Разрабатываются форматы групповой работы, и таким образом организуется дискуссионная площадка, клуб или публичный разговор (формат предлагается создателями), на котором обсуждается антропологическая проблематика [2].
Инициируя образовательное событие, усилия педагогов, по мнению А. И. Пульбере, должны быть направлены на достижение новых образовательных результатов детей, то есть на освоение ими разнообразных способов деятельности и личностную самореализацию, при этом педагог становится не единственным источником знаний, а проводником ученика в мире информации, выполняя роли тьютора, модератора, фасилитатора в условиях информационно-образовательной среды образовательной организации [8].
Анализ разнообразных подходов к рассматриваемому феномену позволяет сделать вывод о том, что образовательное событие является актом соорганизации субъектов образовательной практики и средством индивидуального развития его участников.
Рассматривая образовательное событие как часть целостного образовательного процесса, результат предшествующих событий и форму оценки образовательных результатов воспитанников, педагоги группы «Цветик-Семицветик» Центра дошкольников «Лучики» планируют образовательный цикл учебного года, деля его на 4 тематических блока.
Погружение в тематику блока происходит по мере появления и сохранения детского интереса и проявления инициативы детей и родителей. Рассматривается каждая тема комплексно: на занятиях разных направленностей и образовательных областей: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на музыкальных и спортивных занятиях, на математике и обучении грамоте, на занятиях по ИЗО-деятельности и развитию мелкой моторики.
Каждый тематический блок заканчивается итоговым занятием-праздником — образовательным событием, на котором дети могут показать друг другу, гостям и родителям всё, что они усвоили. В процессе изучения темы ребята вместе с педагогами собирают папку творческих работ по изучаемой теме, которую также представляют на образовательных событиях гостям и родителям.
Одним из тематических блоков 2013–2014 учебного года стал блок «Путешествие вокруг света: Чудеса природы». Интерес детей к теме живой и неживой природы разных континентов нашей планеты неоднократно был замечен педагогами и родителями. Дети задавали вопросы или рассказывали друг другу о планетах Солнечной системы и земном притяжении, о вулканах и ураганах, о необычных обитателях моря и суши и т. д. Мы, педагоги группы, поняли, что данная тема является интересной всем детям и стали продумывать, как можно познакомить с ней детей.
Погружение в тему «Путешествие вокруг света: Чудеса природы» длилось около 2 месяцев (Тематический план в Приложении 1). Дети узнали о первых представлениях людей о Земле и о научных открытиях, доказавших, что планета Земля имеет форму шара; познакомились с внутренним строением Земли и процессами распада Пангеи на материки; вместе с первооткрывателями Х.Колумбом, Ф.Магелланом и др. совершили «путешествия вокруг света»; познакомились с климатическими условиями, представителями растительного и животного мира континентов нашей планеты; познакомились с исследованиями Ж. И. Кусто, Н. Н. Дроздова и трудами селекционера И.Мичурина.
Практически все темы обозначенного тематического блока изучались посредством игровой, поисковой, экспериментальной и исследовательской деятельности на занятиях, прогулках и в режиме свободной деятельности. Результаты наблюдений и исследований дети вносили в свою книгу-альманах, которая называлась «Путешествие вокруг света: Чудеса природы».
Для обеспечения поддержки образовательной инициативы ребёнка и интереса к изучаемой теме, педагоги проводят работу по включению в образовательный процесс родителей воспитанников. Ещё в начале учебного года на родительском собрании педагоги представили образовательную программу, познакомили родителей с принципами организации образовательного процесса в группе, предоставили возможность обсудить родителям возможную тематику занятий, детско-родительских проектов, экскурсионную программу, формы участия родителей в образовательном процессе и др.
Для обеспечения условий проявления детской инициативы и осуществления поисковой деятельности в пространственно-предметной среде группы силами педагогов, родителей и самих детей была подготовлена подборка наглядного материала, книг, альбомов, детских работ, игр и т. п. Всё это способствовало поддержанию детского интереса к изучаемой теме не только во время специально организованных педагогом занятий, но и в режиме свободной деятельности по выбору или в игре.
Развивая у детей информационную и коммуникативную компетенции, навыки взаимодействия с окружающими людьми, способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию, педагоги организуют образовательный процесс, используя элементы проблемного обучения, ситуации, в которых ребёнку необходимо, используя разные источники получения информации, найти ответы на интересующие его вопросы.
В процессе поиска информации, дети учились задавать вопросы друг другу и взрослым (сотрудникам и педагогам Центра, родителям воспитанников других детских объединений).
Для получения информации дети использовали также средства связи (телефон) и Интернет, энциклопедическую литературу и научно-популярные журналы, обучаясь при этом правилам этикета и правилам поиска и отбора информации.
Полученную из разных источников информацию, дети в подгруппах представляют друг другу, обсуждают, фиксируют на своих «исследовательских карточках», а затем представляют результаты исследования ребятам другой подгруппы, отвечают на их вопросы. В такой деятельности принимают участие желающие родители.
В рамках изучения темы и знакомства детей с разнообразием животного и растительного мира нашей планеты педагогами и родителями группы были организованы экскурсии на выставку «Подводный мир», в океанариум «Риф-парк», в Сибирский Ботанический сад. Ребята, используя полученный на занятиях опыт поисковой деятельности, во время экскурсий активно задают вопросы экскурсоводу.
С целью обеспечения вариативности образования в рамках изучаемой темы, развития познавательной активности детей и расширения их кругозора, педагогами был подготовлен перечень возможных тем для детских докладов. Из представленного перечня или по собственному выбору дети и родители могли выбрать 1–3 темы, найти дома информацию о животном или растении, подготовить доклад, используя в качестве иллюстрации собственные рисунки, макеты, картинки, мультимедийные презентации.
Докладчик получал опыт не только публичного выступления, но и опыт взаимодействия с аудиторией — умение отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения.
Каждая из представленных выше форм организации образовательного процесса в группе может быть охарактеризована как образовательное событие, поскольку каждый участник описанных образовательных действий имеет свои смыслы и свои переживания, в результате этих действий ребенком создается определенный продукт, появляются индивидуальные образовательные проекты и желание представить результаты проекта окружающим.
Образовательная среда, в которой разворачиваются образовательные действия, направленные на саморазвитие ребёнка в совместной с другими участниками образовательного процесса деятельности (познавательной, игровой, рефлексивной, проектной и исследовательской), имеет три нормы:
- избыточность образовательной среды (возможность выбора);
- навигация в образовательной среде (возможность движения);
- стратегическое планирование (перевод возможностей в ресурс).
Описанные формы работы с детьми в процессе изучения тем блока позволяют решать задачи индивидуального развития детей и педагогического мониторинга результативности образования, однако систематизация полученных знаний и представление результатов образования родителям происходит на итоговых занятиях — праздниках.
Организация образовательного события — праздника как формы систематизации знаний детей и оценки их образовательных результатов имеет несколько этапов.
1 этап — организация «образовательной сессии» (серии учебно-образовательных событий и мероприятий)
Этот этап проводится в течение 2–2,5 месяцев. Педагоги вместе с детьми и родителями определяют тематику и формы проведения образовательных действий, фиксируют их в календарно-тематическом плане и осуществляют его реализацию, при необходимости корректируя.
2 этап — определение целей и задач итогового образовательного события, планирование этапов его подготовки
В идеале, на этом этапе должна быть организована совместная деятельность педагога и воспитанников, но на практике (в работе с детьми дошкольного возраста) не всегда так получается. Поэтому педагоги группы сами формулируют цели и задачи образовательного события, определяют, какие дополнительные ресурсы им необходимы для его проведения (совместная деятельность с другими педагогами, родителями, воспитанниками других детских объединений), определяют призовой фонд мероприятия, распределяют между собой обязанности.
3 этап — подготовка к образовательному событию
Подготовка к образовательному событию — это творческий процесс и совместная деятельность педагогов, детей, родителей.
Сценарий образовательного события разрабатывается педагогами группы. В сценарий включаются самые яркие доклады-презентации детей, представленные ими во время 1 этапа (образовательной сессии), музыкальные номера, подготовленные музыкальным работником на музыкальных занятиях с детьми, игровые задания, проблемные ситуации, которые необходимо детям решить, используя полученный на занятиях опыт, и др.
Под руководством педагогов дети оформляют и вывешивают афишу, приглашающую родителей и других гостей на праздник, изготавливают атрибуты и реквизит к празднику, оформляют зал, в котором будет проходить праздник, собирают папку творческих работ, выполненных на занятиях и дома.
Дети с помощью родителей разучивают стихи, готовят выступления в виде презентаций, демонстрации опытов, подбирают праздничную одежду или концертную форму. Иногда родители привлекаются педагогами в качестве участников образовательного события, играющих какую-либо роль в театральном действии праздника.
4 этап — проведение образовательного события
Праздник проходит в торжественной обстановке как творческое игровое действие, в котором принимают участие не только дети и педагоги, но и родители, и пришедшие на праздник гости. Неожиданность и сюрпризность — обязательные критерии организации образовательного события.
Итоговое занятие это не просто праздник, это образовательное событие для детей, ведь кроме демонстрации имеющихся у них знаний и умений, дети ещё получают новую информацию по теме, обобщают и систематизируют знания, раскрываются по-новому для других детей и присутствующих на празднике родителей и гостей.
5 этап — рефлексия
По итогам образовательного события проводится анкетирование участников или устный обмен мнениями об участии в событии. Участники делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение по поводу прожитого.
По итогам образовательного события оформляется фоторепортаж и вывешивается на информационном стенде группы в холле Центра. Дети и родители ещё долгое время после проведения образовательного события рассматривают фотографии, делятся впечатлениями.
Авторские книги ребят, собранные и оформленные ими вместе с педагогами в процессе знакомства с темами блока, являются предметом особой гордости детей и с удовольствием демонстрируются гостям группы.
Итоги образовательного события обсуждаются родительско-педагогическим сообществом на родительских собраниях, которые проводятся в неформальной обстановке, во время чаепития. Родителями отмечается образовательный характер проведённого мероприятия, отмечается динамика развития каждого ребёнка, выстраивается траектория дальнейшего развития группы и каждого ребёнка.
Педагогическая команда, работающая с группой детей, также обсуждает результаты образования детей, выявленные в процессе наблюдения на итоговом занятии, отмечает динамику развития предметных, метапредметных и личностных результатов каждого ребёнка — участника события. Результаты наблюдений фиксируются в журнале, карте индивидуального развития ребёнка (Приложение 2).
После обсуждения полученных результатов, педагоги выстраивают дальнейшую программу развития детей, планируя новую образовательную сессию (новый тематический блок) с учётом интересов и возможностей детей, пожеланий родителей и ценностных оснований педагогической практики Центра.
Образовательные события прочно вошли в деятельность нашего педагогического коллектива. Ежегодно в группе дневного пребывания планируется и проводится по четыре образовательных сессии, завершающихся итоговым праздником — образовательным событием.
В 2013–2014 учебном году кроме описанного в данном материале образовательного события были проведены ещё три итоговых праздника: «Путешествие вокруг света: Страны и народы мира» и «Путешествие вокруг света: Чемпионы Олимпийских Игр», «Путешествие вокруг света: По следам Великих людей».
Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, отражая картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, интеллектуальной и эмоциональной сфере ребёнка. В образовательном событии также представлена целостная картина личностных качеств ребенка — это работоспособность, настойчивость, исполнительность, и качества межличностного общения — это контактность, творческое сотрудничество, толерантность, отзывчивость, сопереживание. Участие в образовательном событии родителей воспитанников группы, меняет их родительскую позицию — из позиции наблюдателей они переходят на позицию партнёров — участников образовательного процесса и уже сами инициируют какие-либо образовательные события в группе, значимые для них и их ребёнка. Образовательное событие способствует и росту педагогического мастерства: качественная подготовка к событию, включение родителей в образовательный процесс, рефлексия на каждом этапе образовательной сессии, планирование дальнейшей работы после рефлексии, требуют от педагога тщательного отбора репертуара и тем, интересных детям, поиска новых технологий и форм работы с детьми и родителями.
Приложение 1.
Тематический план блока занятий «Путешествие вокруг света: Чудеса природы»
1 неделя «Планета Земля»: Вводное занятие «О чём я хочу узнать». Первые представления человека о Земле. Планета Земля — планета Солнечной системы. Внутреннее строение Земли. Материки планеты Земля.
2 неделя «Первооткрыватели»: Путешествия Х.Колумба. Путешествия А.Веспуччи. Кругосветное путешествие Ф.Магеллана. Великие географические открытия.
3 неделя «Континенты»: Климат и природа Европы. Климат и природа Азии. Климат и природа Австралии. Климат и природа Северной Америки. Климат и природа Южной Америки. Климат и природа Африки.
4–5 недели «Голубая планета»: Подводный мир. Ландшафт дна. Одиссея Кусто. Общество Кусто. Океаны. Млекопитающие океанов. Моря. Жители морей. Чудеса морских глубин (необычные рыбы, актинии-анемоны, кораллы, медузы). Подводные жители рек. Экскурсия на выставку «Подводный мир». Экскурсия в океанариум «Риф-парк».
6–8 недели «Живая планета»: Среда обитания на разных континентах. Животные сибирского леса. Животный мир Евразии (север). Животный мир Евразии (юг). Животный мир Австралии. Животный мир Африки. Животный мир Америки. Животный мир Антарктиды. Н. Н. Дроздов — учёный, исследователь. Растительный мир планеты Земля. Единство и разнообразие природы Земли. И. Мичурин — биолог, селекционер. Экскурсия в Ботанический сад.
Приложение 2.
Карта индивидуального развития ребёнка
Уч. год __2013–2014__ Ф.И., возраст ребёнка Ярослав Б., 6 летТематический блок «Путешествие вокруг света: Чудеса природы»
Посещаемость занятий в течение тематического блока ___86 %____
Целевые ориентиры (образовательные результаты) |
Образовательная сессия (подготовительный этап к итоговому занятию) |
Образовательное событие (итоговое занятие) |
||
Предметные результаты |
||||
Хорошее владение устной речью, умение выражать свои мысли и желания |
- осознанное использование в речи сложной терминологии, распространённых сложных предложений - неправильное речевое дыхание и неравномерная скорость речи |
- с места давал полные правильные ответы на вопросы педагога - выходил к доске, делал сообщения без предварительной домашней подготовки - выразительно читал стихи, выученные дома |
||
Овладение элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, социального мира |
- хорошо запоминает изучаемый материал, подробно воспроизводит дома родителям - широкий кругозор, глубокие знания обсуждаемого материала |
- все тестовые задания выполнил правильно, давал полные развёрнутые ответы |
||
Овладение основами продуктивной компетентности в разных видах художественного творчества |
- работы Славы отличаются детализацией (подробной прорисовкой деталей) - часто, сконцентрировавшись на детализации, не доводит начатое дело до конца, поэтому или бросает работу, или заканчивает её с помощью сверстников или педагога |
- публичная демонстрация готового продукта (авторской книги), в которой около 90 % страниц выполнены лично Славой |
||
Овладение элементарными навыками чтения и письма (графическое печатание) |
- пишет на слух, под собственную диктовку - слоговое чтение |
- все надписи на экране прочитал вслух, правильно |
||
Усвоение музыкального репертуара, его публичное представление |
- владеет |
- продемонстрировал хорошее знание текста, выразительное исполнение |
||
Личностные результаты |
||||
Активное и продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми |
- активное взаимодействие со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности (познавательной, трудовой, игровой, творческой) - открытое бесконфликтное общение - часто задаёт вопросы взрослым и сверстникам |
- бесконфликтная игра - не смотря на познавательную активность и желание высказаться, давал возможность и другим детям выступить «у доски» |
||
|
- радуется успехам сверстников, сопереживает, поддерживает в трудную минуту - тактично делает замечания детям, при этом сам может нарушить правила группы (знает, как надо, но сам не делает, часто ведомый в процессе нарушения правил другими детьми группы — делает «как они») - может договориться - внимательно слушает собеседника, проявляет интерес к его высказываниям, поддерживает беседу, задаёт вопросы |
- терпелив и толерантен по отношению к докладчикам |
||
Метапредметные результаты |
||||
Концентрация внимания и сосредоточенное выполнение деятельности |
- отвлекается при выполнении индивидуальной работы (на других детей, другие виды деятельности) - концентрируется на деятельности, вызывающей интерес |
- был внимателен и сосредоточен на протяжении всего праздника, не отвлекался |
||
Умение пользоваться разными источниками получения информации |
- задаёт вопросы педагогам, близким родственникам, не стесняется спрашивать у малознакомых взрослых людей - ищет информацию дома с родителями в СМИ, интернете, литературе |
- |
||
Проявление познавательной инициативы, любознательность |
- задаёт много вопросов на занятиях, на экскурсиях - подготовил и сделал сообщения (о животных, рыбах, явлениях и объектах неживой природы) |
- включённость в процесс на протяжении всего праздника, поднимал руку, желая дать ответ на каждый вопрос педагога |
||
Интерес к причинно-следственным связям |
- постоянно ищет ответы на проблемные вопросы, проговаривает вслух разные варианты |
- всегда аргументировал выбор при выполнении тестовых заданий |
||
Склонность к наблюдению и экспериментированию |
- подготовил дома с родителями опыт «Вулкан», неоднократно его демонстрировал в группе |
- с удовольствием продемонстрировал опыт «Вулкан», ответил на все вопросы по изготовлению макета |
Выводы: развитие в целом соответствует возрастной норме. По некоторым показателям развивается с опережением (связная речь, взаимодействие со взрослыми и сверстниками, умение пользоваться разными источниками получения информации, широта кругозора и глубина знаний). Наблюдаются некоторые проблемы со звуковой стороной речи, речевым дыханием и мелодикой, необходима консультация логопеда. Усилить линию работы по формированию произвольности поведения, развитию эмоционально-волевой сферы (умения доводить начатое дело до конца, не отвлекаясь на посторонние раздражители, соблюдать правила группы, иметь собственное мнение и позицию). Проявившийся интерес к экспериментированию поддержать оснащением предметной среды кабинета и включением в проектную деятельность.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).
2. Аверков М. С., Ермаков С. В., Попов А. А. Событие как единица образовательного проектирования [электронный ресурс]. — http://opencu.ru/dcs/spaw2/uploads/files/eventop.pdf (дата обращения 10.05.2014).
3. Бахтин М. М. К философии поступка [электронный ресурс] — http://philosophy.ru/library/bahtin/post.html (дата обращения: 10.05.2014).
4. Иванова Е. Н. Образовательное событие как тьюторская технология индивидуализации образовательного процесса [электронный ресурс] http://lyceum-44.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=247:2011–01–07–20–16–19&catid=50:methodkop&Itemid=69 (дата обращения: 10.05.2014).
5. Карастелина С. В., Модулина О. Б. Образовательное событие как ресурс соорганизации и кооперации деятельности субъектов образовательного процесса: из опыта работы региональной инновационной площадки департамента образования Ярославской области в 2012 году. — Рыбинск, МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр», 2012.
6. Ковалёва Т. М., Жилина М. Ю. Среда и событие: к дидактике тьюторского сопровождения // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Под редакцией Н. Б. Крыловой и М. Ю. Жилиной // Новые ценности образований. — 2010. — № 1 (43). — С. 94–101.
7. Михеенко И. В. Образовательное событие — форма организации совместной деятельности педагогов и обучающихся [электронный ресурс] — raduga86.ucoz.ru/kopilka/obrazovatelnoe_sobytie-i.v-mikheenko.doc (дата обращения: 10.05.2014).
8. Пульбере А. И. Мониторинг качества знаний в условиях личностно-ориентированного образования // Педагогика. — 2005. — № 9. — С. 33–36.