Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Тимбилдинг как средство сплочения команды

Деятельность дошкольного учреждения
28.10.2022
267
Поделиться
Библиографическое описание
Иванова, А. А. Тимбилдинг как средство сплочения команды / А. А. Иванова, О. А. Лапташкина, С. Г. Пальмова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 10 (58). — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/234/7716/.


В статье авторы описывают использование тимбилдинга в работе по сплочению педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: тимбилдинг, командообразование, коллектив, член коллектива, психологический климат, педагог.

Невозможно делать всю работу одному человеку, время от времени все равно приходится просить о помощи других людей.

Залог успеха любого коллектива — это сплоченность, которая позволит достигнуть любую поставленную цель. Взаимопомощь и сплоченность дают возможность стать единой командой, которая чувствует, поддерживает и вдохновляет на покорение профессиональных вершин.

Поэтому очень важна работа по командообразованию в коллективе. Командообразование по-другому можно назвать тимбилдингом. В переводе с английского слово «тимбилдинг» (Team building) означает «построение команды», поэтому в отечественной практике зачастую используется термин «командообразование».

В нашем детском саду работают 24 педагога в возрасте от 22 лет до 59 лет с разным стажем педагогической работы. В связи с этим отмечаются расхождение взглядов, несогласие с мнением друг друга, натянутые отношения между членами коллектива. Для выявления и решения данной проблемы была создана рабочая группа, в состав которой вошли старший воспитатель, педагог-психолог и инструктор по физкультуре. В первую очередь мы изучили психологический климат коллектива. В качестве диагностического материала были выбраны следующие методики:

  1. Карта-схема А. Н. Лутошкина «Изучение психологического климата в группе»;
  2. Экспресс-методика оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе (А. С. Михайлюк, Л. Ю. Шарыто).

Было обследовано 23 педагога, из них 2 музыкального руководителя, 1 инструктор по физкультуре, 1 учитель-логопед, 2 старших воспитателя. Результаты исследования на начало года:

39 % педагогов считают, что в коллективе преобладает бодрое и жизнерадостное настроение, взаимные симпатии, одобрение. В отношениях между группами присутствует понимание, педагогам нравится быть вместе, участвовать в совместных делах. У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители.

Но есть педагоги 61 %, которые отмечают, что в коллективе преобладает конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии, безразличие к более тесному общению, отрицательное отношение к совместной деятельности, критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов.

Среднегрупповая оценка психологического климата на начало года — 29 баллов, что говорит о неустойчивом психологическом климате.

Для сплочения педагогического коллектива, укрепления психического и физического здоровья каждого была разработана программа «Тимбилдинг — одна команда». В течение года проводились различные мероприятия, такие как тренинги, спортивные встречи, культурно-массовые выходы, спортивные мероприятия, мастер-классы, круглые столы.

По итогам года была проведена повторная диагностика, которая показала удовлетворенность всех членов коллектива психологическим климатом. Педагоги отмечают доброжелательность во взаимоотношениях, поддержку. В общении педагогов присутствует взаимное расположение, уважение. В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение по принципу «один за всех и все за одного». Успех или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание. Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться. Среднегрупповая оценка психологического климата на конец года — 62 балла, что говорит о благоприятном психологическом климате и сплоченности педагогов.

Таким образом, данная программа позволила сплотить командный дух и создать эффективную команду детского сада, способную удовлетворить требования современного общества. Тимбилдинг раскрывает каждого педагога, учит способам решения проблемных ситуаций, снимает нервное напряжение путем вовлечения участников в игру.

Занятие 1. «Я, ты, он, она — вместе дружная команда!»

Цель — сплочение педагогического коллектива, выявление сильных сторон каждого члена коллектива.

Задачи:

  1. Создание чувства единства коллектива, организованности и сплоченности;
  2. Сплочение команды, вывод «командного духа» на новый уровень;
  3. Повышение мотивации деятельности педагогического коллектива;
  4. Психологическая разгрузка сотрудников.

1. Приветствие «Постройся по…»

Педагоги выстраиваются по росту, цвету глаз (от темного к светлому), волос и т. д.

2. Упражнение «Гимнастические палки»

Участники команды встают в круг, каждый кладет ладонь на одну «гимнастическую палку», расположенную вертикально.

Задача участников — одновременно переносить ладонь с одной палки на другую, чтобы ни одна из них не упала. Темп упражнения постепенно увеличивается.

Сложность упражнения можно изменять, пропуская сначала одну, потом две, три палочки и так далее.

3. Упражнение «Коса-заплетайка»

Участники делятся на команды. Задача участников — на время заплести косу. Побеждает команда, выполнившая задание быстрее всех.

4. Упражнение «Обруч»

Участники встают в круг, берутся за руки. Несколько обручей находятся между сцепленными руками нескольких участников. Задача участников пролезть в обруч не расцепляя рук.

5. Упражнение «Перенеси предмет»

Задача игроков: на платформе с прикрепленными веревками перенести предмет с точки «А», в точку «В», не уронив его.

6. Упражнение «Радуга мнений»

Участники записывают ответы на вопросы на карточках из цветного картона. Каждому цвету соответствует определенный вопрос:

синяя — «Ваши ощущения от работы»;

красная — «Самое ценное приобретение от сегодняшнего мероприятия»;

желтая — «Что бы вы желали поменять в своей работе»;

зеленая — «Ваши ожидания относительно следующего мероприятия».

Литература:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Эффективная команда: шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду. — СПб.: Речь, 2003. — 128 с.

  1. Исхакова М. Тимбилдинг: раскрытие ресурсов организации и личности. — М.: Речь, 2010. — 256 с.
  2. Кофанова Я. Ю. Авторское пособие педагога-организатора МКУ «Центр семейного устройства» [Электронный ресурс] — режим доступа: https://nsportal.ru/kultura/sotsialno-kulturnaya-deyatelnost/library/2018/12/02/metodicheskoe-posobie-po-timbildingu?, свободный.

4. Кочетова С. В. Тимбилдинговые мероприятия. Спортивный тимбилдинг [Электронный ресурс] — режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/timbildingovye-meropriyatiya-sportivnyy-timbilding/viewer, свободный.

  1. Надточий Ю. Б. Командообразование. Практикум: Учебное пособие. — М: Дашков и К, 2022. — 108 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
тимбилдинг
командообразование
коллектив
член коллектива
психологический климат
педагог

Молодой учёный