Управленческая модель Липпит-Кностера (Lippitt-Knoster) как инструмент развития молодых педагогов в условиях образовательной организации
Автор: Позднякова Екатерина Сергеевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (33) апрель 2021 г.
Дата публикации: 13.05.2021
Статья просмотрена: 178 раз
Библиографическое описание:
Позднякова, Е. С. Управленческая модель Липпит-Кностера (Lippitt-Knoster) как инструмент развития молодых педагогов в условиях образовательной организации / Е. С. Позднякова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2.1 (33.1). — С. 65-73. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6374/ (дата обращения: 17.12.2024).
В статье описано применение управленческой модели Липпит-Кностера как инструмента развития молодых педагогов в условиях образовательной организации. Новизна заключается в использовании данной модели применительно к образовательной организации, как инновационной технологии в системе управления персоналом. В результате опросов молодых педагогов, анализа предлагаемых на данный момент программ сопровождения, поддержки, предпринята попытка теоретического приложения модели, как управленческого инструмента.
Ключевые слова: молодой педагог, развитие педагога, управление персоналом, образовательная организация, компетентность, модель Липпит-Кностера, инновации в школе.
На стадии проектирования управленческих механизмов в рамках подсистемы развития персонала, руководитель должен понимать и определять каких результатов он хочет достигнуть вместе с сотрудниками, какие профессиональные и личные качества нужно развивать. Между тем, знания, умения и навыки — это не цель, а постоянно совершенствующее средство решения тех или иных профессиональных задач.
Следуя педагогическому принципу систематичности и последовательности, а также в рамках управленческой парадигмы 21 века — «человек является меняющейся, но неуправляемой переменной предприятия» [1], определим задачу управления развитием в том, чтобы познать закономерности развития личности и применить соответствующие технологии, обеспечивающие лучшее удовлетворение растущих потребностей каждого работника.
Развитие человеческих ресурсов означает умелое обеспечение и организацию процесса научения в целях достижения организацией поставленных целей, чтобы через совершенствование навыков и умений, расширение объема знаний, повышение компетентности, способности к обучению и энтузиазма сотрудников на всех уровнях организации происходили непрерывный организационный и личностный рост и развитие [2].
Молодой педагог как стратегический ресурс образовательной организации, требует особого подхода в виду, динамичности протекающих процессов в образовательной организации, сложности действующих внешних и внутренних сил. Процесс изменений, который затрагивает молодого педагога, в первые годы деятельности выступает и как тренинг «антихрупкости», и как стартовая площадка для дальнейшего профессионального и личного развития. Получит ли он ощущение удовлетворения от выбранного пути, будет ли путь этот пройден содержательно, с пониманием социального значения профессии «педагог», или же изменения оставят в душе опустошение, и педагогические ряды потеряют соратника.
Применяемые методы и технологии управления персоналом в образовательных организациях приводят к цифрам в 13 % в структуре кадрового состава образовательных организаций занимают молодые педагоги, средняя продолжительность закрепления на рабочем месте порой не достигает и 3-х лет. Очевидно, что необходимы изменения в подходе управления системой развития персонала.
Рассматриваемая в статье модель описывает как предоставить потенциал сотрудникам измениться, как управлять этими изменениями, чтобы мотивировать и давать возможность брать ответственность как за свою роль в развитии организации, а также какие препятствия создаются в организации чтобы помешать персоналу вносить свой вклад в достижения поставленных целей.
Согласно модели Липпит-Кностера, для эффективных изменений требуется пять или шесть элементов: видение, консенсус, навыки, стимулы, ресурсы и план действий. Если какой-либо из этих элементов отсутствует, попытка изменения потерпит неудачу с различным результатом отрицательного изменения.
Каждый приходит со своим уникальным личным и профессиональным опытом, яркими чертами и удивительными навыками. Важно создавать атмосферу поддержки, в равном отношении уделять внимание сложившемуся годами опыту и новой идеи. Находить баланс любых точек зрения, уметь слушать непопулярное мнение, понимать истоки возникновения сопротивления. Регулярно применяя модель Липпит-Кностера на всех стадиях становление молодого педагога частью образовательной системы, повышаем шансы даже не столько закрепления в данной образовательной организации, сколько создания пласта профессионалов, с высокой социальной ответственностью и педагогической культурой.
Согласно модели, для эффективных изменений требуется пять или шесть элементов: видение, консенсус, навыки, стимулы (поощрения), ресурсы и план действий. Если какой-либо из этих элементов отсутствует, попытка изменения потерпит неудачу с различным результатом отрицательного изменения. Давайте посмотрим и то, и другое подробно.
В исследовании принимали участие молодые педагоги, трудовой стаж которых не превышал 5ти лет. Из 50ти участников опроса, c 10ю педагогами интервью проводилось «лицом к лицу», остальные 40 человек были найдены путем рандомного поиска в социальных сетях с #молодойпедагог#молодой учитель#начинающийпедагог.
Видение. Вначале должно быть видение. 75 % из опрошенных молодых педагогов пришли в образовательную организацию впервые, они не проходили здесь педагогическую практику и не являлись когда-либо учащимися этих организаций. Что они знали об организациях: треть рассказали о том, что спрашивали у знакомых о коллективе, практически 95 % заходили на сайт образовательной организации, не вникали в документы, но изучали сведения о педагогах из профильного методобъединения или кафедры. От молодого педагога как сотрудника организации требовались изменения в профессиональной и личной сфере, в 100 % случаев. Зачем нужны какие-либо изменения? Разделяется ли видение администрации образовательной организации, коллектива, стейкхолдеров? Есть ли измеримые, достижимые цели? Цели, к которым будет идти молодой педагог должны откликаться его внутренним ценностным установкам. Отсутствие видения приводит к замешательству. Когда персонал организации задает такие вопросы, как «Зачем мне это делать?» или «О чем они думают?" они могут не осознавать общего видения перемен.
Инструменты управления:
- Миссия образовательной организации: кто мы, для кого мы работаем, как мы работаем, на какой территории.
- История образовательной организации, собранная из побед и поражений, преобразований, личных рассказов выпускников и сотрудников
- Корпоративная культура организации
- Кодекс педагогической этики
- Правила поведения обучающихся
Педагогические принципы: принцип корректировки устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний; принцип рефлективности.
Метод обучения: сторрителлинг; поведенческое моделирование.
Ожидаемый результат: сотрудник соотносит свои ценности с ценностями компании; сотрудник видит какие личные ресурсы помогут ему в профессиональной деятельности в рамках организации; сотрудник становиться вовлеченным
Консенсус. Идея состоит в том, что руководитель не может предполагать, что у него есть сила проводить изменения, не достигнув консенсуса. В действительности именно концепция «поддержки» имеет решающее значение. Каждый 4ый опрошенный столкнулся с ситуацией, когда требовалось выполнять обязанности, не указанные в должностных инструкциях, это касалось вопросов организации пришкольного лагеря, замены отсутствующих педагогов, участия в избирательных кампаниях и т. д.
Инструменты управления: с оответствие локально-нормативных актов действующему законодательству РФ и международному праву; учет при формировании философии управления религиозных, моральных и этических норм, обычаев делового оборота, опыт передовых образовательных организаций и смежных отраслей, национальные и региональные особенности кадровой политики.
Педагогические принципы: принцип системности обучения; принцип развития обучающегося.
Метод обучения: модульное обучение; поведенческое моделирование.
Ожидаемые результаты: осознание важности «голоса», все имеют равные права высказать мнение; атмосфера поддержки, доверительные отношения; повышение позитивного отношения к работе, организации, образованию — как главного социального института
Навыки и умения. За последние десятилетия изменились требования к образу педагога, его компетенциям, об этом написано и в квалификационных требованиях, и сама картина мира предполагает наличие или развитие необходимых обществу навыков и умений. Какие навыки нужны? Перечень навыков может быть строго регламентирован государственными требованиями, а может быть расширен спецификой деятельности или окружающей среды образовательной организации. Молодые педагоги в интервью говорили о потребности развития следующих умений: педагогика, поддерживающая сотрудничество между учениками, игрофикация, менторство, коучинг. Обладают ли сотрудники опытом или подготовкой в том, что от них требуется? Анализ баланса когнитивных, эмоциональных и волевых процессов можно проводить в 2а этапа. На первом этапе оценить ценности индивида на втором его способность проявлять спектр когнитивных, эмоциональных и волевых навыков для достижения значимых целей. Здесь важна компетентность руководителя в оценке навыков и умений. Если нет, будет ли он предоставлен кем-то, кому они доверяют? Ощущение недостатка навыков или подготовки может вызвать беспокойство.
Инструменты управления:
- Профессиограмма педагога
- Soft-skills личности (адаптивность, уверенность, коммуникативность, командный игрок, коммуникативность, обучение в течение жизни, креативность, лидерство, новаторство, организационные навыки, умение работать с онлайн-репутацией, понимание технологий, умение вовлекать, уметь «отключаться» от работы, вдохновлять)
- Открытый банк оценки профессиональных и личных качеств
- Дашборд с представлением данных как влияет развитие определенного навыка или умение на рост профессионала, личности, субъектов образовательного процесса и укрепление образовательной организации в целом.
Педагогические принципы: принцип использования положительного жизненного опыта; принцип корректировки устаревшего опыта и личностных; установок, препятствующих освоению новых знаний; принцип рефлективности, принцип актуализации.
Метод обучения: ролевая игра; деловая игра; мозговой штурм; дистанционное обучение; тренинг; видеообучение; модульное обучение; кейс-обучение; — метафорическая игра; — метод Budding.
Ожидаемые результаты: повышение профессионализма; понимание и действие соответственно получаемой информации; проектная деятельность сотрудников способствует развитию организации; благоприятная рабочая среда;с пособность решать проблемы; самодисциплина; честность, искренность; проактивность; объединение.
Поощрения / Стимулы. Сотрудникам обычно также нужны стимулы, чтобы что-то изменить. Какую пользу это принесет им? Нет ничего хуже, чем ощущение, будто время тратится зря. Каждый должен увидеть ценность изменения, прежде чем оно может произойти. Стимулы — это элемент, который может либо вызвать консенсус, либо вызвать сопротивление среди сотрудников. Стимулы могут быть материальными, например денежными, или нематериальными, например личными достижениями или престижем. И важно создавать их с последовательностью и прямой связью с видением. Руководители образовательных организаций, которые предоставляют широкий спектр поддержки, говорят о низких показателях истощения учителей.
Инструменты управления:
- Доска почета (на территории образовательной организации и онлайн размещение на сайте, сторонних социальных сетях и информационных ресурсах)
- Правовая поддержка сотрудника
- Предоставление обучения
- Интеллектуальные игры, развлекательные мероприятия
- Неформальные встречи с интересными людьми, администрацией образовательной организации
- Конкурсы
- Именные подарки
Педагогические принципы: принцип индивидуального подхода; принцип рефлективности; принцип использования имеющегося положительного жизненного опыта.
Метод обучения: сторрителлинг; баскет-метод; метод Secondment; ролевая игра.
Ожидаемые результаты: вовлеченность сотрудника; повышение лояльности сотрудник как часть бренда образовательной организации/ молодой педагог — амбассадор школы; закрепление сотрудника.
Ресурсы. Ресурсы также важны для изменения усилий и могут быть физическими или эмоциональными. Мы часто слышим такие комментарии, как «Они хотят, чтобы мы делали больше с меньшими затратами» или «Они меня не поддерживают». Недостаток ресурсов расстраивает людей. Какие ресурсы доступны? Они уместны? Есть ли у сотрудников компании ресурсы? Справедливо ли распределение ресурсов? Какие ресурсы необходимы и как вы их получите?
Инструменты управления:
- Атлас компетенций и ролей сотрудников организации. Просмотр карты знаний на портале образовательной организации, поиск полнотекстовой информации, описание профилей знаний и их привязка к сотрудникам.
- Форумы для обсуждения сложных педагогических кейсов
- Онлайн инструкции для стандартных ситуаций
- Типовые онлайн формы для отчетов
- Реестр книжных ресурсов всего коллектива образовательной организации
- Онлайн методическая копилка, видеозаписи уроков
- Регламент введение новации
- Психологическое консультирование
- Оснащенные рабочие кабинеты
Педагогические принципы: принцип совместной деятельности обучающегося; принцип корректировки устаревшего опыта и личностных установок; препятствующих освоению новых знаний; принцип индивидуального подхода к обучению; принцип элективности обучения; принцип рефлективности; принцип востребованности результатов обучения практической деятельности обучающегося.
Метод обучения: дистанционное обучение; видеообучение; кейс-метод.
Ожидаемые результаты: высокая адаптивность; стрессоустойчивость; формирование профессиональной Я-концепции.
План Действий. Последний элемент, необходимый для изменения— это план действий. План действий по изменению должен быть четким и разработан с участием всех заинтересованных сторон. Без этого персоналу может казаться, что он бежит на месте и не движется вперед. Им кажется, что они ходят по кругу, не имея четкого направления, даже если они усердно работают. Без плана невозможно набрать обороты и двигаться вперед. 73 % из опрошенных молодых педагогов указывали на отсутствие системы введения в должность, в корпоративную культуру образовательной организации, 35 % опрошенных не имели даже формального, номинального плана адаптации или развития.
Инструменты управления:
- Система планирования в образовательной организации
- Личные планы развития сотрудника
- Расписание встреч с наставниками и руководителем организации
- Критерии оценки достижения метрик развития сотрудника
- План обучающих мероприятий на год
Педагогические принципы: принцип системности; принцип востребованности результатов обучения практическое деятельностью обучающегося; принцип актуализации результатов обучения; принцип развития обучающегося.
Ожидаемые результаты: системное мышление; нацеленность на результат; самосовершенствование.
Возможные негативные последствия изменений.
Спутанность сознания. Результат отрицательного изменения: путаница
Если у вас есть консенсус, навыки, стимулы, ресурсы и план действий, но у вас нет видения — той движущей силы, которая стоит за тем, что вы пытаетесь сделать, — вы не добьетесь перемен. Вы в итоге запутаетесь, потому что в процессе Изменения не будет путеводной звезды.
Саботаж. Результат отрицательного изменения: саботаж. Если у вас есть видение, навыки, стимулы, ресурсы и план действий, но у вас нет консенсуса — поддержки изменений со стороны ключевых заинтересованных сторон организации — вы можете оказаться в ситуации, когда открытый саботаж изменений может случиться.
Тревога. Результат отрицательного изменения: беспокойство. Если у вас есть видение, консенсус, стимулы, ресурсы и план действий, но вы не учитываете навыки, необходимые (например, общение, публичные выступления, политические или правозащитные), чтобы добиться желаемых изменений, вы останетесь с беспокойством среди членов вашей команды. Если у вас есть люди, которые не готовы выполнять работу, не имеет значения, имеют ли они большое видение и поддержку, они будут чувствовать тревогу о неудаче.
Сопротивление. Результат отрицательного изменения: сопротивление
Если у вас есть видение, консенсус, навыки, ресурсы и план действий, но не учитываются стимулы — типы вещей (награды, признание, празднования), которые удерживают ключевые заинтересованные стороны сообщества — вы, возможно, изменились, но это будет медленно и в целом отличается высокой степенью стойкости. Люди просто будут стараться придерживаться старых способов ведения дел.
Разочарование. Результат отрицательного изменения: разочарование
Если у вас есть видение, консенсус, навыки, стимулы и план действий, но упускаются ресурсы (деньги, люди, время, оборудование), вы в конечном итоге разочаруетесь, потому что у вас есть план и вы знаете, как его реализовать. это, но у вас нет ресурсов для выполнения работы.
Беговая дорожка или ложный запуск. Результат отрицательного изменения: беговая дорожка. Если у вас есть видение, консенсус, навыки, стимул и ресурсы, но нет плана действий — план, разбитый на шаги, которые люди могут предпринять и выполнить небольшими частями, — вы получите ситуацию, напоминающую «беговую дорожку»: вы бегут, но вы не продвигаетесь. В других определениях этого отрицательного результата изменения используется концепция фальстарта, поскольку иногда люди начинают процесс изменения, но им придется вернуться, например, из-за пропущенного шага. Оба определения показывают, что результаты будут медленными.
Модель Липпита-Кностера для управления сложными изменениями — отличный инструмент как для планирования изменений, так и для диагностики проблем, когда молодой педагог уже свою деятельность, т. е. проект его адаптации, социализации и развития уже выполняется. Модель предоставляет сводную карту всех необходимых элементов.
Знание модели Липпита-Ностера для управления сложными изменениями дает явное преимущество, поскольку позволяет по-настоящему понять важность каждого элемента, необходимого для успеха изменения — для развития личности и профессионала. Это также дает четкое представление о результатах негативных изменений в случае отсутствия какого-либо элемента. Использование его в качестве «карты», обеспечивающей последовательность и согласованность, является обязательным в любом процессе изменений, поскольку это создает правильное мышление для достижения успеха.
Литература:
- Токарев В. Гипотеза о новой парадигме управления. // Проблемы теории и практики. — 2001. — № 3.
- Управление эффективностью и качеством: Модульная программа / Пер. с англ.; под ред. И. Прокопенко, К. Порта: В 2-х ч. — М.: Дело, 2001. — Ч. 2. — С. 18.
Ключевые слова
компетентность, Управление персоналом, образовательная организация, молодой педагог, развитие педагога, модель Липпит-Кностера, инновации в школеПохожие статьи
Инновационное педагогическое сотрудничество ученика и учителя при обучении английскому языку
В работе рассматривается актуальная задача педагогического сотрудничества ученика (класса, группы) и учителя (тьютора) в процессе обучения с учетом технологического и образовательного потенциала обучения, учебной среды, в частности, школы. Методами а...
«Обучение в ситуациях» как модель образования в области безопасности жизнедеятельности педагогов и школьников
В статье сделана попытка обоснования инновационности и перспективности модели «обучения в ситуациях» и ее методической реализации с целью формирования культуры безопасности школьников и методической компетенции педагогов.
Системно-деятельностный подход при изучении алгоритмизации и программирования учащимися в основной школе
Сфера современного образования нуждается в глобальных перестройках. Данная задача актуализируется ввиду развития современного технологического прогресса и необходимости обеспечения активной и разносторонней организации обучения. Основной целью текуще...
Развитие педагогического потенциала социальных центров: управленческий аспект
Статья посвящена специфике управления развития педагогическим потенциалом современных социальных центров на территории СНГ. Управленческий аспект раскрывается на основании концепции сочетания процессов организации и социальной самоорганизации, и опис...
Распределенное лидерство в контексте педагогики общей заботы как модель управления курируемой учебной группой
В статье рассматривается возможность совмещения модели распределенного лидерства с педагогикой общей заботы И. П. Иванова в организации работы куратора, управления и самоуправления учебной группы в системе среднего профессионального и высшего професс...
Когнитивное исследование качества жизни и занятости молодежи
В работе рассматриваются основные положения методологии когнитивного моделирования, базовые понятия, подходы, методы и модели. Приведен пример взаимосвязей (причинный анализ) качества жизни молодежи и занятости на рынке труда. Выделены особенности ко...
Проектная деятельность как инновационная форма организации методического объединения учителей-логопедов
В статье рассматривается вопрос применения метода проектирования в целях профессионального развития учителя-логопеда, возможность овладения предложенным методом в результате обучающей работы.
Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения общению при изучении психологии
В статье анализируется эффективность использования социально-психологического тренинга как интерактивного метода обучения студентов. На основе теоретических исследований выделено понятие социально-психологического тренинга в узком и широком смысле, п...
Особенности моделирования педагогической системы
В статье рассматривается процесс развития школы, которая осуществляется средствами моделирования. Раскрыта сущность понятия моделирования развития школы, акцентируется внимание на готовности учреждения к внедрению изменений и преобразований.
Применение инструментов проектного менеджмента в государственных учреждениях
Представленная статья посвящена вопросу применения принципов проектного менеджмента в практике государственных учреждений. В статье обосновывается важность применения принципов и инструментов проектного менеджмента, в первую очередь, как драйверов пр...
Похожие статьи
Инновационное педагогическое сотрудничество ученика и учителя при обучении английскому языку
В работе рассматривается актуальная задача педагогического сотрудничества ученика (класса, группы) и учителя (тьютора) в процессе обучения с учетом технологического и образовательного потенциала обучения, учебной среды, в частности, школы. Методами а...
«Обучение в ситуациях» как модель образования в области безопасности жизнедеятельности педагогов и школьников
В статье сделана попытка обоснования инновационности и перспективности модели «обучения в ситуациях» и ее методической реализации с целью формирования культуры безопасности школьников и методической компетенции педагогов.
Системно-деятельностный подход при изучении алгоритмизации и программирования учащимися в основной школе
Сфера современного образования нуждается в глобальных перестройках. Данная задача актуализируется ввиду развития современного технологического прогресса и необходимости обеспечения активной и разносторонней организации обучения. Основной целью текуще...
Развитие педагогического потенциала социальных центров: управленческий аспект
Статья посвящена специфике управления развития педагогическим потенциалом современных социальных центров на территории СНГ. Управленческий аспект раскрывается на основании концепции сочетания процессов организации и социальной самоорганизации, и опис...
Распределенное лидерство в контексте педагогики общей заботы как модель управления курируемой учебной группой
В статье рассматривается возможность совмещения модели распределенного лидерства с педагогикой общей заботы И. П. Иванова в организации работы куратора, управления и самоуправления учебной группы в системе среднего профессионального и высшего професс...
Когнитивное исследование качества жизни и занятости молодежи
В работе рассматриваются основные положения методологии когнитивного моделирования, базовые понятия, подходы, методы и модели. Приведен пример взаимосвязей (причинный анализ) качества жизни молодежи и занятости на рынке труда. Выделены особенности ко...
Проектная деятельность как инновационная форма организации методического объединения учителей-логопедов
В статье рассматривается вопрос применения метода проектирования в целях профессионального развития учителя-логопеда, возможность овладения предложенным методом в результате обучающей работы.
Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения общению при изучении психологии
В статье анализируется эффективность использования социально-психологического тренинга как интерактивного метода обучения студентов. На основе теоретических исследований выделено понятие социально-психологического тренинга в узком и широком смысле, п...
Особенности моделирования педагогической системы
В статье рассматривается процесс развития школы, которая осуществляется средствами моделирования. Раскрыта сущность понятия моделирования развития школы, акцентируется внимание на готовности учреждения к внедрению изменений и преобразований.
Применение инструментов проектного менеджмента в государственных учреждениях
Представленная статья посвящена вопросу применения принципов проектного менеджмента в практике государственных учреждений. В статье обосновывается важность применения принципов и инструментов проектного менеджмента, в первую очередь, как драйверов пр...