Психодиагностика коллектива как фактор успешного управления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (298) февраль 2020 г.

Дата публикации: 21.02.2020

Статья просмотрена: 665 раз

Библиографическое описание:

Янчишина, Е. А. Психодиагностика коллектива как фактор успешного управления / Е. А. Янчишина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 258-260. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67408/ (дата обращения: 17.12.2024).



В данной статье рассматривается необходимость применения методик психодиагностики в управлении образовательными дошкольными организациями.

Ключевые слова: психодиагностика, управление персоналом, образовательная дошкольная организация, педагогический коллектив.

Трудовой коллектив образовательного учреждения представляет собой самоуправляемый, многоуровневый, полифункциональный организм, где педагоги одновременно выполняют функции учителя, воспитателя, социолога, руководителя кружка и пр. Именно воспитатели в дошкольных образовательных учреждениях являются основным звеном всего трудового педагогического коллектива, от их эмоционально-психического состояния зависит настроение и поведение воспитанников, а также их успехи в образовательном процессе и социализации.

Еще одна отличительная черта педагогического коллектива — это совместная, коллективная ответственность за результаты своего труда и единая педагогическая цель — воспитание и первоначальное образование будущих членов российского общества. При этом, основная функция руководителя образовательного учреждения — создание такой профессиональной атмосферы в подчиненном коллективе, в условиях которой поставленная цель будет достигнута с легкостью, без ущерба для педагогов и воспитанников.

Ни для кого не секрет, что педагогические коллективы в детских образовательных учреждениях на 99 % состоят из женщин, причем разных возрастов, которые в силу особенностей ДОУ работают изолированно друг от друга и не имеют возможности наблюдать за творческой и учебной деятельностью друг друга, за результатами педагогического туда своих коллег. Социальные исследования в педагогической среде утверждают, что 80 % воспитателей имеют высокий уровень ситуативной напряженности, более 70 % имеют постоянную напряженность. Профессиональная деятельность в рамках строгой регламентации часто оборачивается для учителей и воспитателей потерей собственной индивидуальности, что усугубляется банальным отсутствием времени на уход за собой и огромной эмоциональной напряженностью. Как следствие — нервные срывы, потеря друзей, «усталость от профессии», профессиональное выгорание, стереотипизация, закостенелости и т. д. Это — всего малая доля причин, почему на плечи руководителя ложится задача мониторинга психологического климата в коллективе и его коррекция, потому, что коллектив должен быть единым и целым организмом, успешно функционирующим на благо семьи и общества.

Существует множество методик по психологической диагностике в педагогическом коллективе.

Один из интересных и довольно простых методов начальной диагностики — это зрительная аналоговая шкала оценки организационного климата, по которой с легкостью можно оценить три параметра: сработанность, совместимость и успешность (результативность) выполнения поставленных задач. Метод графический, но его результаты легко можно перевести в количественные показатели. Метод интересен тем, что не является традиционным анкетированием с его шаблонной подачей. При его выполнении даже взрослые люди отвлекаются от нависших над ними проблем и с удовольствием раскрашивают шкалу в разные цвета, поэтому психологи считают его весьма объективным.

На общем собрании или педагогическом совете штатный психолог ДОУ раздает воспитателям листы формата А4, на который нанесена линия, длиной 20 см и цветные фломастеры, маркеры или карандаши нескольких ярких цветов. На выданных листах заранее нанесена маркировка в цветовом исполнении, в соответствии с показателями. Участники мероприятия линиями наносят на шкалу свое видение коллективных проблем. Отметки, поставленные в начале шкалы, говорят о низком уровне показателя, в середине шкалы — средний уровень, в конце шкалы — высокий уровень. Например, если речь идет о профессионализме коллектива, то отметки в начале шкалы говорят об его непрофессионализме, в середине шкалы — об недостаточном профессионализме, в конце шкалы — о высоком профессионализме коллектива. По желанию, тестирование можно дополнить и другими критериями.

Педагог-психолог может предложить тестируемым участникам сложить листочки пополам, и собрать их. Далее необходимо градировать шкалу (удобно работать с 10-бальной шкалой) и провести количественный анализ, выведя среднее значение и отклонение от средней величины. Так можно понять, какие проблемы нависли над педагогическим коллективом, и найти методы борьбы с ними, начать работу с каждым педагогом отдельно, проводя психодиагностику индивидуально. Например, можно применить следующие тесты и методики:

– тест общительности В. Ф. Ряховского;

– методику, разработанную О. С. Михалюк и А. Ю. Шалыто, которая позволяет выявить эмоциональные, поведенческие и когнитивные компоненты отношений в коллективе;

– опросник А. Н. Лутошкина, который позволяет оценить не только степень благоприятности, но и выявить те свойства коллектива, которые объединяют или разобщают коллектив;

– методику диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.

Результаты психодиагностики обсуждаются с руководством детского образовательного учреждения для поиска решения проблем трудового педагогического коллектива и с целью недопущения их усугубления. Необходимо помнить, что проблемы трудового коллектива ДОУ обязательно отразятся на качестве воспитания и обучения дошкольников и даже на их эмоционально-психическом состоянии.

Литература:

  1. Батаршев А. В. Психодиагностика в управлении // А. В. Батаршев. — М.: Дело, 2005. — 496 c.
  2. Ильясов Д. Ф. Теория управления образованием: учебное пособие по спецкурсу для студентов педагогических специальностей и руководителей образ. Учреждений // Д. Ф. Ильясов, Г. Н. Сериков. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004.- 344 с.
  3. Истратова О. Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов // О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто.. — Рн/Д: Феникс, 2013. — 375 c.
  4. Казаков И. С. Персонифицированные инвариантные составляющие информационно-образовательной среды вуза // В мире научных открытий. — Красноярск, 2011. — № 9.3. — С. 687–699.
  5. Носс И. Н. Психодиагностика в кадровой работе: Учебное пособие // И. Н. Носс; Под общ. ред. проф. д.т.н. А. А. Деркач.. — М.: РАГС, 2010. — 74 c.
  6. Панфилова А. П. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе // Учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2011г.-240 с.
  7. Станкин М. И. Искусство управления коллективом // М. И. Станкин. — М.: Книжный мир, 2013. — 320 c.
  8. Тюнников Ю. С. Непрерывное формирование медиакомпетентности учителя в условиях постоянных изменений информационной и образовательной среды / Ю. С. Тюнников, Т. П. Афанасьева, И. С. Казаков, М. А. Мазниченко // Медиаобразование. — М., — 2017. — № 1. — С. 58–74.
  9. Tyunnikov Y. S. Succession of continuity education: the role and possibilities of a media resource / Y. S. Tyunnikov, T. P. Afanasyeva, I. S. Kazakov, M. A. Maznychenko // Медиаобразование. — М., — 2018. — № 1. — С. 28–38.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогический коллектив, высокий уровень, коллектив, конец шкалы, начало шкалы, образовательное учреждение, середина шкалы, трудовой коллектив, трудовой педагогический коллектив, эмоционально-психическое состояние.


Ключевые слова

психодиагностика, Управление персоналом, педагогический коллектив, образовательная дошкольная организация

Похожие статьи

Психодиагностика как условие спортивно-организованного физического воспитания студентов

В статье рассматривается использование психодиагностики в спортивно-организованном физическом воспитании студентов.

Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Психологическое сопровождение рассматривается как организационная модель деятельности педагога-психолога в детско...

Управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как фактор эффективности образования и воспитания

В статье рассматривается одна и актуальных проблем -управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как фактор эффективности образования и воспитания, основные подходы управления качеством образования.

Подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматривается понятие «методическая работа», а также выделяются основные подходы, формы и методы организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников

В статье рассмотрены и проанализированы различные подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников, а также методы и формы профилактической работы с учащимися в условиях образовательного процесса в школе

К вопросу о диагностике уровня развития корпоративной культуры в дошкольной образовательной организации

Данная статья посвящена особенностям диагностики корпоративной культуры сотрудников дошкольной образовательной организации. Охарактеризована система психодиагностических методик, позволяющая выявить уровень развития корпоративной культуры и тем самым...

Особенности содержания «психодидактики начальной школы» в контексте подготовки будущих учителей

В статье дана краткая характеристика содержания дисциплины «Психодидактика начальной школы» в контексте подготовки будущих учителей. Психодидактика рассмотрена как междисциплинарная наука, изучающая условия повышения эффективности (продуктивности) пр...

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Формирование компьютерной компетентности учителей на основе личностно-деятельностного подхода

В данной статье проанализирована компьютерная компетентность учителей и её значение для социализации подрастающего поколения. Сделан акцент на воспитательные и нравственные функции педагога.

Формирование управленческой культуры педагога образовательной организации

В статье рассматривается управленческая культура педагога как одна из составляющих профессиональной компетентности. Дается содержательная характеристика формирования данного понятия.

Похожие статьи

Психодиагностика как условие спортивно-организованного физического воспитания студентов

В статье рассматривается использование психодиагностики в спортивно-организованном физическом воспитании студентов.

Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации

В статье рассматривается Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Психологическое сопровождение рассматривается как организационная модель деятельности педагога-психолога в детско...

Управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как фактор эффективности образования и воспитания

В статье рассматривается одна и актуальных проблем -управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как фактор эффективности образования и воспитания, основные подходы управления качеством образования.

Подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении

В статье рассматривается понятие «методическая работа», а также выделяются основные подходы, формы и методы организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников

В статье рассмотрены и проанализированы различные подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников, а также методы и формы профилактической работы с учащимися в условиях образовательного процесса в школе

К вопросу о диагностике уровня развития корпоративной культуры в дошкольной образовательной организации

Данная статья посвящена особенностям диагностики корпоративной культуры сотрудников дошкольной образовательной организации. Охарактеризована система психодиагностических методик, позволяющая выявить уровень развития корпоративной культуры и тем самым...

Особенности содержания «психодидактики начальной школы» в контексте подготовки будущих учителей

В статье дана краткая характеристика содержания дисциплины «Психодидактика начальной школы» в контексте подготовки будущих учителей. Психодидактика рассмотрена как междисциплинарная наука, изучающая условия повышения эффективности (продуктивности) пр...

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Формирование компьютерной компетентности учителей на основе личностно-деятельностного подхода

В данной статье проанализирована компьютерная компетентность учителей и её значение для социализации подрастающего поколения. Сделан акцент на воспитательные и нравственные функции педагога.

Формирование управленческой культуры педагога образовательной организации

В статье рассматривается управленческая культура педагога как одна из составляющих профессиональной компетентности. Дается содержательная характеристика формирования данного понятия.

Задать вопрос