Диагностическое направление деятельности педагога-психолога в ДОУ
Авторы: Поликарпова Евгения Дмитриевна, Аллахвердян Анастасия Саркисовна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (11) февраль 2017 г.
Дата публикации: 24.12.2016
Статья просмотрена: 10427 раз
Библиографическое описание:
Поликарпова, Е. Д. Диагностическое направление деятельности педагога-психолога в ДОУ / Е. Д. Поликарпова, А. С. Аллахвердян. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1.1 (11.1). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1805/ (дата обращения: 19.12.2024).
Данная статья предназначена для молодых специалистов, педагогов-психологов, недавно поступивших на работу в дошкольное образовательное учреждение. Статья раскрывает особенности диагностического направления работы педагога-психолога, дает развернутые ответы на вопросы, возникающие у молодого специалиста: какие виды диагностики реализуются в детском саду? Как планировать диагностическую деятельность педагога-психолога? В каких случаях целесообразно использовать те или иные методики?
Ключевые слова: психологическая диагностика, планирование, методики для исследования.
Одним из основных направлений работы педагога-психолога в дошкольном учреждении является диагностика. Психологическая диагностика – это получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей, динамике процесса их развития, необходимой для оказания психологической помощи воспитанникам, родителям и педагогам; выявление возможностей и интересов, способностей, склонностей детей для обеспечения полноценного личностного развития. Поскольку основным субъектом работы является ребенок, то приоритетным направлением является диагностика детей. Исследование психологических особенностей и развития ребенка начинается с 3-х лет и ведется в двух направлениях – изучение познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Календарное планирование диагностики ведется в соответствии с годовым планом педагога-психолога, где указываются сроки его проведения и цели. Результаты проведенных исследований фиксируются в журнале диагностической работы.
Диагностическое направление подразделяется на следующие виды: скрининговая диагностика, диагностика в рамках ПМПк, диагностика по запросу, дополнительно – диагностика родителей и диагностика педагогов дошкольного учреждения.
Скрининговая диагностика – это плановое мероприятие, которое проводится ежегодно в марте, апреле и мае. Целью ее является определение уровня развития познавательных процессов детей и соотнесение их с возрастной нормой, а также выявление трудностей в эмоционально-волевой сфере детей. По результатам скрининговой диагностики педагог-психолог формирует группы детей для коррекционной и развивающей работы.
Диагностика в рамках ПМПк проводится ежегодно в сентябре, феврале и мае, целью ее является выявление детей с отклонениями в познавательной и эмоционально-волевой сфере для последующего психологического сопровождения ребенка.
Диагностика детей по запросу родителей и педагогов проводится в течение года, что также регистрируется в журнале учета.
Диагностика родителей в дошкольном учреждении проводится в случае обращения их к педагогу-психологу, в контексте детско-родительских отношений.
Диагностика педагогов проводится по запросу администрации и в обязательный перечень работы не входит. Поскольку педагог-психолог является членом коллектива, то для большей объективности целесообразно привлекать специалистов из других учреждений.
Все методики, используемые педагогом-психологом, должны быть лицензированы и стандартизированы.
- Содержание скрининговой диагностики.
Таблица 1
Возраст детей |
Показатели для исследования |
Методики |
Автор |
3-4 года (вторая младшая группа) |
Игровая деятельность Наглядно-действенное мышление |
Наблюдение, экспертная оценка «Разрезная картинка» |
Эльконин Д. Б. Марцинковская Т. Г. |
4-5 лет (средняя группа) |
Игровая деятельность Воображение Предпосылки логического мышления |
Наблюдение, экспертная оценка «Дорисовывание фигур» «Четвертый лишний» |
Эльконин Д. Б. Дьяченко О. М. Забрамная С. Д., Боровик О. Д. |
5-6 лет (старшая группа) |
Игровая деятельность Мышление Самооценка |
Наблюдение, экспертная оценка «Последовательность событий» «Лесенка» |
Эльконин Д. Б. Бернштейн Щур В. Г. |
6-7лет (подготовительная группа) |
Игровая деятельность Произвольность Самооценка Школьная зрелость |
Наблюдение, экспертная оценка Графический диктант «Улицы» Ориентировочный тест школьной зрелости |
Эльконин Д. Б. Эльконин Д. Б. Модификация Дембо-Рубинштейна Керн-Йрасек |
- Содержание диагностики по запросу.
Подбор методик происходит исходя из двух критериев: возраста ребенка и заданной проблемы, которую озвучивает родитель или воспитатель ребенка. Перед педагогом-психологом могут быть поставлены следующие задачи: выявить нарушения в эмоционально-волевой сфере, в детско-родительских отношениях, в процессе обучения, в интеллектуальной сфере, в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми. Таким образом, для диагностики трудностей в познавательной сфере следует обратиться к Таблице №1. При возникновении проблем в эмоционально-волевой сфере целесообразно использование проективных методик: «Рисунок семьи», «Рисунок несуществующего животного», «Автопортрет», «Дом, дерево, человек», «Два дома» и др. (Таблица №2).
Использование проективных тестов является дополнительным к основным, стандартизированным методам, поэтому при интерпретации результатов нужно учитывать все в комплексе.
При оформлении протоколов исследования необходимо указывать фамилию и имя ребенка, номер группы, возраст, дату проведения исследования и название методики с обратной стороны бланка. Для проведения рисуночных тестов используются листы формата А4, все комментарии к рисунку также указываются с обратной стороны.
Интерпретация рисунка является промежуточным видом работы педагога-психолога, предшествующим беседе с родителями. При личной встрече с родителями выдается ответ на их запрос по интересующей проблеме. В данной беседе интерпретация рисунка не приводится.
Таблица 2
Возраст детей |
Показатели для исследования |
Методики |
Автор |
5-7 лет |
Межличностные отношения, эмоционально-волевая сфера |
«Рисунок человека» |
Маховер К. |
4-7 лет |
Межличностные отношения, эмоционально-волевая сфера |
«Рисунок несуществующего животного» |
(Данный тест пришел из психиатрии) |
5-7 лет |
Детско-родительские отношения |
«Рисунок семьи» |
Маховер К. |
4-7 лет |
Межличностные отношения |
«Два дома» |
Вандвик И., Экблад П. |
5-7 лет |
Самооценка |
«Автопортрет» |
(Данный тест пришел из психиатрии) |
5-7 лет |
Эмоционально-личностная сфера |
«Дом, дерево, человек» |
Бук Дж. |
6-7 лет |
Межличностные отношения |
«Цветовой тест отношений» |
Эткинд А. |
3-7 лет |
Эмоционально-волевая сфера |
Тест Люшера |
Люшер |
4-7 лет |
Межличностные отношения, эмоционально-волевая сфера |
«Домики» |
Орехова О. А. |
Литература:
- Зеньковский В. В. «Психология детства», Екатеринбург, «Деловая книга», 1995г.
- Люблинская А. А. «Детская психология», Москва, «Просвещение», 1971г.
- Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. «Экспресс-диагностика в детском саду», Москва, 2011г.
- «Психолог в детском саду», Ежеквартальный научно-практический журнал, выпуск №1/ 2011г, Москва, «Информполиграф», 2011г.
- Сластенин В. А., Киширин В. П. «Психология и педагогика», Москва, «Академия», 2001г.
- Урунтаева Г. А. Афонькина Ю. А., «Практикум по детской психологии», Москва, «Просвещение», 1995г.
- Шевандрин Н. И. «Основы психологической диагностики», Москва, «Владос», 2003г.
- Щипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. «Азбука общения», Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2010г.
Похожие статьи
К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию
В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а...
Анализ мнений родительской общественности о профессиональной деятельности педагога-психолога в государственных образовательных учреждениях
В статье проводится анализ взглядов родителей детей, посещающих школы и дошкольные государственные образовательные учреждения. Выявляются особенности восприятия родителями профессиональной деятельности педагога-психолога. Представлены результаты иссл...
Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ
В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные...
К вопросу об актуальности выбора профессии педагога: нехватка молодых специалистов в сельской местности в сфере образования
В данной статье автор поднимает вопросы, связанные с актуальностью выбора профессии педагога, а также перечисляет причины, в результате которых, возникает нехватка молодых специалистов, как в сельской местности, так и в целом. Рассматриваются федерал...
Психологические особенности погружения в языковую среду на уроках русского языка в многонациональных классах средней школы
Проблема преподавания русского языка в многонациональных классах средней школы практически не разработана, поэтому учителям самостоятельно приходится решать трудные задачи. В статье рассматриваются психологические особенности обучения русскому языку ...
Особенности образовательного процесса хореографического отделения детской школы искусств в условиях дистанционного обучения
В статье рассматриваются проблемы, с которыми столкнулись педагоги дополнительного образования в условиях перехода на дистанционное обучение и пути их решения. Само дистанционное обучение рассматривается применительно к хореографическим дисциплинам д...
Специфика профессиональной деятельности педагога-психолога в центрах детского и юношеского творчества (дом культуры)
В статье рассматривается проблема своеобразия психолого-педагогической деятельности с детьми и подростками в условиях дома культуры; раскрываются факторы, определяющие это своеобразие; обосновывается необходимость специализированной подготовки педаго...
Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста
В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...
Развитие рефлексии педагогов ДОУ с помощью метода арт-терапии
В статье определяется важность развития способности к рефлексии у педагогов ДОУ, даётся определение рефлексии. Рассматривается арт-терапия как метод психологической работы, направленный на развитие рефлексии, описаны преимущества данного метода. Прив...
Профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста
В данной статье представлен опыт работы по организации работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Данная модель освещает работу со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса-...
Похожие статьи
К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию
В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а...
Анализ мнений родительской общественности о профессиональной деятельности педагога-психолога в государственных образовательных учреждениях
В статье проводится анализ взглядов родителей детей, посещающих школы и дошкольные государственные образовательные учреждения. Выявляются особенности восприятия родителями профессиональной деятельности педагога-психолога. Представлены результаты иссл...
Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ
В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные...
К вопросу об актуальности выбора профессии педагога: нехватка молодых специалистов в сельской местности в сфере образования
В данной статье автор поднимает вопросы, связанные с актуальностью выбора профессии педагога, а также перечисляет причины, в результате которых, возникает нехватка молодых специалистов, как в сельской местности, так и в целом. Рассматриваются федерал...
Психологические особенности погружения в языковую среду на уроках русского языка в многонациональных классах средней школы
Проблема преподавания русского языка в многонациональных классах средней школы практически не разработана, поэтому учителям самостоятельно приходится решать трудные задачи. В статье рассматриваются психологические особенности обучения русскому языку ...
Особенности образовательного процесса хореографического отделения детской школы искусств в условиях дистанционного обучения
В статье рассматриваются проблемы, с которыми столкнулись педагоги дополнительного образования в условиях перехода на дистанционное обучение и пути их решения. Само дистанционное обучение рассматривается применительно к хореографическим дисциплинам д...
Специфика профессиональной деятельности педагога-психолога в центрах детского и юношеского творчества (дом культуры)
В статье рассматривается проблема своеобразия психолого-педагогической деятельности с детьми и подростками в условиях дома культуры; раскрываются факторы, определяющие это своеобразие; обосновывается необходимость специализированной подготовки педаго...
Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста
В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...
Развитие рефлексии педагогов ДОУ с помощью метода арт-терапии
В статье определяется важность развития способности к рефлексии у педагогов ДОУ, даётся определение рефлексии. Рассматривается арт-терапия как метод психологической работы, направленный на развитие рефлексии, описаны преимущества данного метода. Прив...
Профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста
В данной статье представлен опыт работы по организации работы по профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. Данная модель освещает работу со всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса-...