Роль межличностных отношений в управлении коллективом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (298) февраль 2020 г.

Дата публикации: 21.02.2020

Статья просмотрена: 2450 раз

Библиографическое описание:

Яблокова, Ю. С. Роль межличностных отношений в управлении коллективом / Ю. С. Яблокова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 254-255. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67405/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье представлено изучение вопроса о роли межличностных отношений в управлении коллективом.

Ключевые слова: управление коллективом, межличностные отношения, роль межличностных отношений.

Актуальность работы заключается в том, что один из важных аспектов изучения проблем межличностных отношений — это межличностные отношения в организации и поэтому одним из важных вопросов являются личностные компоненты, связанные с межличностными отношениями, которые существенно влияют на результативность профессиональной деятельности как коллектива, так и сотрудников организации. Также в профессиональной сфере часто возникают ситуации нигармоничных межличностных отношений, что приводит к конфликтам. Следственно, проблема изучения межличностных отношений в организации, а также в ситуациях конфликтного взаимодействия является на данный момент важной и актуальной.

Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат многообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых (инструментальных) отношений, которые могут быть как официально закрепленными, так и незакрепленными. Межличностные отношения между членами организации подразделяются на формальные и неформальные.

Формальные — это те отношения, которые определяются соответствующими инструкциями и должностными обязанностями каждого члена организации, то есть формальными установками. Психологическая близость (симпатия, уважение, дружба) укрепляет официальную группу, помогает решать поставленные задачи. Формальные группы имеют юридический статус и создаются руководством для закрепления разделения труда и улучшения его организации

Неформальные — это человеческие отношения между членами организации, обусловленные реальной позицией каждого члена коллектива. Неофициальные группы возникают на основе единой направленности психологической мотивации, симпатии, близости взглядов. Такая группа не предусматривается ни штатным расписанием, ни инструкцией.

Мы разработали ряд рекомендаций, которые позволят руководителю повысить эффективность работы своего коллектива и команды, при выполнении их.

1) Руководителю необходимо учитывать, что каждый из работников подвержен влиянию окружающих, поэтому его поведение должно интерпретироваться с учетом этого воздействия: руководитель должен также понимать учитывать, что повседневная жизнь и работа взаимодействуют друг с другом.

2) Руководитель должен быть заинтересован и обеспечить развитие и повышение квалификации своего коллектива и команды. При правильном руководстве, обучение может помочь им преодолеть трудности при решении задач. Успех коллектива зависит от того, насколько его участники хорошо разрешать возникшие конфликты, разногласия и другие проблемы. Особое внимание должно уделяться распределению обязанностей и контролю за отношениями между работниками.

3) Руководители могут сами создать для членов групп и команд возможность повышения эффективности и использовать средства поощрения, усиливая чувство удовлетворения своим трудом. Такие действия могут привести к росту сплоченности и эффективности групп. Команда и сплоченные коллективы являются наиболее производительными, их нормы эффективности и цели способствуют успешному выполнению задач.

4) Нужно поощрять сотрудников за установление реальных целей, для предотвращения потери рабочего времени, признавая индивидуальный вклад в общее дело каждого сотрудника организации.

5) Необходимо создать сотрудникам условия для достижения успеха. Использование таких приемов, как участие в установлении целей, специальные задания могут создать у членов группы чувство непосредственного участия. Успех необходим для всех стадий развития группы и ее превращения в команду. Однако особенно это важно для успеха в только что сформированных группах, так как первые успехи приведут к росту чувства удовлетворенности своим трудом.

6) В любом коллективе нужно развивать чувство ответственности и самостоятельности, а также позволять сотрудникам, самим выбирать решать проблемы и оценивать результат своей работы. Нужно научить сотрудников разделять обязанности руководителей и при необходимости их заменять.

В заключении отметим, что внедрение ряда предложенных рекомендаций поможет руководителям повысить качество работы и экономический результат, т.к. межличностные отношения проходят практически через все сферы жизнедеятельности человека. Актуальным вопросом современной жизни остается проблема развития групп, в которые объединены люди в процессе всей своей жизни. На наш взгляд, одним из важных и значимых вопросов является изучение межличностных отношений в коллективе. Руководителям необходимо уделять больше времени на развитие и улучшение межличностных отношений, которые являются важными для количественных и качественных показателей выполняемой работы, а также экономического результата образовательного учреждения в целом.

Литература:

  1. Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений. — М.,2003.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. — М.,2001.
  3. Десслер Г. Управление персоналом. — М., 2009.
  4. Зельдович Б. З. Организационное поведение. — М., 2008.
  5. Рогожина Т. В. Теория организации. Учебное пособие. — М., 2001.
  6. Алехин И. А. Педагогический инструментарий формирования компетенций в высшей школе / И. А. Алехин, И. С. Казаков, У. А. Казакова // Мир образования-образование в мире. — М., 2018. — № 1.– С. 171–178.
  7. Казаков И. С. О проблеме исследования феномена персонификации обучения в отечественной науке // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. — Сочи, 2011. — № 3. — С. 127–129.
  8. Казаков И. С. Реализация компетентностного подхода в современном образовании / И. С. Казаков, У. А. Казакова // Мир образования-образование в мире. — М., 2017. — № 2.– С. 29–34.
  9. Tyunnikov Y. S. Succession of continuity education: the role and possibilities of a media resource / Y. S. Tyunnikov, T. P. Afanasyeva, I. S. Kazakov, M. A. Maznychenko // Медиаобразование. — М., — 2018. — № 1. — С. 28–38.
  10. Тюнников Ю. С. Непрерывное формирование медиакомпетентности учителя в условиях постоянных изменений информационной и образовательной среды / Ю. С. Тюнников, Т. П. Афанасьева, И. С. Казаков, М. А. Мазниченко // Медиаобразование. — М., — 2017. — № 1. — С. 58–74.
Основные термины (генерируются автоматически): отношение, член организации, коллектив, команда, руководитель, сотрудник организации, управление коллективом, экономический результат.


Ключевые слова

межличностные отношения, управление коллективом, роль межличностных отношений

Похожие статьи

Роль самооценки в установлении межличностных отношений у студентов

В статье описан ход и результаты проведённого нами психологического исследования, направленного на выявление уровня общей самооценки среди студентов и изучение роли самооценки в установлении межличностных отношений.

Межличностные отношения в образовательной среде и их взаимосвязь с уровнем безопасности

В статье автор исследует межличностные отношения и их влияние на уровень психологической безопасности образовательной среды вуза.

Социально-психологический климат в организации и его влияние на эффективность профессиональной деятельности

Статья посвящена проблеме влияния межличностных отношений в коллективе на профессиональную деятельность данного коллектива и организации в целом.

Исследования организационной культуры предприятия

Цель научной статьи состоит в исследовании персонала предприятия, определении роли, места и развития организационной культуры, проведение анализа персонала предприятия, управления поведением людей в процессе организации труда, решения проблем межличн...

Исследование проблем мотивации в персональном управлении

В статье рассматриваются теоретические положения мотивационного процесса, его роль на современном этапе развития экономики и бизнеса, излагаются методы исследования управления персоналом.

Личностный аспект взаимодействия человека и организации

В центре внимания данной работы лежит анализ взаимодействия личности человека и организации. Также рассматриваются проблемы адаптации персонала и роль личности в процессе производства.

Проблемы внутренней коммуникации в организации

В статье рассмотрены основные факторы, способствующие возникновению проблем во внутренней коммуникации между сотрудниками организации. Рассмотрен опыт советского прошлого, а также мотивационные составляющие, улучшающие коммуникацию в коллективе.

Поведение сотрудников как функция организационных отношений

В статье рассмотрено трудовое поведение, которое является общественно необходимым произведенным продуктом, качество которого зависит от качества трудового поведения. Так же рассмотрено влияние корпоративной культуры и мотивации сотрудников на трудово...

Проблема управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе в психолого-педагогических исследованиях

В данной статье автор рассматривает различные подходы к изучению проблемы управления взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе.

Теоретические аспекты рассмотрения социально-психологического климата в коллективе организации

В настоящей статье рассмотрены основные теоретические концепции понимания социально-психологического климата. Особое внимание уделяется структуре социально-психологического климата в коллективе организации, а также его факторам влияния и их элементам...

Похожие статьи

Роль самооценки в установлении межличностных отношений у студентов

В статье описан ход и результаты проведённого нами психологического исследования, направленного на выявление уровня общей самооценки среди студентов и изучение роли самооценки в установлении межличностных отношений.

Межличностные отношения в образовательной среде и их взаимосвязь с уровнем безопасности

В статье автор исследует межличностные отношения и их влияние на уровень психологической безопасности образовательной среды вуза.

Социально-психологический климат в организации и его влияние на эффективность профессиональной деятельности

Статья посвящена проблеме влияния межличностных отношений в коллективе на профессиональную деятельность данного коллектива и организации в целом.

Исследования организационной культуры предприятия

Цель научной статьи состоит в исследовании персонала предприятия, определении роли, места и развития организационной культуры, проведение анализа персонала предприятия, управления поведением людей в процессе организации труда, решения проблем межличн...

Исследование проблем мотивации в персональном управлении

В статье рассматриваются теоретические положения мотивационного процесса, его роль на современном этапе развития экономики и бизнеса, излагаются методы исследования управления персоналом.

Личностный аспект взаимодействия человека и организации

В центре внимания данной работы лежит анализ взаимодействия личности человека и организации. Также рассматриваются проблемы адаптации персонала и роль личности в процессе производства.

Проблемы внутренней коммуникации в организации

В статье рассмотрены основные факторы, способствующие возникновению проблем во внутренней коммуникации между сотрудниками организации. Рассмотрен опыт советского прошлого, а также мотивационные составляющие, улучшающие коммуникацию в коллективе.

Поведение сотрудников как функция организационных отношений

В статье рассмотрено трудовое поведение, которое является общественно необходимым произведенным продуктом, качество которого зависит от качества трудового поведения. Так же рассмотрено влияние корпоративной культуры и мотивации сотрудников на трудово...

Проблема управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе в психолого-педагогических исследованиях

В данной статье автор рассматривает различные подходы к изучению проблемы управления взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе.

Теоретические аспекты рассмотрения социально-психологического климата в коллективе организации

В настоящей статье рассмотрены основные теоретические концепции понимания социально-психологического климата. Особое внимание уделяется структуре социально-психологического климата в коллективе организации, а также его факторам влияния и их элементам...

Задать вопрос