Сегодня ключевым следствием напряжения в социальной и политической сфере в стране является интенсивный количественный рост социально-психологических конфликтов. Возрастают конфликтные противоречия между различными социальными группами, этносами и даже целыми государствами [3, 4].
Профессиональная деятельность всегда отражает те столкновения, которые характерны для общения людей в бытовой, служебной и досуговой сферах. Но в отличие от конфликтных ситуаций в обществе в целом, конфликты, например, в повседневной военной профессиональной деятельности переживаются наиболее остро, а их последствия оказываются более значимыми и глубокими.
В современной военной действительности — в подразделениях ежедневно возникает до десяти конфликтных ситуаций. В конфликтах оказываются не только солдаты срочной службы, прапорщики, но и высший офицерский состав. Опросы, проведенные среди молодых офицеров, свидетельствуют о том, что они не видят различий в типах конфликтных ситуаций, расценивают конфликты как нежелательные явления воинской деятельности и не готовы их разрешать. Многие их них попросту боятся конфликтов, не умеют их предвидеть, что приводит к состоянию постоянного напряжения. Большинством офицеров абсолютизируется одна сторона конфликта, они видят только опасность, нарушающую сложившийся привычный ход обучения и воспитания подчиненных [1].
Воинский коллектив состоит из числа военнослужащих, объединенных целевой деятельностью, психологической коллективисткой атмосферой. Каждый военнослужащий является личностью, которая формируется под влиянием системы воспитательной работы, в процессе активной воинской деятельности, на основе многообразных форм общения между военнослужащими.
Военнослужащий — член воинского коллектива, занимающийся согласно предусмотренной Конституцией РФ, присягой и воинскими уставами деятельностью по вооруженной защите Отечества на основе глубокого осознания своего долга, нравственной зрелости, обладающий психологической готовностью и воинским мастерством для выполнения боевых задач и задач службы и имеющий свои индивидуальные психологические особенности.
Для понимания подчиненного, его индивидуальных особенностей от офицера-воспитателя требуется [2]:
1) Определение степени развития общих качеств, присущих человеку (коллективизм, трудолюбие, интернационализм и т. д.), и индивидуальных качеств военнослужащего (интеллектуальных, эмоциональных и волевых).
2) Выявление тех его связей с окружающими лицами, в которых военнослужащий находился ранее и находится в настоящее время и которые могут характеризовать его как личность.
3) Учет возрастных особенностей, и в частности тех из них, которые могут обусловить срывы в поведении, взаимоотношениях.
4) Учет биографических особенностей и, прежде всего тех, жизненных впечатлений (положительных — успехи в спорте, музыке, учебе и т. п. и удручающих — смерть близких людей, непоступление в вуз, измена любимого человека и т. п.), которые, возможно, имели место в жизни изучаемого военнослужащего и по-разному могут влиять на его поведение, позиции, отношение к другим людям.
5) Учет уровня жизненного опыта, складывающегося в процессе общения с другими людьми, учебы, пережитых событий; профессионального опыта, приобретаемого личностью в процессе участия в производстве; социального опыта, образующегося в процессе исполнения социальных обязанностей (общественных, служебных и т. п.).
6) Учет у военнослужащих физического развития.
Важной звеньевой частью процесса неконфликтного управления воинским коллективом признан этап принятия неконфликтного управленческого решения: обеспечить содержательную часть. Решение, хорошее или плохое, принимается всегда, но лучше, если оно состоит из оптимальной последовательности согласованных между собой мероприятий неконфликтной направленности.
Умение безошибочно разрешать конфликтные ситуации и предупреждать их возникновение является элементом профессиональной подготовленности современного офицера-воспитателя.
Заметим, проблема бесконфликтного взаимодействия очень сложна.
Поэтому приобретение опыта и знаний бесконфликтного управления воинским коллективом служит ведущим аспектом профессионального совершенствования командиров всех рангов.
Литература:
- Петровская М. В., Терещенко А. Г. Конфликтология. Психологические аспекты разрешения конфликтов в воинском коллективе: учебное пособие. — Воронеж: ВАИУ, 2009. — 86 с.
- Леонов Н. И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения: учебное пособие. — СПб.: Питер, 2015.- 145с.
- Феденко Н. Ф. Психологические условия преодоления конфликтов в воинских коллективах. — М.: ВУ, 2010.-206с.
- Формирование общекультурных компетенций в военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации: моногр. / О. В. Евдокимова, О. Н. Пономарёва, И. И. Грачёв; под общ. ред. О. Н. Пономарёвой. — Пенза: Изд-во ПГУ, 2015. — 320 с.