Студенческая группа, состоящая из молодёжи различных слоёв населения, предрасположена к межличностным конфликтам, однако широко изучаются конфликты между членами семьи, подростковые конфликты между школьниками, но мало внимания уделяется изучению конфликтов между студентами.
Студенческие конфликты поражают своим разнообразием и масштабностью. Но более всего они связаны с учебным процессом и с личными причинами социального и психологического характера. «Мы часто ожидаем, – пишет Максуэлл Мольц, – что окружающие будут реагировать на те же самые факты или обстоятельства так же, как и мы, делая те же самые выводы. Мы забываем, что человек реагирует не на реальные факты, а на свои представления о них» [1].
В период нахождения человека в студенческой группе конфликты неизбежны в силу противоречивости личности. По мнению социологов Л. Г. Почебут и И. А. Мейжис, «конфликт – это борьба, которой посвящены все силы и чувства. Он способен выявить в человеке самые худшие качества, о существовании которых он сам в себе даже не подозревал» [2].
Поводов для конфликта достаточное личное соперничество обучающимися, материальная спортивные победы или борьба за преподавателей или пола, неспособность общего языка со из-за личностных и многое другое [3].
Индивидуально-личностный фактор обусловливает ролевые, статусные и лидерские процессы. Одни студенты становятся более популярными, лидерами, другие испытывают трудности, пребывая в качестве аутсайдеров. Недостаточная мудрость и зрелость личности, неумение соответствовать требованиям коллектива может привести к возникновению в группе различных конфликтов, особенно если в одной группе оказываются два или более явных лидера, которые не смогли или не захотели поделить приоритеты.
На современном этапе, в связи с расслоением общества на более и менее обеспеченных, возникают конфликты, связанные с социально-экономическим неравенством студентов. Они проявляются в демонстрации более высокого уровня жизни: количестве карманных денег, наличии дорогой одежды, телефона и т.п.
Трудности во взаимодействии, которые могут вести к конфликтам, нередко возникают между студентами и преподавателями. Наиболее распространённая причина конфликтов – необъективные претензии студента на более высокую оценку и субъективность преподавателя, занижающего оценку.
Для того чтобы выяснить, часто ли возникают конфликтные ситуации среди студентов, сказывается ли положительно наличие конфликтных ситуаций на взаимоотношения внутри студенческой группы, мы решили провести социологическое исследование студентов группы ССМ-524 на базе ХАТ. Исследование было проведено при помощи анкетирования. В нем принимали участие 20 студентов группы. Возраст респондентов составил от 17 до 20 лет.
Именно отличия в нравственных установках, поведении, ценностях могут привести студентов к конфликтной ситуации, поэтому мы решили выяснить, часто ли возникают конфликты внутри группы, исследование показало, что 48 % обучающихся часто вступают в конфликтные ситуации, а 52 % никогда с ними не сталкивалось.
Диаграмма 1
Часто ли Вы вступаете в конфликтные ситуации?
Однако если в коллективе прекратятся конфликты, то он остановится в своём развитии. В связи с этим был задан следующий вопрос: «Считаете ли Вы, что наличие конфликтов может положительно сказываться на развитии внутригрупповых отношений?». Опрос показал, что 63% считают, что конфликтные ситуации могут положительно влиять на развитие отношений, 32% не согласны с этим, а остальные 5 % затруднились с ответом.
Диаграмма 2
Считаете ли Вы, что конфликтов может сказываться на внутригрупповых отношений?
Существует множество конфликтов. Наиболее причинами данного в группе несправедливость оценивания преподавателями; переоценка своих возможностей; культура общения и т. д. это может причинами конфликтов с преподавателями. случается, что конфликтной ситуации начинает мстительно к студенту, с возникла данная Предвзятое отношение к студенту негативно сказаться на его обучении [4].
Исходя из следующей целью проанализировать, возникали ли у конфликты с Опрос показал, что 82 % никогда не в конфликты с 18 % что у них такая ситуация.
Диаграмма 3
Вступали ли Вы в с преподавателями?
Так же на конфликтность студентов может оказывать влияние и неблагополучие в быту. Недосыпание, нехватка средств, переутомление, поэтому нами был задан следующий вопрос: «Может ли неблагополучие в быту влиять на конфликтность студентов?». Результаты показали, что 74 % опрошенных считают, что такое влияние возможно, 22 % ответили, что нет, а оставшиеся 4 % респондентов затруднились с ответом.
Диаграмма 4
Может ли в быту на конфликтность
Невозможно избежать в образовательной учебного заведения, так как ее отличаются друг от социальным статусом, в обществе и Благополучие в зависит от как быстро распознать назревающий который можно не предупредить, но и без последствий. Для чтобы успешно конфликтную ситуацию разобраться в источниках и которые послужили межличностного конфликта. не всегда люди способны и четко истинных причин и конфликта, что к длительному отношению. Это с тем, что при точек зрения, каждый начинает на своем и под эмоций появляется в общении, и бестактность, что и к конфликту.
Одной из исследования было могут ли четко сформулировать причины возникновения Ведь именно формулировка может избежать длительного отношения между Результаты показали, что 80 % дать четкую 15 % а 5 % затрудняются с
Как мы конфликтные ситуации в — это вид социального Данный процесс собой разрешение которые возникают в процессе, который особую форму взаимодействий между Данная форма взаимодействий характеризуется степенью несовпадения установок участников взаимодействия.
Кроме того, исследования показали, что считают, что ситуации могут влиять на коллектив, объединяя и его.
Диаграмма 5
Можете ли Вы сформулировать истинную возникшего конфликта?
Из множества поведения в ситуациях мы на наш наиболее подходящие и использовать их как памятку:
правило справедливого отношения к инициатору конфликта (не осуждай, не отмахивайся, а внимательно и доброжелательно выслушай);
не расширяй предмет ссоры (выясни причину недовольства, что конкретно не устраивает, что не нравиться в поведении другого);
правило позитивной формулировки острой ситуации (сформулируй позитивное отношение решения ситуации);
правило эмоциональной выдержки (говори так, чтобы в голосе и словах не было даже намека на раздражение, гнев, упрек);
правило обезличенного спора (избегай личных конфликтов, затрагивающих чувства собственного достоинства личности).
Такую памятку оформить и в каждом нашего техникума и к ней по
Литература:
- Анцупов А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – 4-е изд, испр. и доп. – М.: Эскимо, 2009. – 512 с.
- Почебут Л. Г., Социальная психология / Л. Г. Почебут, И. А. Мейжис. – СПб.: Питер, 2010. – 672 с.
- Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2005 — 184 с.
- Черкасова Т. В. Социальные конфликты в молодежной среде: Дис. канд. соц. наук. Уфа, 1997. — 170 с.