Межличностная коммуникация в кинематографе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №13 (93) июль-1 2015 г.

Дата публикации: 02.07.2015

Статья просмотрена: 1180 раз

Библиографическое описание:

Чивилёв, А. А. Межличностная коммуникация в кинематографе / А. А. Чивилёв. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 13 (93). — С. 770-773. — URL: https://moluch.ru/archive/93/20806/ (дата обращения: 22.12.2024).

Нынешний век высоких технологий характерен тем, что их становится все больше, а сами они становятся все совершеннее, и, вероятно, удобнее. Иногда это приводит к тому, что доверия им оказывается значительно больше, чем своим родным и близким. Интернет и такие его сервисы как «Mail», «Google», «Twitter» и «Facebook», грозят заменить собой реальность, они подменяют не только непосредственную межличностную коммуникацию (МЛК), но и наши чувства, планы, эмоции. Изучение данных процессов характерных для массовой культуры требует актуальных источников информации. Помимо изучения самой сети Интернет, важную роль играет кинематограф, который является самым популярным и распространенным носителем массовой культуры, богатейшим источником информации.

В современном мире быстро развивающихся технологий и возрастающего темпа жизни, когда печатное слово отходит на задний план, кинематограф получает особые функции, такие как фиксация на экране существующей реальности, ее отражение, а также определение нашего отношения к ней. Недаром телевизионные и компьютерные экраны называют «чёрными зеркалами», которые транслируют жизнь общества, вбирают ее в себя, сохраняют и передают новым поколениям. Анализ МЛК в кино предполагает использования термина — кинодиалог.

Таким образом, актуальным является вопрос теоретического изучения кинодиалога, выступающего в качестве зафиксированного в широком художественном контексте образца МЛК. Однако, несмотря на имеющиеся исследования МЛК в различных областях научного знания, кинодиалог как специфический тип МЛК остается мало изученным.

В последнее время усилилась тенденция сближения науки и кинематографа. Научные открытия оказывают влияние не только на форму, но и на смысловое содержание фильмов, а кинотехнологии применяются в научных исследованиях. Например, в 2008 году была создана Национальная академия наук (NAS) создавшая программу по обмену опытом между работниками научной сферы и работниками в сфере развлечений (The Science and Entertainment Exchange) [4]. В 2011 году проводилась специальная конференция «Наука на экране Голливуда», с участием представителей киностудий, продюсеров, режиссеров, сценаристов, а также представителей научного сообщества [4]. Подобного рода мероприятия становятся тенденцией современного общества и приобретают регулярный характер. В результате, роль ученых в работе над фильмами зачастую выходит за рамки одного лишь консультирования. Все чаще предложенные ими идеи являются основой сюжетов и сценариев.

Однако нас интересуетаспект МЛК в кинематографе и его изучение в рамках культурологии. Кино является выразителем особенностей культуры, а так же форм и содержания МЛК, которые ей присущи. Ни для кого не секрет, что в XXI веке читатель в значительной степени сменяется зрителем. Нынешний век — это век визуального представления, когда коммуникация воплощается не только в словах, но и в мимике, жестах, в тонах голоса.

Доминирующей, первичной и естественной формой МЛК в кинематографе является диалог, точнее, кинодиалог. Это обуславливается спецификой кинематографа как зрелищного искусства, где деятельность киногероев эксплицируются видеорядом. При этом монологи могут использоваться как прием развития сюжета. В этом заключена роль комплексных (обращенно-уединенных) монологов, например, записей на автоответчике или видеокассете.

Сам по себе кинодиалог представляет квази-спонтанную форму МЛК, стилизованную согласно художественному замыслу режиссера и ориентированную на особый кинематографический код.

Парадоксально, но специалисты в области культурологии с удивительной тщательностью обходили кинодиалог своим вниманием, что прекрасно характеризует следующее высказывание: «Слово в кино — одно из самых загадочных явлений современного искусства» [2, с. 48]. И действительно, о «слове» в театре известно если не все, то многое, как и о «слове» в художественной литературе. Устная речь также пользуется популярностью как объект исследования. И лишь «слово» в кино культурологи избегают тщательным образом. Это дает нам актуальную проблему, не получившую своего решения и нашедшую косвенное освещение лишь в небольшом количестве исследований. Вдобавок к этому, необходимо учитывать стремительно возрастающую роль аудиовизуальной коммуникации, своего рода «кинематографический бум» в современной культуре и постоянный рост популярности кино. Исследование МЛК в кино представляет собой своего рода социальный заказ от общества и обуславливает ряд новых, ждущих своего решения проблем.

Не нуждается в доказательстве, что «каждое большое и творческое словесное целое есть очень сложная и многоплановая система отношений» [1, с. 297]. Следовательно, исследование кинодиалога как части невозможно без его «носителя» — фильма как целого. Кинодиалог как МЛК в кино является вербальной составляющей гетерогенной семиотической системы — фильма, смысловая завершенность которого обуславливается его аудиовизуальным рядом.

МЛК в кино являет собой социокультурную действительность, которую невозможно изучить в рамках одной дисциплины. Такого рода исследование возможно лишь в продуктивном междисциплинарном взаимодействии между культурологией, коммуникативистикой, лингвистикой, философией, семиотикой и герменевтикой.

Кинодиалог представляет собой особый тип МЛК, который обладает как общими, так и специфическими смысловыми категориями, благодаря чему его можно рассматривать с типологической точки зрения и как единицу анализа в системе подобных форм МЛК.

Кинодиалог определяемый как вербальный компонент фильма, является самостоятельным коммуникационным феноменом, особой формой квазиспонтанной МЛК, подверженной определенной стилизации согласно художественному замыслу режиссера и ориентацией на особый кинематографический код, что выражается в преобладании диалогической формы коммуникации персонажей фильма [3]. В этом отношении кинодиалог ориентирован на художественно-эстетическое воздействие и прагматический эффект. Являясь частью художественного целого — фильма как произведения искусства — кинодиалог предстает, как объект культурологического анализа и направлен на художественно-эстетическое воздействие, достижение коммуникативно-прагматического эффекта.

Изучение кинодиалога открывает слабо разработанную область прикладных исследований, как для культурологов, так и для исследователей других областей научного знания — социологов, лингвистов, психологов и т. д. С социально-культурологической точки зрения, изучение кинодиалога представляет интерес в плане изучения форм и содержания МЛК в контексте современной культуры.

 

Литература:

 

1.                  Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1979. 423 с.

2.                  Романенко А. Р. Слово в фильме / А. Р. Романенко. М.: Знание, 1981. 48 с.

3.                  Энциклопедия Кругосвет [Электронный ресурс] http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/DIALOG_DRAMATICHESKI.html Дата доступа: 22.06.15

4.                  The Science and Entertainment Exchange [Электронный ресурс] http://www.scienceandentertainmentexchange.org/projects Дата доступа: 22.06.15

Основные термины (генерируются автоматически): кинодиалог, NAS, изучение кинодиалога, кинематограф, массовая культура, научное знание, особый кинематографический код, современная культура, художественно-эстетическое воздействие, художественный замысел режиссера.


Задать вопрос