В статье представлен краткий обзор основных подходов к изучению диалогической речи на современном этапе развития лингвистической науки, таких как структурно-семантический, функционально-коммуникативный, лингвостилистический и лингводидактический.
Ключевые слова: речевая коммуникация, диалогическая речь, теория диалога, лингвистическое исследование, структурно-семантический подход, функционально-коммуникативный подход, лингвостилистический подход, лингводидактический подход.
Человек особым образом проявляется в каждом своём виде деятельности, что позволяет ему больше узнавать о себе и о других людях. Особое место в этом отношении занимает коммуникативная деятельность (лат. communicatio — связь, сообщение): во-первых, имея в качестве своего предмета другого человека, во-вторых, являясь, по сути, взаимодействием (другими словами, двусторонним процессом), т. е. в данном случае субъект познания одновременно является и объектом познания и отношения другого или других коммуникантов (партнёров по общению).
Диалог — ярчайшее проявление реализации коммуникативной функции языка, первичная форма речевой коммуникации. Именно в нём происходит непрерывное взаимное общение людей, в процессе которого оформляется сообщение.
Профессор О. С. Ахманова определяет диалогическую речь как одну из форм речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику и окзывается ограниченным непосредственной тематикой разговора [5, с. 127].
Отечественный лингвист В. П. Скалкин трактует диалогическую речь как сочетание устных высказываний, последовательно порождаемых двумя или более собеседниками в непосредственном акте общения, которое характеризуется общностью ситуаций и речевых намерений [1, с. 6].
Исходя из приведённых определений, можно заключить, что диалог является речевым взаимодействием, суть которого составляет обмен участниками процесса общения взаимообусловленными репликами в рамках определённых коммуникативных ситуаций. Разговорный диалог (характерный для естественного общения) строится на основе реальных явлений действительности. В литературном произведении подобные ситуации задаются его автором: диалоги персонажей являются продуктом его воображения, тщательно моделируются исходя из того, каким автор видит коммуникативное взаимодействие своих героев, в какие условия он их помещает.
Теоретический фундамент для всех исследований диалогической речи в отечественной лингвистике был заложен в 20-х годах прошлого века в работах таких учёных как Л. П. Якубинский, Л. В. Щерба, В. В. Виноградов, М. М. Бахтин. Суть сложившейся в результате их научной деятельности теории диалога можно обобщить в следующих положениях:
- Диалогическое общение является сферой проявления речевой деятельности человека.
- Диалог может рассматриваться как форма существования языка, связанная с его социальной природой и коммуникативной функцией.
- Речевое общение в форме диалога — это определенная речевая структура, конкретное воплощение языка в его специфических средствах [4, с. 128].
Работа с научной литературой, в которой затрагиваются те или иные вопросы изучения диалогической формы общения, позволяет выделить следующие основные походы к лингвистическим исследованиям диалогической речи на современном этапе: структурно-семантический, функционально-коммуникативный, лингвостилистический и лингводидактический.
Представители структурно-семантического направления (М. М. Бахтин, Т. Г. Винокур и др.) рассматривают особую речевую организацию диалога как его специфику. С точки зрения данного аспекта диалог — это определенное речевое построение, которое возникает в результате чередования устной спонтанной речи двух или более собеседников, каждый из которых попеременно становится то реципиентом (адресатом), то коммуникатором, адресантом сообщения [3].
Функционально-коммуникативный аспект описания диалогической речи учитывает процессы непосредственного речевого общения и разных проявлений речевой деятельности человека. С данной позиции диалог — это сложное речевое произведение, отражающее коммуникативное событие устного контактного непосредственного общения, в котором партнеры путем смены коммуникативных ролей говорящего и слушающего в конкретной ситуации стремятся к достижению с помощью определенных стратегий и тактик определённой цели, желаемых результатов [2, с. 58]. Среди исследователей, в работах которых отражён данный подход, можно выделить профессоров О. С. Иссерс, Н. А. Комину.
В соответствии со стилистическим аспектом диалог рассматривается и как важнейший компонент композиционно-речевой структуры художественного текста, и как продукт речевого взаимодействия коммуникантов, которые в силу различных факторов (ситуация общения, индивидуальные особенности речи и др.) используют определенные языковые средства. В фокусе исследования таких языковедов, как М. П. Брандес, здесь риторико-стилистические, словесно-стилевые особенности диалогической речи, изучаются языковые средства репрезентации её содержания.
В рамках линговодидактического подхода диалогическая речь подвергается анализу как часть процесса обучения иностранному языку. В работах таких исследователей, как И. М. Бим, Н. И. Гез, В.Л Скалкин, Г. М. Уайзер, А. Д. Климентенко, И. В. Рахманов, можно найти результаты разработки таких аспектов, как этапов формирования диалога, путей, средств, трудностей.
Являясь сложным речевым комплексом, проблема изучения диалогической речи требует, на наш взгляд, комплексного рассмотрения, т. е. необходимо учитывать взаимосвязь всех вышеперечисленных подходов для максимально эффективной исследовательской работы и достижения достоверных результатов.
Соответственно, в дальнейшем нами планируется всестороннее рассмотрение проблемы изучения структурной организации, коммуникативно-прагматической содержательности и лингвостилистической специфики диалогической речи. Кроме того, одним из фокусов исследования может являться лингводидактический анализ возможностей использования текстов литературных диалогов для развития умений диалогической речи в процессе обучения иностранному языку.
Литература:
- Скалкин В. Л. Обучение диалогической речи (на материале английского языка): Пособие для учителей [Текст] / В. Л. Скалкин. — К.: Рад.шк., 1989. — 158 с.
- Формановская Н. И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход [Текст] / Н. И. Формановская. — М., 2002. — 216 с.
- Хисамова Г. Г. Диалог как компонент художественного текста (на материале художественной прозы В. М. Шукшина). Монография. [Текст] / Г.Г Хисамова. — М.: Изд-во МПГУ, 2007.
- Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку [Текст] / Л. В. Щерба. — М.: Учпедгиз, 1957–428 c.
- Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова — Изд. 5-е. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. — 576 с.