Диалог — форма существования языка и речи. Метод диалога очень продуктивен при обучении РКИ, он способствует налаживанию межкультурного общения, пониманию культуры собеседника-иностранца. Для изучающего русский язык очень важно активно принимать участие в диалогах, тем самым формируя коммуникативную компетенцию, развивая навыки говорения исходя из контекста ситуации и осуществляя активное речевое взаимодействие, т. е. проявляя владение разными жанрами общения.
Владеть жанрами общения — значит подстроиться под его обстоятельства. М. М. Бахтин в монографии «Словесное творчество» говорит, что возможность свободно общаться и производить впечатление на слушателей дают такие знания жанровой специфики, как оформление экспрессивной речи, соответствующей речевой ситуации, знание шаблонов и, безусловно, достаточный словарный запас. Автор считает, что неудачи речевых высказываний как раз связаны с неумением владения жанровым репертуаром диалога и отсутствии представления конечного варианта речи.
М. М. Бахтин выделяет официальные и неофициальные жанры. В диалогах первой группы характерно наличие клише, они более нормированы и стандартизированы. Ко второй группе автор относит такие диалоги, как бытовые, застольные, дружеские, семейные и др. На выбор речевого жанра влияют следующие факторы: сама ситуация общения, личные взаимоотношения, эмоциональный фон и смысловой замысел говорящих.
Диалог обладает огромным потенциалом для обучения, т. к. продумывание разных вариантов протекания разговора, сценария общения требует больших усилий и приобретения опыта.
О значимости коммуникативной компетенции как методе образовательной системы в своих трудах писал Г. А. Бордовский. Диалог в обучении рассматривается как метод и форма общения, как общественное явление со сменой ролей и примеркой на себя образов слушающего или собеседника. Такое взаимодействие порождает умение слушать говорящего, уважать его точку зрения и культуру, аргументированно высказывать свою позицию. Следовательно, через метод диалога осуществляется воспитание и развитие личности.
Ценность метода диалога для РКИ заключается в расширении ментального сознания обучающегося, в проникновении в культуру другой национальности. Г. А. Бордовский рассматривает диалог как «инструмент», позволяющий достичь этих результатов и стать частью «планетарного культурного сообщества».
В работе О. Д. Митрофановой и В. Г. Костомарова и «Методика преподавания русского языка как иностранного» представлена классификация учебных диалогов. Они делятся на 2 группы — диалоги с речевой опорой и без речевой опоры. Примерами первой группы могут быть диалоги-демонстрации, диалоги разговорного облегчения. В них опора может быть на реплики преподавателя, на его вопросительные конструкции, на иллюстрации и др. Такие диалоги являются подготовительными и используются на уровне А1.
Ко второй группе авторы относят тематические, развлекательные, управляемые диалоги, диалоги — выражения мнения и диалоги — оценки. Здесь уже нет речевых опор, все реплики собеседников — их речетворчество. Это — уровень В1.
Д. И. Изаренков в своем труде «Обучение диалогической речи» предлагает другую классификацию: микродиалог и макродиалог. В первом типе диалогов речевая задача может быть решена незамедлительно, в макродиалоге происходит решение какой-либо проблемы через ее анализ и трансформацию диалога в проблемно-конструктивный.
При выявлении данных групп диалогов Д. И. Изаренков опирался на следующие принципы:
- наличие одной или нескольких речевых ситуаций;
- уровень образования собеседников;
- эмоционально-психологическое состояние говорящих.
В основе другой характеристики Д. И. Изаренкова лежит начальное речевое действие, которое является отправной точкой дальнейшего диалога. Это такие действия, как сообщение, совет, просьба, приказ, приглашение и др.
В содержание проблемного диалога при обучении РКИ могут включаться такие сферы, как социальная, бытовая, учебная, профессиональная и др. Для создания диалога достаточно найти вопрос, который будет актуален для участников коммуникации, в котором будет содержаться проблема, которая станет почвой для размышлений и высказываний мнений собеседников. Примерами могут стать такие темы, как «Что значит настоящая дружба?», «Что важнее в жизни: работа или семья?», «Детство или юность играет большую роль в жизни?» и др. При обсуждении подобных тем и построении конструктивной беседы помощь преподавателя может и не понадобиться, диалог появится и будет существовать до логического завершения: либо до разрешения речевой задачи, либо до прихода собеседников к определенным мыслям и их обсуждения в дальнейшем.
Подводя итог, можно сказать, что диалог играет огромную роль в области преподавания РКИ: через коллективное обсуждение и решение проблемных задач, самоанализ, конструктивную критику происходит воспитание языковой личности. При изучении русского языка происходит расширение границ мировосприятия и понимание русской культуры посредством изучения системы языка.
Литература:
- Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — М.: Искусство, 1979. — 424 с.
- Бордовский Г. А. Концепция образовательной системы «Диалог» / Г. А. Бордовский, М. П. Воюшина, Е. П. Суворова. — СПб.: Астерион, 2014. — 88 с.
- Введенская Л. А. Культура и искусство речи / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлов. — Ростов н/Д: Феникс, 1995. — 576 с.
- Дейкина А. Д. Роль лингвокультурологического подхода в методике преподавания русского языка как родного, как иностранного и как неродного / А. Д. Дейкина, О. Н. Левушкина // Вестник РУДН, серия «Вопросы образования: языки и специальность». — 2012. — № 4. — С. 23–28.
- Изаренков Д. И. Обучение диалогической речи / Д. И. Изаренков. — М.: Русский язык, 1981. — 136 с.
- Митрофанова О. Д., Методика преподавания русского языка как иностранного / О. Д. Митрофанова, В. Г. Костомаров. — М.: Русский язык, 1990. — 271 с.
- Щукин А. Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном / А. Н. Щукин. — М.: Русский язык. Курсы, 2015. — 783 с.
- Щукин А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь / А. Н. Щукин. — М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2008. — 746 с.