Основные психологические аспекты обучения диалогической речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 22.05.2015

Статья просмотрена: 567 раз

Библиографическое описание:

Казакова, М. А. Основные психологические аспекты обучения диалогической речи / М. А. Казакова, Н. О. Ветлугина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10.5 (90.5). — С. 12-13. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18039/ (дата обращения: 22.12.2024).

Современный урок иностранного языка должен обладать определённым набором психолого-педагогических и методических требований. Одним из таких требований является коммуникативность, то есть направленность на овладение речевым уровнем языка. Диалогическая речь как одна из форм речевого общения представляется более логичной для изучения на начальном этапе, так как через неё отрабатываются основные речевые образцы, запоминаются целые структуры, которые на следующем этапе используются в построении монологической речи.

При разработке, а также для успешного применения методики обучения диалогической речи следует учитывать ее психологические характеристики.

1)     Мотивация – неотъемлемый компонент диалогической речи. В речи обучающегося должна присутствовать цель, обусловленная внешними или внутренними стимулами, потребность выразить свои мысли. Это, в свою очередь, порождает интерес к обсуждаемому предмету и мотивирует учеников к изучению языка для более корректного выражения своих мыслей. Задача учителя – создать благоприятный климат, который будет располагать к порождению высказываний; демонстрировать учащимся их успехи, развитие в умении «выразить себя». Задания должны обращаться к личностным смыслам каждого из учеников, в этом также проявляется индивидуализация процесса обучения;

2)     Обращенный характер речи. Не менее важная характеристика диалога - наличие адресанта (инициатора речевого акта) и адресата (принимающего). При правильной реализации мотивационного аспекта у ученика появляется потребность сообщить свои мысли кому-то, доказать какую-то точку зрения, спросить и т.д. В задачу учителя входит выбор таких установок и заданий, которые бы смогли организовать речевое пространство в группе, мотивировать ее не только на инициацию речи, но и на перцепцию.

3)     Эмоциональная окраска речи. Личностный характер высказываний говорящего предполагает наличие в речи эмоциональных маркеров его отношения к предмету высказывания, это может быть ударение, интонация. Учителю следует с начального этапа акцентировать внимание обучающегося на эмоциональной окраске.

4)     Ситуативная обусловленность речи. Речь может присутствовать только в определённой ситуации, на уроке это принцип также должен соблюдаться, и любое задание, направленное на развитие диалогических навыков, должно иметь в своей основе реальную или учебно-речевую ситуацию. Последняя создается с помощью наглядности или с помощью вербального описания конкретной ситуации.

Учёт психологических характеристик диалога позволяет разработать методику преподавания иноязычной диалогической речи в соответствии с будущими потребностями обучающихся как участников межъязыковой коммуникации.

 

Литература:

1.      Алхазишвили А.А. Психология обучения устной речи на иностранном языке. М 1988г.

2.      Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М 1991г.

3.      Рогова Г.В. Повышение эффективности обучения иностранным языкам за счет улучшения психологического климата на уроке. // Иностранные языки в школе. - 1997, № 5.

Основные термины (генерируются автоматически): диалогическая речь, задача учителя, начальный этап.


Задать вопрос