В данной статье рассмотрены основные ошибки руководителя в управлении персоналом.
Ключевые слова: руководитель, сотрудник, лидер, ошибка.
В наше время должность руководителя – это не только статус, но и огромная ответственность. Какими же качествами должен обладать руководитель, чтобы грамотно управлять коллективом? Достаточно ли таких качеств, как порядочность, отзывчивость, честность, а также умение слушать и понимать подчинённых?
Контакт руководителя и подчинённого должен совершаться в деловом стиле, но также в доброжелательной и взаимно вежливой обстановке. Это своего рода фундамент для здоровой атмосферы в коллективе и расположение к сотрудничеству. Руководителю приходиться, отдавать распоряжения подчиненным, проводить собеседования, принимать на работу, увольнять, мотивировать. Как сделать это верно? Каких ошибок не стоит совершать?
К сожалению, ошибки допускают как начинающие руководители, так и руководители со стажем.
- «Всё сам»!
Одна из самых частых ошибок — это отсутствие навыков делегирования. Как правило, эту ошибку допускают перфекционисты, которые привыкли все делать максимально лучшим образом и в срок. Им очень важно качество их работы, именно поэтому они пытаются все самое важное взять под свой личный контроль. Но в итоге как только увеличивается объем работы они не справляются. При этом их сотрудники чувствуют, что им не доверяют важную работу и они отвыкают чувствовать себя ответственным за коллективный результат.
- «Я – хороший».
Вторая ошибка – страх быть плохим. Она часто возникает у тех людей, которых повысили достаточно неожиданно. У них не было цели идти вверх по карьерной лестнице. Их повысили за хорошую работу, дали руководящую позицию, но морально они не готовы. Следовательно, они боятся испортить отношения с тем или иным сотрудником, боятся делать замечания, поправлять в работе и боятся себя проявлять с критикующей, требовательной стороны. Очень часто поддерживают семейную атмосферу, для них каждый сотрудник «родственник», друг или очень близкий человек. Как правило, такая стратегия неприемлема, и этот стиль работы превращается в либеральный стиль, в итоге такой руководитель теряет контроль. Данный стиль быстро перестает быть эффективным. Одна из компетенций руководителя – это умение принимать непопулярные решения, которые некоторым сотрудникам могут не понравиться.
- «Несдержанность».
Третья ошибка – несдержанность. Эта ошибка строго противоположна предыдущей ошибке. Руководитель придирается к мелочам, выплескивая все свое раздражение и негодование на сотрудника. Зачастую это возникает и из хороших побуждений. Руководитель может так переживать за работу, что его возмущают все ошибки, которые он замечает у своих сотрудников. Также такую ошибку может совершить непрофессиональный руководитель. Не важно какой мотив, грубость и несдержанность не являются нормой. Очень быстро сотрудники теряют мотивацию и стиль такого руководителя в долгосрочной перспективе малоэффективен.
- «Непоследовательность».
Четвертая ошибка — это непоследовательность. Руководитель постоянно говорит одно, а действует иначе или не действует никак. Например, руководитель в который раз обещает за выполнение плана премию, но когда подходит срок подчиненный не получает ничего. Или руководитель грозит увольнением в случае невыполнения работы, но в итоге это оказывается лишь очередной словесной угрозой. Такой руководитель не держит свое слово, не может выполнить свое обязательство ни позитивное, ни негативное. Сотрудник подсознательно понимает, что авторитета у такого руководителя нет.
- «Мало мотивации»
Пятая ошибка — это недостаток позитивной мотивации. Недостаток похвалы влечет за собой снижение уровня мотивации у сотрудников. Человек, которого периодически ругают, но при этом мало хвалят, хотя возможно руководитель им доволен, профессионально выгорает. Очень важно поощрять сотрудников как материально, так и словесно. Не всегда есть возможность увеличить заработную плату, нужны дополнительные способы, чтобы сотрудники делали ту работу, ради которой их наняли.
- «Трудный сотрудник»
Очень часто все свое внимание руководитель уделяет проблемному сотруднику, не замечая тех, кто работает хорошо. Остальные сотрудники видят, как человек, который работает плохо, получает максимум внимания и специальные условия, чтобы его заставить работать. Необходимо максимальное внимание хорошим и трудолюбивым сотрудникам: для понимания того, что за хорошую работу получаешь поощрение. Если человек работает плохо, его лучше заменить или применить к нему большие санкции.
Вывод: для руководителя очень важно быть лидером. Сочетать в себе лидерские качества, такие как харизма, ум, сила, уверенность и целеустремленность. Очень важно достигать поставленных целей, быть эмоционально стабильным и структурированным.
Быть осознанным руководителем непросто. Этому мешает отсутствие опыта и боязнь ошибок. Эволюция управленца – это совершенствование в навыках управления людьми и процессами. Главная предпосылка к росту управленца – это готовность поместить себя в непривычные, сложные условия для того, чтобы в процессе решения новых для себя задач найти возможность для самосовершенствования.
Литература:
- Бандурка, А. М. Психология управления / А. М. Бандурка, С. П. Бочарова, Е. В. Землянская. — М.: Фортуна-Пресс, Реноме, 2016. — 464 c.
- Горбунова, М. Ю. Кадровый менеджмент и психология управления / М. Ю. Горбунова. — М.: Владос, 2015. — 224 c.
- Психология в управлении. — М.: Лениздат, 2016. — 192 c.
- Розанова, В. А. Психология управления / В. А. Розанова. — М.: Альфа-пресс, 2016. — 384 c.
- Хараш А. У. Руководитель, его личность и деятельность. — М., 1981.
- Тюнников Ю. С. Непрерывное формирование медиакомпетентности учителя в условиях постоянных изменений информационной и образовательной среды / Ю. С. Тюнников, Т. П. Афанасьева, И. С. Казаков, М. А. Мазниченко // Медиаобразование. — М., — 2017. — № 1. — С. 58–74.
- Казаков И. С. Персонифицированные инвариантные составляющие информационно-образовательной среды вуза // В мире научных открытий. — Красноярск, 2011. — № 9.3. — С. 687–699.
- Tyunnikov Y. S. Succession of continuity education: the role and possibilities of a media resource / Y. S. Tyunnikov, T. P. Afanasyeva, I. S. Kazakov, M. A. Maznychenko // Медиаобразование. — М., — 2018. — № 1. — С. 28–38.
- Казаков И. С. Самопроектирование — анализ понятия // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. — Сочи, 2011. — № 2. — С. 130–133.