На примере предприятия АО «Молочный комбинат Благовещенский» представлен механизм внедрения системы сбалансированных показателей.
Ключевые слова: сбалансированная система показателей, финансы, клиенты, бизнес-процессы, обучение и развитие
Актуальность темы обусловлена тем, что в современной экономике сбалансированная система показателей (сокращенно — ССП) стала чрезвычайно удобной моделью, предоставляющей новые аналитические возможности для руководства предприятия, что обусловлено следующими причинами, представленными на рисунке 1.
Рис. 1. Причины внедрения сбалансированной системы показателей [2, c. 114]
Итак, внедрение ССП на предприятии призвано способствовать развитию основных процессов, от которых зависит эффективное функционирование предприятия.
История создания концепции сбалансированной системы показателей (ССП) берет начало в конце 80-х годов XX века, когда Norlan Norton Institute — исследовательский центр всемирно известной аудиторско-консалтинговой компании KPMG Peat Marwick — приступил к изучению вопроса качества управления, а также поиску инструментов, обеспечивающих его повышение. Исследование проводилось с единственной целью: выявить новые способы повышения эффективности деятельности и достижения целей бизнеса [1].
В рамках исследования Роберт Каплан и Дэйвид Нортон пришли к выводу, что компании слишком сильно ориентируются на финансовые показатели [3, c. 19].
Сбалансированная система показателей в классическом варианте должна содержать четыре составляющих (перспективы), отражающие стратегически важные аспекты деятельности компании. Между составляющими существуют четкие причинно-следственные связи, что представлено на рисунке 2.
Рис. 2. Составляющие сбалансированной системы показателей
Для каждой из четырех перспектив разрабатываются свои стратегические цели.
Финансы — типичными целями финансовой перспективы являются: увеличение рентабельности продукции, рентабельности собственного капитала, чистого денежного потока, чистой прибыли и другие;
Клиенты — в рамках клиентской перспективы руководители определяют ключевые сегменты рынка, на которых компания намеревается сосредоточить свои усилия.
Бизнес–процессы — цели перспективы «бизнес–процессы» фокусируются на процессах, которые влияют на достижение намеченных финансовых результатов и удовлетворение покупателей.
Обучение и развитие — перспектива «обучение и развитие» определяет инфраструктуру, которую организация должна выстроить для обеспечения роста и развития в долгосрочной перспективе [6, c. 247].
На примере АО «Молочный комбинат Благовещенский» рассмотрим особенности внедрения сбалансированной системы показателей.
АО «Молочный комбинат Благовещенский» — один из крупнейших на Дальнем Востоке. Адрес компании: 675028, Россия, Амурская область, г. Благовещенск, Игнатьевское шоссе, 22 [5]. В настоящее время комбинат вырабатывает более шестидесяти наименований молочной и молокосодержащей продукции. Продукция АО «Молочный комбинат Благовещенский» предназначена для широкого круга покупателей и разработана с учетом последних тенденций в молочной промышленности. Продукция компании сертифицирована и имеет все необходимые документы, сертификаты качества и лицензии. Персонал АО «Молочный комбинат Благовещенский» насчитывает почти 400 человек, среди них — опытные специалисты, настоящие мастера своего дела, с успехом передающие свой богатый производственный опыт более молодому поколению.
Миссия предприятия: «Мы производим лучшую молочную продукцию наивысшего качества для самых взыскательных клиентов. Качество, прекрасный вкус и вековые традиции изготовления молочной продукции — вот основные принципы, которыми руководствуется компания в своей работе» [5].
По результатам анализа деятельности составлена стратегическая карта для АО «Молочный комбинат Благовещенский». Представим ее на рисунке 3.
Рис. 3. Стратегическая карта системы сбалансированных показателей [составлено автором]
Для достижения миссии компания решается стратегические задачи, которые сгруппированы в стратегической карте системе сбалансированных показателей в таблице 1.
Таблица 1
Стратегическую карту системы сбалансированных показателей по периодам [составлено автором]
Показатели |
2019 (факт) |
2020 (прогноз) |
2021 (план) |
2022 (план) |
2023 (план) |
|
Финансы |
||||||
Увеличение прибыли от реализации |
увеличение выручки |
2840395 |
3100000 |
3720000 |
4464000 |
5356800 |
увеличение прибыли |
71135 |
75000 |
90000 |
108000 |
129600 |
|
Клиенты |
||||||
Поиск новых клиентов |
Общее количество новых клиентов |
10 |
12 |
15 |
17 |
20 |
заключение договоров на сотрудничество |
8 |
10 |
15 |
17 |
20 |
|
Повышение лояльности клиентов |
средняя просрочка по срокам выполнения новых разработок |
5 |
5 |
0 |
0 |
0 |
среднее время на доработку продукта |
10 |
10 |
6 |
5 |
5 |
|
общее количество дней на доработку продукта |
5 |
4 |
4 |
2 |
2 |
|
Бизнес-процессы |
||||||
Повышение производи-тельности труда |
отношение фактических затрат к нормативным |
2,5 |
2 |
2 |
1,5 |
1 |
непроизводительные затраты времени |
0,8 |
1 |
1 |
0,5 |
0,3 |
|
Обучение и развитие |
||||||
Совершенствование системы управления персоналом |
доля молодых специалистов |
0,5 |
0,5 |
0,7 |
0,8 |
0,8 |
доля специалистов с высшим образованием |
0,5 |
0,5 |
0,7 |
0,8 |
0,8 |
|
количество человек в резерве |
4 |
7 |
10 |
10 |
10 |
|
Таким образом, характеризуя стратегическую карту системы сбалансированных показателей по периодам можно отметить следующее:
- Финансы: планируемое ежегодное увеличение выручки на 20 % к уровню предыдущего года начиная с 2021 года приведет к тому, что в рассматриваемом периоде выручка вырастет на 2516405 тыс. руб., а прибыль — на 58465 тыс. руб. к уровню 2020 года (прогноз). При этом в 2023 году прибыль должна составить 129600 тыс. руб., что безусловно должно свидетельствовать о росте эффективности работы предприятия;
- Клиенты: для достижения целей увеличения прибыли планируется увеличить количество новых клиентов (контрагентов) компании в 2 раза до 20 шт., а также направить усилия компании на повышение лояльности клиентов, сократив до 0 количество дней средней просрочки по срокам выполнения новых разработок, сокращая среднее время на доработку продукта с 10 до 5 дней, а также сокращая общее количество доработок с 5 до 2 штук по продукту. Данные мероприятия будут способствовать повышению лояльности клиентов, что положительным образом будет способствовать росту выручки и прибыли предприятия;
- Бизнес-процессы: для улучшения качества обслуживания клиентов необходимо совершенствовать бизнес-процессы компании. Так, планируется сократить отношение фактических затрат к нормативным с 2,5 до 1, т. е. сроки работ по проекту должны быть в строгом соответствии с нормативами, утвержденными на предприятии. Кроме этого, непроизводительные затраты времени по проекту необходимо сократить с 0,8 до 0,3 час в день. Далее планируется полностью ликвидировать непроизводительные затраты времени.
- Обучение и развитие: для совершенствования бизнес процессов компании необходимо привлечение на предприятие молодежи, которая отличается высокой производительностью выполняемых работ, лучшей обучаемостью современным информационным технологиям и знаниям в этой области. Планируется увеличить долю молодых специалистов с 50 до 80 %. Однако не следует полностью отказываться от труда высококвалифицированных специалистов. Смена специалистов должна проходить максимально мягко, для этого необходимо последовательная передача знаний и опыта работы, что возможно при увеличении кадрового резерва предприятия — по плану с 4 до 10 человек.
Итак, предложенные мероприятия позволят предприятию сформировать сбалансированную систему показателей АО «Молочный комбинат Благовещенский», которая может быть использована не просто как комплексный индикатор состояния предприятия, а как система управления, которая обеспечивает связь между стратегическими начинаниями собственников или топ-менеджмента и операционной деятельностью менеджмента предприятия.
Литература:
- Внедрение сбалансированной системы показателей. http://fd.ru (дата обращения 18.09.2020)
- Каплан Р. С., Нортон Д. П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. — М.: Олимп-Бизнес, 2016. — 320 с.
- Каплан Р., Нортон Д. Стратегические карты / Р. Каплан, Д. Нортон. — М.: Олимп-Бизнес, 2017. — 512 с.
- Коровина, В. А. Управление промышленным предприятием на основе сбалансированной системы показателей: дис... канд экон. наук: 08.00.05. — Челябинск, 2018. — 177 с.
- Официальный сайт АО «Благовещенский молочный комбинат». http://www.amurmilk.ru (дата обращения 20.09.2020)
- Шуров, В. В. Сбалансированная система показателей деятельности логистической компании // Экономические науки. — № 3(76). — 2017. — С. 247–251.