Термин «профессия» происходит от латинского корня, означающего: говорить публично, объявлять, заявлять. В России насчитывается более 7 тысяч названий профессий, а во всем мире их около 40 тысяч. В наше время появляются новые профессии и исчезают старые.
После 2020 г. профессия провизор если не умрёт совсем, то максимально снизит свою значимость, станет профессией-пенсионером. К такому выводу пришли сотрудники Агентства стратегических инициатив и московской школы менеджмента «Сколково».
В скорую смерть профессии провизора не верит профессор Роза Ягудина, заведующая кафедрой организации лекарственного обеспечения и фармакоэкономики Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, и мы, сотрудники кафедры управления и экономики фармации КГМУ, разделяем ее мнение, как и многие другие представители профессии. Безусловно, развитие технологий и другие факторы изменили компетенции фармацевтических работников. Если раньше в аптеке в основном изготавливали лекарственные препараты, контролировали их качество, занимались заготовкой лекарственного растительного сырья, то в настоящее время возрастает роль консультирования посетителей, что особенно важно в условиях возрастающей роли ответственного самолечения, которое многие, в том числе и ВОЗ рассматривают как составную часть здравоохранения.
Многие страны не отказались от производственной функции аптек. Из почти 130 государств, входящих в Международную фармацевтическую федерацию (International Pharmaceutical Federation — FIP), 76 % имеют производство лекарственных препаратов в аптеках, в число этих стран входят не развивающиеся страны, а самые передовые. Многие авторы считают, что экстемпоральное изготовление лекарственных препаратов составляет суть аптечной профессии и надо его всемерно сохранять, оберегать, развивать. То есть, во многих странах мира остаётся экстемпоральное производство, которое сейчас в России практически умирает [1].
Целью наших исследований было проведение анализа направлений развития профессии провизора в России и за рубежом.
Объект исследования — направления развития профессии провизор.
Контент–анализ литературных источников показал:
− дальнейшее развитие получает концепция фармацевтической заботы, или фармацевтического обслуживания населения, согласно которой в центре внимания провизора находится не лекарство, а пришедший в аптеку пациент;
− во многих странах, в том числе и европейских, провизоры ведут пропаганду здорового образа жизни, отказа от курения, ведут профилактические беседы с населением, рассказывают посетителям об услугах здравоохранения. В сферу их компетенций также входит учёт потребностей больного, они проводят различные тесты, выписывают в сотрудничестве с докторами рецепты, вакцинируют население, оказывают первую помощь и помощь при ведении больных с хроническими заболеваниями, занимаются безопасным уничтожением забракованных лекарственных препаратов, принимают участие в программах по обмену игл для шприцов, решают вопросы о замене оригинальных препаратов на генерические.
− активно развивается промышленная фармация. Промышленные фармацевты активно занимаются созданием передовых лекарственных препаратов и средств, искусственных органов и генно-модифицированных организмов [2].
− развивается госпитальная фармация.
В процессе исследования мы использовали библиометрический метод, который позволяет изучить структуру, взаимную связь и динамику развития объекта исследования в документационной и информационной областях, а также метод сравнения. Результаты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ развития профессии провизор в России иза рубежом
Позиция РФ |
Позиция Европейских стран |
Фармацевтический работник — это физическое лицо, которое имеет фармацевтическое образование, работает в фармацевтической организации и в трудовые обязанности которого входят оптовая торговля лекарственными средствами, их хранение, перевозка и (или) розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения, их изготовление, отпуск, хранение и перевозка. Согласно ч.14 ст.2 Федерального закона РФ от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» |
1988 г. Мадрид (Испания). Европейское региональное совещание «Роль фармацевта в розничной и больничной аптеке», выводам: — врачи и фармацевты должны работать сообща; необходимы общие подходы к выбору ЛС; фармацевт — это консультант врача, он принимает участие в выборе ЛС и дает рекомендации относительно их рационального использования; — фармацевты играют ведущую роль в предоставлении информации и рекомендаций пациенту, касающихся применения ЛС; фармацевты должны информировать пациентов о возможных побочных эффектах ЛС; — фармацевты должны способствовать пропаганде здорового образа жизни. Также в 1988 г. в Нью Дели (Индия) прошло совещание Международной Фармацевтической Федерации (МФФ) «Содержание фармации и функции фармацевтов». Его участники подтвердили выводы Мадридской встречи, касающиеся роли фармацевта в розничной и больничной аптеке, и сформулировали рекомендации относительно сферы деятельности фармацевтов помимо аптечной сети. По их мнению: — подразделение министерства здравоохранения, ответственное за фармацевтическую службу, должно иметь такое же значение, как и другие подразделения; — фармацевты с опытом работы должны участвовать в разработке законодательства о ЛС; — руководство закупками, хранением и распределением ЛС должны осуществлять фармацевты, а не врачи. Фармацевты, пройдя соответствующую подготовку, должны возглавлять национальные контрольно-аналитические лаборатории, их можно привлекать к работам по регистрации и пострегистрационному контролю качества ЛС, к участию в клинических испытаниях и т. п. — фармацевты должны быть членами «бригады работников здравоохранения», совместно с другими специалистами участвовать в научных исследованиях, подготовке медицинских кадров, распространении информации, работе международных организаций. |
Фармацевтическая помощь — это деятельность, имеющая целью, во-первых, обеспечение населения и конкретно каждого человека всеми товарами аптечного ассортимента и, во-вторых, оказание научно-консультационных услуг медицинскому персоналу и отдельным гражданам по вопросам выбора наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств и других предметов аптечного ассортимента, способов их хранения, использования, порядка приобретения и т. п. |
На совещании МФФ «Качественные фармацевтические службы — польза для государства и общества» (Токио, 1993 г.) была сформулирована концепция фармацевтической помощи, согласно которой главными в работе фармацевта должны быть интересы пациента. Это предполагает: — предоставление пациентам достоверной и объективной информации о препаратах; — участие фармацевтов в разработке законопроектов и регламентирующих правил, касающихся обеспечения населения ЛС; — разработку методических указаний и критериев для составления формуляров; — разработку систем распределения ЛС. Принципы оказания фармацевтической помощи: — ЛС нельзя рассматривать исключительно в качестве товара; — снабжение населения лекарствами должно осуществляться только через аптечные учреждения; — на всех стадиях распределения ЛС необходимо осуществлять контроль со стороны профессионалов; — обязанность фармацевта — руководствоваться строгими этическими правилами и нормами профессионального поведения и осуществлять личный контроль за распределением лекарств среди населения; — фармацевт должен быть свободен от экономического влияния на осуществление своей деятельности со стороны нефармацевтов; — специальное фармацевтическое образование дает провизору исключительное право: — лично отвечать за реализацию продукции фармацевтического производства на рынке; — возможность гарантировать в интересах сохранения здоровья и безопасности населения адекватный контроль за качеством, хранением, безопасностью и вопросами снабжения населения лекарствами; — управлять аптекой. |
Аптечная организация — организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями Федерального закона № 61 «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 г. |
Законодательство, регулирующее вопросы снабжения населения лекарствами, должно содержать четкое и ясное определение слова «аптека», и ограничить его использование только теми учреждениями, которые соответствуют данному определению. Это определение должно также содержать в себе требование, согласно которому только лицо, имеющее необходимое фармацевтическое образование, имеет право управлять аптекой. |
Научные исследования сотрудников кафедры управления и экономики фармации направлены на совершенствование деятельности аптечной организации путем внедрения элементов оказания фармацевтической помощи как в отношении каждого пациента, так и всего населения, закрепления положения провизора как полноправного участника процесса оказания лекарственной помощи.
Литература:
- Профессию провизор ожидает вымирание? URL https: //lekoboz.ru›component/content/article?id…provizor… (дата обращения: 11.11.2019).
- Щербинина С. Л. Состояние и перспективы развития фармацевтической отрасли России в условиях кризиса // Молодой ученый. — 2015. — № 10.2. — С. 142–146. — URL https://moluch.ru/archive/90/19028/ (дата обращения: 26.11.2019).