Сравнительный анализ направлений развития профессии провизора в России и за рубежом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Урусова, Т. И. Сравнительный анализ направлений развития профессии провизора в России и за рубежом / Т. И. Урусова, Т. В. Резцова, В. О. Ульянов, М. С. Куимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 119-122. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66353/ (дата обращения: 16.11.2024).



Термин «профессия» происходит от латинского корня, означающего: говорить публично, объявлять, заявлять. В России насчитывается более 7 тысяч названий профессий, а во всем мире их около 40 тысяч. В наше время появляются новые профессии и исчезают старые.

После 2020 г. профессия провизор если не умрёт совсем, то максимально снизит свою значимость, станет профессией-пенсионером. К такому выводу пришли сотрудники Агентства стратегических инициатив и московской школы менеджмента «Сколково».

В скорую смерть профессии провизора не верит профессор Роза Ягудина, заведующая кафедрой организации лекарственного обеспечения и фармакоэкономики Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, и мы, сотрудники кафедры управления и экономики фармации КГМУ, разделяем ее мнение, как и многие другие представители профессии. Безусловно, развитие технологий и другие факторы изменили компетенции фармацевтических работников. Если раньше в аптеке в основном изготавливали лекарственные препараты, контролировали их качество, занимались заготовкой лекарственного растительного сырья, то в настоящее время возрастает роль консультирования посетителей, что особенно важно в условиях возрастающей роли ответственного самолечения, которое многие, в том числе и ВОЗ рассматривают как составную часть здравоохранения.

Многие страны не отказались от производственной функции аптек. Из почти 130 государств, входящих в Международную фармацевтическую федерацию (International Pharmaceutical Federation — FIP), 76 % имеют производство лекарственных препаратов в аптеках, в число этих стран входят не развивающиеся страны, а самые передовые. Многие авторы считают, что экстемпоральное изготовление лекарственных препаратов составляет суть аптечной профессии и надо его всемерно сохранять, оберегать, развивать. То есть, во многих странах мира остаётся экстемпоральное производство, которое сейчас в России практически умирает [1].

Целью наших исследований было проведение анализа направлений развития профессии провизора в России и за рубежом.

Объект исследования — направления развития профессии провизор.

Контент–анализ литературных источников показал:

− дальнейшее развитие получает концепция фармацевтической заботы, или фармацевтического обслуживания населения, согласно которой в центре внимания провизора находится не лекарство, а пришедший в аптеку пациент;

− во многих странах, в том числе и европейских, провизоры ведут пропаганду здорового образа жизни, отказа от курения, ведут профилактические беседы с населением, рассказывают посетителям об услугах здравоохранения. В сферу их компетенций также входит учёт потребностей больного, они проводят различные тесты, выписывают в сотрудничестве с докторами рецепты, вакцинируют население, оказывают первую помощь и помощь при ведении больных с хроническими заболеваниями, занимаются безопасным уничтожением забракованных лекарственных препаратов, принимают участие в программах по обмену игл для шприцов, решают вопросы о замене оригинальных препаратов на генерические.

− активно развивается промышленная фармация. Промышленные фармацевты активно занимаются созданием передовых лекарственных препаратов и средств, искусственных органов и генно-модифицированных организмов [2].

− развивается госпитальная фармация.

В процессе исследования мы использовали библиометрический метод, который позволяет изучить структуру, взаимную связь и динамику развития объекта исследования в документационной и информационной областях, а также метод сравнения. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ развития профессии провизор в России иза рубежом

Позиция РФ

Позиция Европейских стран

Фармацевтический работник — это физическое лицо, которое имеет фармацевтическое образование, работает в фармацевтической организации и в трудовые обязанности которого входят оптовая торговля лекарственными средствами, их хранение, перевозка и (или) розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения, их изготовление, отпуск, хранение и перевозка.

Согласно ч.14 ст.2 Федерального закона РФ от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан»

1988 г. Мадрид (Испания). Европейское региональное совещание «Роль фармацевта в розничной и больничной аптеке», выводам:

— врачи и фармацевты должны работать сообща; необходимы общие подходы к выбору ЛС; фармацевт — это консультант врача, он принимает участие в выборе ЛС и дает рекомендации относительно их рационального использования;

— фармацевты играют ведущую роль в предоставлении информации и рекомендаций пациенту, касающихся применения ЛС; фармацевты должны информировать пациентов о возможных побочных эффектах ЛС;

— фармацевты должны способствовать пропаганде здорового образа жизни.

Также в 1988 г. в Нью Дели (Индия) прошло совещание Международной Фармацевтической Федерации (МФФ) «Содержание фармации и функции фармацевтов». Его участники подтвердили выводы Мадридской встречи, касающиеся роли фармацевта в розничной и больничной аптеке, и сформулировали рекомендации относительно сферы деятельности фармацевтов помимо аптечной сети. По их мнению:

— подразделение министерства здравоохранения, ответственное за фармацевтическую службу, должно иметь такое же значение, как и другие подразделения;

— фармацевты с опытом работы должны участвовать в разработке законодательства о ЛС;

— руководство закупками, хранением и распределением ЛС должны осуществлять фармацевты, а не врачи. Фармацевты, пройдя соответствующую подготовку, должны возглавлять национальные контрольно-аналитические лаборатории, их можно привлекать к работам по регистрации и пострегистрационному контролю качества ЛС, к участию в клинических испытаниях и т. п.

— фармацевты должны быть членами «бригады работников здравоохранения», совместно с другими специалистами участвовать в научных исследованиях, подготовке медицинских кадров, распространении информации, работе международных организаций.

Фармацевтическая помощь — это деятельность, имеющая целью, во-первых, обеспечение населения и конкретно каждого человека всеми товарами аптечного ассортимента и, во-вторых, оказание научно-консультационных услуг медицинскому персоналу и отдельным гражданам по вопросам выбора наиболее эффективных и безопасных лекарственных средств и других предметов аптечного ассортимента, способов их хранения, использования, порядка приобретения и т. п.

На совещании МФФ «Качественные фармацевтические службы — польза для государства и общества» (Токио, 1993 г.) была сформулирована концепция фармацевтической помощи, согласно которой главными в работе фармацевта должны быть интересы пациента. Это предполагает:

— предоставление пациентам достоверной и объективной информации о препаратах;

— участие фармацевтов в разработке законопроектов и регламентирующих правил, касающихся обеспечения населения ЛС;

— разработку методических указаний и критериев для составления формуляров;

— разработку систем распределения ЛС.

Принципы оказания фармацевтической помощи:

— ЛС нельзя рассматривать исключительно в качестве товара;

— снабжение населения лекарствами должно осуществляться только через аптечные учреждения;

— на всех стадиях распределения ЛС необходимо осуществлять контроль со стороны профессионалов;

— обязанность фармацевта — руководствоваться строгими этическими правилами и нормами профессионального поведения и осуществлять личный контроль за распределением лекарств среди населения;

— фармацевт должен быть свободен от экономического влияния на осуществление своей деятельности со стороны нефармацевтов;

— специальное фармацевтическое образование дает провизору исключительное право:

— лично отвечать за реализацию продукции фармацевтического производства на рынке;

— возможность гарантировать в интересах сохранения здоровья и безопасности населения адекватный контроль за качеством, хранением, безопасностью и вопросами снабжения населения лекарствами;

— управлять аптекой.

Аптечная организация — организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, перевозку, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями Федерального закона № 61 «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 г.

Законодательство, регулирующее вопросы снабжения населения лекарствами, должно содержать четкое и ясное определение слова «аптека», и ограничить его использование только теми учреждениями, которые соответствуют данному определению. Это определение должно также содержать в себе требование, согласно которому только лицо, имеющее необходимое фармацевтическое образование, имеет право управлять аптекой.

Научные исследования сотрудников кафедры управления и экономики фармации направлены на совершенствование деятельности аптечной организации путем внедрения элементов оказания фармацевтической помощи как в отношении каждого пациента, так и всего населения, закрепления положения провизора как полноправного участника процесса оказания лекарственной помощи.

Литература:

  1. Профессию провизор ожидает вымирание? URL https: //lekoboz.ru›component/content/article?id…provizor… (дата обращения: 11.11.2019).
  2. Щербинина С. Л. Состояние и перспективы развития фармацевтической отрасли России в условиях кризиса // Молодой ученый. — 2015. — № 10.2. — С. 142–146. — URL https://moluch.ru/archive/90/19028/ (дата обращения: 26.11.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, фармацевт, фармацевтическая помощь, препарат, снабжение населения, аптечная организация, аптечный ассортимент, больничная аптека, Международная Фармацевтическая Федерация, розничная торговля.


Похожие статьи

Сравнительный анализ зарубежного и российского опыта мотивации профессиональной деятельности государственных гражданских служащих

Сравнительный анализ европейской, американской и российской моделей становления института государственных закупок

Сравнительная характеристика российских и зарубежных моделей организации муниципальной власти

Сравнительный анализ стоматологической помощи в России и Великобритании

Сравнительно-сопоставимый анализ обязательного и добровольного страхования в России на современном этапе

Сравнительный анализ теоретических аспектов социальной работы в Белорусской православной церкви и в системе государственного социального обслуживания населения Беларуси

Методологические аспекты формирования системы персонального менеджмента руководителя в государственных и муниципальных структурах

Актуальные аспекты работы классного руководителя в условиях современной школы

Сравнительный анализ дистанционных обучающих систем при изучении дисциплин гуманитарной и технической направленности

Подходы к изучению проблем устойчивого развития сельских территорий в зарубежных странах и России

Похожие статьи

Сравнительный анализ зарубежного и российского опыта мотивации профессиональной деятельности государственных гражданских служащих

Сравнительный анализ европейской, американской и российской моделей становления института государственных закупок

Сравнительная характеристика российских и зарубежных моделей организации муниципальной власти

Сравнительный анализ стоматологической помощи в России и Великобритании

Сравнительно-сопоставимый анализ обязательного и добровольного страхования в России на современном этапе

Сравнительный анализ теоретических аспектов социальной работы в Белорусской православной церкви и в системе государственного социального обслуживания населения Беларуси

Методологические аспекты формирования системы персонального менеджмента руководителя в государственных и муниципальных структурах

Актуальные аспекты работы классного руководителя в условиях современной школы

Сравнительный анализ дистанционных обучающих систем при изучении дисциплин гуманитарной и технической направленности

Подходы к изучению проблем устойчивого развития сельских территорий в зарубежных странах и России

Задать вопрос