Методологические аспекты формирования системы персонального менеджмента руководителя в государственных и муниципальных структурах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.

Дата публикации: 19.12.2015

Статья просмотрена: 732 раза

Библиографическое описание:

Долматов, Е. Ю. Методологические аспекты формирования системы персонального менеджмента руководителя в государственных и муниципальных структурах / Е. Ю. Долматов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 418-421. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24239/ (дата обращения: 21.11.2024).



 

Руководитель занимает ключевое положение в системе государственного и муниципального управления. Определяющая роль руководителя является следствием того, что он наделён полномочиями принимать решения, и ошибки, допускаемые в управленческой деятельности, приводят к значительным экономическим, социальным и иным потерям. С другой стороны, в каждой успешно функционирующей хозяйственной системе чётко прослеживается личность руководителя, способного осуществлять эффективное руководство. В понимании руководителем своей роли заключается мощный стимул к осознанию им личной ответственности за эффективное использование предоставленных ему полномочий, к постоянному обогащению своих знаний и опыта.

Руководитель — это сложная совокупность врожденных (природных) и приобретенных (социальных) качеств. Они спаяны воедино в характере личности, и далеко не каждая из его черт может быть полезной в деятельности руководителя. В целях повышения эффективности и результативности функционирования государственных структур важно объективно оценить управленческий потенциал руководителя, его способность возглавлять коллектив, вести за собой своих единомышленников. Под управленческим потенциалом руководителя  следует понимать его способность видеть причины и следствия происходящих событий, умение влиять на их развитие и разрабатывать стратегию и тактику взаимодействия с сотрудниками, партнерами и соперниками в условиях постоянно возникающих проблемных ситуаций.

Труд руководителя многофункционален, носит комплексный характер. Чтобы он мог усвоить эффективный стиль работы и завоевать авторитет, необходимый для успешного выполнения им функции центральной фигуры системы управления, он должен удовлетворять определенным, вполне объективным требованиям. Эти требования многообразны и жестки. Достаточно напомнить, что в управленческой деятельности истинного профессионала органично сочетаются научный подход и спонтанное во многих своих проявлениях искусство общения.

В основу управления развитием потенциала руководителя может быть положена концепция силовых полей, сущность которой заключается в усилении действия одних факторов и ослаблении действия других. Чтобы дать простор действию позитивных сил и ослабить силы, тормозящие нужные перемены, требуется длительная и настойчивая работа, результатом которой становится заметное улучшение личностных и деловых качеств. Для этого руководителю необходимо составить личный план развития. Методически он должен быть конкретным и реалистичным, способным мобилизовать все способности руководителя и требовать от него полной отдачи. [5]

Анализ практики управленческой деятельности показал, что разработано множество эффективных методов, помогающих руководителям развить и опробовать собственный стиль и способности, овладевать новыми навыками, углубить понимание своей профессии, обнаружить ранее скрытые способности. В этих условиях хорошим средством для развития личности должны стать практикумы. Они повышают вероятность успехи в преодолении инерции и подлинном развитии личности.

Реформирование системы государственного управления на всех её уровнях, оптимизация численности персонала государственных органов власти и управления потребовали повышения интенсивности труда руководителей. Как показывает практика, руководители из-за нехватки времени увеличивают свой рабочий день. В итоге не остаётся времени и сил на повышение свой квалификации, культурное развитие, отдых и сохранение здоровья, семью. Следует особо отметить, что нехватка времени — не причина, а следствие плохой самоорганизации. В силу большой перегруженности остаются в стороне перспективные вопросы, а это, в свою очередь, порождает массу новых текущих проблем, которыми приходится заниматься, тратя на это большое количество времени. [1]

Наука и практика управления убедительно доказывают возможность и необходимость эффективной организации личного труда руководителя. Ведь в деятельности успешно работающих руководителей есть то, что можно обобщить, сформулировать в виде принципов, практических советов, целесообразных для руководителей государственных органов власти и управления. Следует отметить, что в управлении самим собой нужны те же умения, что и в руководстве другими людьми, то есть планировать, организовывать, делегировать, стимулировать, координировать и контролировать. Без этого невозможно эффективно работать.

Максимально использовать отпущенное время поможет специальный набор управленческих приемов и навыков. Власть над временем даётся только тому, кто обрёл власть над собой, овладел умением управлять собой, с уважением относится ко времени. Руководитель должен уметь ценить фактор времени. К сожалению, во многих государственных структурах можно наблюдать, что немало рабочего и нерабочего времени расходуется непродуктивно. Вместе с тем, каждый, кто пожелает организовать и использовать своё время более эффективно, может осуществить это желание. Для этого нужно избавиться от некоторых отрицательных привычек в организации личного труда.

Из отношения руководителя к самому себе, прежде всего, следует выделить необходимость быть примером для подчиненных. Быть примером для подчиненных очень непросто, но вполне возможно. Люди стремятся походить на нравственный идеал — эмоционально окрашенный, внутренне принятый образ руководителя, который становится регулятором поведения подчиненного.

Эффективный руководитель должен владеть наукой и искусством управления самим собой. Персональный менеджмент должен стать системой целенаправленного и последовательного применения испытанных наукой и практикой методов и приемов менеджмента в повседневной жизнедеятельности, позволяющих наилучшим образом использовать свое время и собственные способности. Овладение наукой и практикой управления самим собой, освоение методов и приёмов персонального менеджмента позволяет руководителю:

                    более эффективно организовывать свой личный труд и труд своих подчиненных;

                    кратчайшим путем достигать профессиональных и жизненных целей;

                    постоянно повышать квалификационный уровень;

                    избегать стрессовых ситуаций, повышать и сохранять высокую работоспособность;

                    достигать наилучших результатов труда;

                    получать удовлетворение от выполняемой работы.

Процесс самоуправления представляет собой систему взаимосвязанных между собой функций. Ключевыми функциями являются: постановка цели; планирование; принятие решений; реализация и организация; самоконтроль.

В конкретных условиях они не следуют строго одна за другой, а многообразно переплетаются. Чтобы повысить результативность своего труда руководитель должен исходить из того, что многое здесь зависит от него самого. Чтобы успевать делать больше дел за меньшее время требуется два качества: 1) организованность и самодисциплина; 2) современные методы и технологии работы, которые должны быть простыми и удобными, не требовать больших затрат времени.

Представляет научный и практический интерес предложение ряда авторов рассматривать содержание системы персонального менеджмента в виде модели требований к качествам руководителя, позволяющим ему эффективно управлять самим собой. Такие качества рекомендуется объединить в семь блоков: [3]

1)                 способность формулировать и реализовывать жизненные цели;

2)                 личная организованность;

3)                 самодисциплина;

4)                 знание техники личной работы;

5)                 способность делать себя здоровым;

6)                 эмоционально-волевой потенциал;

7)                 постоянный самоконтроль личной деятельности.

Для разработки рекомендаций по практическому использованию этой модели требований к качествам руководителя при формировании эффективной системы персонального менеджмента в государственных и муниципальных структурах потребовались дополнительные исследования, направленные на определение в ней места и роли каждого из перечисленных блоков. Решение этой достаточно сложной задачи привело к необходимости поиска соответствующего ей научного инструментария. Разнонаправленность влияния персонального менеджмента на эффективность и результативность деятельности руководителя определила выбор метода исследования. В качестве основополагающего был принят экспертный метод расстановки приоритетов. [4]

При проведении экспертной оценки приоритетности названных блоков требований к качествам руководителей в качестве показателей эффективности персонального менеджмента рассматривались:

1)                 рациональность использования личного времени руководителя;

2)                 гармонизация отношений с подчинёнными и коллегами;

3)                 способствование достижению цели и задач организации.

Как показала математическая обработка результатов экспертных оценок, наиболее высокие показатели приоритетности (коэффициент приоритетности) имеют: знание техники личной работы руководителя (0,165); личная организованность руководителя (0,160); эмоционально-волевой потенциал руководителя (0,160). Достаточно высокие показатели приоритетности имеют: способность формировать и реализовывать жизненные цели (0,140) и самодисциплина (0,144). Наиболее низкий рейтинг оказался у блоков «постоянный самоконтроль личной деятельности» (0,121) и «способность делать себя здоровым» (0,108).

Использование результатов проведённой экспертной оценки позволило придать более адресный характер рекомендациям по формированию системы подготовки государственных и муниципальных служащих, а также по разработке индивидуальных комплексных планов подготовки руководителей в области самоуправления.

Выборочный анализ деятельности руководителей в муниципальных структурах г. Ростова-на-Дону показывают, что часто их служебное время используется неэффективно. Как уже отмечалось выше, к типовым ошибкам и недостаткам, присущим руководителям, следует отнести:

                    полное пренебрежение вопросами организации и планирования личной работы;

                    нерациональность разграничения функций между подчинёнными;

                    стремление делать всё сразу;

                    стремление сделать всё самому;

                    выполнение работы не до конца;

                    перенесение решения проблемы на последующие дни;

                    в случае неудачи переложение вины на подчинённых;

                    руководитель считает, что эффективная организация его личного времени невозможна.

Результаты проведённой оценки степени негативного влияния отмеченных недостатков показали, что самый высокий ранг имеет пренебрежение руководителями вопросами организации и планирования личной работы. Большое влияние на эффективность деятельности руководителей оказывают такие недостатки, как: переложение в случае неудачи вины на подчинённых; выполнение работы не до конца; нерациональность разграничения функций между подчинёнными.

В большинстве государственных структур руководители наделены ответственностью за более широкий круг задач, нежели тот, с которым они могли бы справиться лично, в этих условиях руководитель не может эффективно справляться со своими обязанностями, если он не прибегнет к перепоручению работы своим подчиненным, к делегированию им своих полномочий. Делегирование полномочий — это эффективныйметод расширения управленческих возможностей руководителя.

На практике процесс делегирования всегда двусторонний: он предполагает как передачу, так и принятие полномочий, что требует учитывать не только волю и желание руководителя, но и возможности и согласие подчиненного, поскольку если подчиненный не принимает полномочий от руководителя, то делегирования не происходит.

Перед любым руководителем в государственных и муниципальных структурах в процессе делегирования стоит проблемный вопрос: что лучше выполнять самому, а что можно поручить своему подчинённому. К ситуациям, когда делегирование необходимо и результативно, рекомендуется относить следующие: [2]

                    подчиненный может выполнить данную работу лучше руководителя;

                    большая загруженность не позволяет руководителю самому заняться данной проблемой, поэтому отказ от делегирования ведет к перегрузке руководителя, замедлению процесса принятия решений;

                    использование делегирования полномочий в качестве метода обучения перспективных сотрудников для формирования из них кадрового резерва;

                    получение возможности для руководителя высвободить время для решения первостепенных и перспективных задач;

                    использование делегирования в качестве своеобразного метода изучения коллектива и деловых качеств подчиненных.

Практика управления личным временем руководителя основана на умелом его планировании и умении выполнять запланированное.

Практический опыт многих руководителей свидетельствует о том, что увеличение затрат времени на планирование приводит к сокращению времени на реализацию и в конечном счете к экономии времени в целом.

Руководителям полезно разрабатывать личный план развития. Он должен быть конкретным и реалистичным, максимально учитывать способности руководителя и требовать от него напряжённой работы.

Если руководитель всерьёз намерен подойти к планированию личной работы, то целесообразно придерживаться системы, которая реализуется в следующей последовательности:

                    анализ бюджета времени;

                    составление списка планируемых дел;

                    сопоставление необходимых затрат времени на планируемые дела с бюджетом времени и личными возможностями.

В заключение следует отметить, что существует большое многообразие методов и технологий персонального менеджмента. Главное, что нужно понять — нет универсальных средств. Поэтому руководитель в каждом конкретном случае должен находить те их них, которые более подходят. При этом рекомендуется — взять что-либо наиболее приемлемое из практики самоуправления, но внести в него дополнения с учётом своих проблем.

 

Литература:

 

  1.                Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: курс лекций. — 4-е изд. доп. — М., 2009. с. 76.
  2.                Одегова Ю. Г., Катрашова Л. В. Управление персоналом: оценка эффективности. Монография. — М., 2014. с. 62.
  3.                Персональный менеджмент: Учебник / С. Д. Резник и др. — 4-е изд., перераб. и доп. — М., 2012 с. 6.
  4.                Попов В. М., Кузнецова И. М. Системный анализ в исследовании и управлении социально-экономическими процессами. Монография. — Ростов-н/Д.: Изд-во ЮРИФиГС, 2013. с. 334–337.
  5.                Семь нот менеджмента. Настольная книга руководителя / Под ред. В. В. Кондратьева, перераб. и доп. — М., 2012. С.93–94.
Основные термины (генерируются автоматически): руководитель, персональный менеджмент, личная работа, время, способность, управленческая деятельность, государственный орган власти, личная деятельность, личное время руководителя, эффективная организация.


Похожие статьи

Теоретические аспекты формирования правовой компетентности современного руководителя общеобразовательной организации

Актуальные аспекты работы классного руководителя в условиях современной школы

Методики оценки эффективности рынков услуг в интеграционных объединениях

Теоретические аспекты понимания противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы

Направления совершенствования финансового механизма страхового менеджмента рисков в аграрной сфере

Принципы организации психологического исследования эффективных стилей управления в медицинском учреждении

Теоретические вопросы управления качеством в системе «Бережливое производство»

Современные подходы к реализации концепции бережливого производства в системе управленческого учета промышленных предприятий

Проблемные аспекты формирования языковой личности в образовательном пространстве школы и технического вуза

Теория и практика оценки экономической эффективности маркетинговой деятельности на металлургических предприятиях

Похожие статьи

Теоретические аспекты формирования правовой компетентности современного руководителя общеобразовательной организации

Актуальные аспекты работы классного руководителя в условиях современной школы

Методики оценки эффективности рынков услуг в интеграционных объединениях

Теоретические аспекты понимания противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы

Направления совершенствования финансового механизма страхового менеджмента рисков в аграрной сфере

Принципы организации психологического исследования эффективных стилей управления в медицинском учреждении

Теоретические вопросы управления качеством в системе «Бережливое производство»

Современные подходы к реализации концепции бережливого производства в системе управленческого учета промышленных предприятий

Проблемные аспекты формирования языковой личности в образовательном пространстве школы и технического вуза

Теория и практика оценки экономической эффективности маркетинговой деятельности на металлургических предприятиях

Задать вопрос