В настоящее время обозначился переход от общего видения устойчивого развития общества к устойчивому развитию отдельных территорий как новое направление их социально-экономического развития. Для России особое значение имеет устойчивое развитие сельских поселений, учитывая удельный вес сельской местности (они занимают две трети площади Российской Федерации) и особо острую социально-экономическую ситуацию на селе. Бедность сельского населения, высокая миграция, деградация природных комплексов — все эти проблемы усугубляются ростом глобализации мировой экономики.
При этом как в России, так и в ряде стран мира рассматривается очень широкий круг проблем — экономических, социальных, экологических. В одном случае рассматриваются преимущественно экологические аспекты, в другом — социально-экономические.
Так, в развитых странах мира, в которых уже прошли дискуссии по сущности и направленности работ и проектов в сельской местности, произошла группировка проблематики развития сельских поселений по двум направлениям:
1) устойчивого развития с яркой экологической направленностью;
2) сельского развития, связываемого с социально-экономической направленностью и комплексностью развития сельской местности.
Очевидно также смещение акцентов в подходах многих исследователей с анализа экологических проблем на изучение проблем социально-экономического развития территории, которые становятся доминирующими.
Первый подход представлен преимущественно учеными-экологами. Достижение устойчивого развития сельских территорий предполагается через развитие эко-экономики. Она представляет собой совокупность эффективно функционирующих экономических субъектов, которые расходуют различные природные ресурсы сельских территорий без ущерба для окружающей среды, например, производство органических продуктов питания и возобновляемых источников энергии, эко-туризм [1].
Второй подход характерен для стран, в которых отмечаются серьезные социально-экономические проблемы в селе, в том числе для России [2]. Переход к устойчивому развитию должен основываться на самодостаточности сельских поселений. Другими словами, полномочия (а значит, и финансовые ресурсы) должны распределяться снизу вверх. На сегодняшний день налоговая база местного самоуправления незначительная, особенно у сельских поселений. Так, по оценкам экспертов, на долю городских округов приходится около 65 % всех налоговых поступлений, на долю муниципальных районов — около 30 %, в то время как на долю поселений — всего 5 %. Без поддержки от вышестоящих от органов власти (федеральных и субъектов федерации) многие сельские муниципальные образования не способны справиться с многими проблемами. Однако устойчивость сельских поселений не столько зависит от помощи сверху, сколько от активности самого населения. Если жители деревни не в состоянии самоорганизовываться ради решения многих проблем обустройства деревни, для обслуживания объектов совместного пользования и т. п., то помощь сверху порождает иждивенчество и ведет, как показывает опыт, к отсроченным более тяжелым последствиям. Таким образом, устойчивость развития сельских поселений, в первую очередь, зависит от местных инициатив. Данный опыт широко используется в мировой практике, где на конкурсной основе предоставляют гранты для поиска потенциалов поселений и их развития.
Другая точка зрения на проблему устойчивого развития сельских поселений принадлежит представителям Института аграрных проблем РАН. В основе устойчивого развития сельских поселений лежит социально-экономическое развитие агропродовольственного комплекса. Другими словами, устойчивость развития сельских поселений определяется эффективностью развития агропромышленных производств на этих территориях. Проблема устойчивого развития села рассматривается во взаимосвязи с продовольственной безопасностью страны.
В 1996 г. на сессии ФАО (Food and Agricultural Organization — продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) в Риме были сформулированы и приняты основные положения устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий (сокращенно — САРД от английской аббревиатуры SARD — Sustainable Agricultural Rural Development). «Главной задачей устойчивого сельского хозяйства и сельского развития, — говорится в определении, принятом сессией ФАО, — является повышение уровня производства продуктов питания устойчивым способом и обеспечение продовольственной безопасности. Для решения этой задачи необходимо поддержать образовательные инициативы, использование экономических инноваций и развитие приемлемых новых технологий, обеспечивая таким образом доступ к продуктам питания, соответствующим потребностям человека в питательных элементах; доступ к ним для бедных групп; развитие товарного производства; сокращение безработицы и повышение уровня доходов в целях борьбы с бедностью; управление природными ресурсами и защиту окружающей среды». Общемировая тенденция использования системы САРД выражена в том, что за последние 15 лет с момента провозглашения принципов устойчивого развития существенно возросло внимание к вопросам их пропаганды и использования [3].
Каковы же элементарные социально-экономические модели (меры, образцы) конкурентоспособных и инвестиционно привлекательных региональных агропродовольственных систем, которые можно положить в основу национально особенного проекта устойчивого сельского развития? Обычно выделяют три таких модели: 1) относительно мелкое фермерско-крестьянское хозяйство; 2) многоотраслевое крупно-товарное коллективное сельскохозяйственное предприятие; 3) крупное специализированное сельскохозяйственное производство.
По первой социально-экономической модели, основанное на примитивной технике и ручном труде хозяйство обеспечивает крестьянину доход на уровне трети прожиточного минимума, а оснащенного современной минитехникой — на уровне половины прожиточного минимума. По второй модели традиционный колхоз или совхоз обеспечивают крестьянину доход на уровне 2–3 прожиточных минимумов. По третьей модели (птицефабрика, свинокомплекс и др.) сельскохозяйственному работнику обеспечивается 5–10 прожиточных минимумов, а также современное жилье, услуги соцкультбыта, бесплатное образование и медобслуживание на уровне одного-двух прожиточных минимумов.
В России одной из наиболее важных проблем в сельской местности, где сельскохозяйственное производство — основной вид деятельности, является создание и поддержка новых эффективных организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий. Наиболее показательным здесь является создание агропромышленных формирований на основе замкнутого цикла: производство — переработка — реализация, т.е вертикально — интегрированных структур, в особенности, если они используют внутренние ресурсы региона. Поэтому особую значимость следует придать развитию кооперации и агропромышленной интеграции, созданию агропромышленных кластеров. В соответствии с Концепцией достижение целей государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий осуществляется, в том числе путем решения такой приоритетной задачи как диверсификация сельской экономики. Это предполагает создание в сельской местности максимально возможного набора разнообразных хозяйственных форм и видов деятельности, удовлетворяющих потребности населения в сфере занятости. В настоящее время региональные правительства при разработке долгосрочных социальных и экономических стратегий развития своих регионов предусматривают необходимость применения кластерного подхода, так как он отвечает всем требованиям, предъявляемым к агропромышленному производству как инновационно-инвестиционной модели.
В последние годы во многих регионах России наблюдается активное становление сельского туризма, как одного из направлений альтернативной занятости сельского населения и развития сельской территории. Аграрный туризм сегодня представлен в следующих видах:
1) сдача в наем домов и комнат в сельской местности в экологически чистых районах;
2) организация «сельских» туров с проживанием и питанием туристов в деревенском (фермерском) доме, знакомством с традиционным сельским бытом, ремеслами;
3) создание туристических деревень на основе существующих сельских поселений с традиционной народной деревянной архитектурой.
Для России сельский туризм является относительно новым и перспективным направлением, позволяющим с одной стороны горожанам приобщаться к традиционному укладу жизни сельских жителей, с другой — развивать несельскохозяйственные виды деятельности на селе для сельских жителей. Суть данного вида туризма заключается в отдыхе в сельской местности, где все организационное обеспечение проживания туристов (в том числе питание, досуг, обслуживание и т. д.) берет на себя принимающая семья.
В то время, когда Европа переживает агротуристический «бум», Россия только знакомится с этим явлением. Сегодня доля сельского туризма в России пока невелика и составляет, по экспертным оценкам, 1,5–2 % от общих туристических услуг.
Важность решаемых задач обуславливает приоритетность проблемы развития сельского (аграрного) туризма, ставит ее в ряд социально-экономических задач, имеющих федеральное и региональное значение. Среди них можно выделить следующие:
1. Обеспечение занятости сельского населения, создание новых рабочих мест.
2. Сохранение малых населенных пунктов, а значит и сельского быта.
3. Улучшение условий жизни сельского населения, рост доходов.
4. Повышение доходов сельских жителей.
5. Привлечение молодежи в село.
6. Стимулирование изучения народных обычаев и обрядов;
7. Благоустройство усадеб и сел, развитие инженерной
8. и социальной инфраструктуры сельских поселений.
9. Развитие малого предпринимательства на селе.
10. Расширение ассортимента продукции фермерского и приусадебного хозяйства и возможность его реализация на месте, реализация на месте продукции личного подсобного хозяйства, в частности, готовых продуктов питания.
11. Пополнение местных бюджетов.
12. Привлечение инвестиций в развитие сельских территорий [4].
Таким образом, условия и возможности развития агроэкономических систем в пределах многих субъектов РФ очень разнообразны. Поэтому без оценки потенциалов конкретных территорий, без типологизации агроэкономических систем по их почвенно-климатическим и экономико-географическим потенциалам невозможно разработать стратегию развития региона, отрасли, сельских территорий. Изменения, произошедшие в социальной и экономической сферах в странах ЕС за последние десятилетия, также привели к переориентации государственной политики многих стран в развитии сельских территорий на использование территориального подхода при сокращении поддержки непосредственно сельхозтоваропроизводителей.
Литература:
1. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке / Под ред. Гранберга А. Г., Данилова-Данильяна В. И., Циканова М. М. Шопхоева Е. С. — М.: «Экономика», 2002. — 200с.
2. Петриков А. Устойчивое развитие сельской местности в России и направления научных исследований / А. Петриков // АПК: экономика, управление, 2001.- № 12.- С. 13.
3. Анфиногентова А. А., Яковенко Н. А. Устойчивое развитие сельских регионов России на инновационной основе // http://www.iagpran.ru
4. Меренкова И. Н. Сельский туризм и диверсификация экономики сельских территорий / И. Н. Меренкова, В. Н. Перцев // АПК: экономика, управление. — 2010. — № 7. — С. 43–46.