Актуальные аспекты работы классного руководителя в условиях современной школы
Авторы: Евстифеева Дарья Олеговна, Макарова Наталия Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, июнь 2018)
Дата публикации: 17.05.2018
Статья просмотрена: 2436 раз
Библиографическое описание:
Евстифеева, Д. О. Актуальные аспекты работы классного руководителя в условиях современной школы / Д. О. Евстифеева, Н. А. Макарова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-Веди, 2018. — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14268/ (дата обращения: 19.11.2024).
Из всех наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.
Л. Н. Толстой
Одни из самых важных людей в современной школе — классные руководители. Они связующее звено между детьми, родителями и школой. На их плечах — жизнь класса, организация досуга, решение проблем и создание дружеской и творческой атмосферы. На классного руководителя нигде не учат, но в то же время эта работа требует серьезной подготовки, определённых знаний и сил.
В условиях современного обязательного всеобщего среднего образования возрастают функциональные обязанности классного руководителя в формировании научного мировоззрения, нравственности подрастающего поколения.
Важная роль в решении задач нравственного воспитания принадлежит классному руководителю, который организует и направляет воспитательный процесс в классе — основном первичном коллективе учащихся образовательной школы.
Теория нравственного воспитания указывает пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. Важнейшие приемы и методы, владеть которыми необходимо для осуществления нравственного воспитания, требуют нового осмысления ввиду внедрения в социальную жизнь интернет пространства, социальной сети, мессенджеров, ЭОР, МЭШ. В педагогической теории в должной мере не изучена технология реализации нравственного воспитания учащихся в работе классного руководителя и вполне по конкретным причинам. Важнейшая из них — недостаточная научная разработанность многих вопросов нравственного воспитания. Например, его содержание в большинстве педагогических работах раскрывается главным образом лишь с точки зрения социально-этических требований к поведению и формированию личности. Что касается возрастного аспекта содержания нравственного воспитания, то о нем во многих научно-методических работах говориться лишь в общем плане. Нет должной глубины в раскрытии процессуальной стороны нравственного воспитания и его движущих сил. Наконец, в педагогической литературе до сих пор не определился достаточно четкий подход к раскрытию методических основ нравственного воспитания как целостного процесса, в котором все стороны морального облика личности школьника развиваются и формируются комплексно, в органической взаимосвязи.
По мнению экспертов и Активных граждан столицы [1], необходимо уделить особое внимание таким аспектам работы классного руководителя, как:
‒ умение организовать воспитательный процесс;
‒ умение организовать образовательный процесс;
‒ умение организовать внешкольную и внеклассную деятельность;
‒ умение организовать взаимодействие родителей, учителей и детей в интересах каждого ребенка;
‒ умение использовать ресурсы города для формирования личности юных москвичей;
‒ умение использовать интернет пространство и социальные сети в организации воспитательной работы;
‒ психология общения.
Не умаляя воспитательного потенциала урока, именно классный час позволяет классному руководителю с наибольшей полнотой выполнить свои воспитательные функции. По мнению Н. Е. Щурковой и Н. С. Финдацевич, классный час выполняет следующие функции: просветительную, ориентирующую и направляющую. Широкий разноплановый характер воспитательной работы классного руководителя требует ее четкой организации.
Классный час. Это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы классного руководителя. Проведение классных часов заранее предусматривается в плане воспитательной работы. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с классным руководителем. Классный час — это не обычное воспитательное мероприятие. К нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял след в их сознании, влиял на их поведение.
Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива. В V-VI классах обычно проводятся беседы о трудолюбии и бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др. В VII-VIII классах — о сознательной дисциплине, скромности, долге и чести, счастье и достоинстве человека, целеустремленности, культуре общения и др. В старших классах проводятся классные часы о нравственности, об активной жизненной позиции и др.
План-конспект классного часа «…ты вответе за всех, кого приручил» (Антуан де Сент-Экзюпери) для учащихся младших классов
Тема классного часа: «…ты в ответе за всех, кого приручил» (Антуан де Сент-Экзюпери).
Цель классного часа: продолжать формировать понятие о домашних животных, правилах ухода за ними.
Задачи:
Образовательные:
‒ закреплять и систематизировать знания воспитанников о правилах ухода за домашними животными: кошкой, собакой;
‒ продолжать учить пересказу по плану с опорой на иллюстрацию.
Воспитательные:
‒ повышать учебную мотивацию;
‒ воспитывать навыки работы в коллективе, самоконтроль;
‒ воспитывать бережное отношение к домашним животным.
Здоровьесберегающие:
‒ следить за правильной осанкой детей;
‒ чередовать статические и динамические задания;
‒ способствовать созданию благоприятного психологического климата.
Оборудование: карточки со словами, правилами, интерактивный кроссворд «Правила ухода за домашними животными», диск с фрагментом мультфильма «Почему ушел котенок?», стационарный компьютер, ноутбуки, аудиодиск «Голоса животных», учебное пособие «Магнитный алфавит», портрет А. де Сент-Экзюпери, flash игра «Уход за домашним животным».
Ход классного часа
Этапы ивиды работы на этапе |
Деятельность классного руководителя |
Деятельность воспитанников |
|
Приветствие. Организация учащихся на занятие. Буквы рассыпались. —Кто выйдет к доске и соберет слово? —Что получилось? ЖИВОТНЫЕ |
Отвечают на вопрос. Повторяют слово хором. |
|
-Назовите, в какие две группы объединяют животных? —Назовите тему предметной недели. —О каких домашних животных мы говорили на предметной неделе? |
Отвечают на вопросы. |
|
-Кто выйдет к доске и расскажет о своём домашнем животном? |
Рассказывают по плану о своих домашних животных с опорой на фотографии. |
|
-Ответьте на вопросы по рассказам учащихся. |
Отвечают на вопросы. |
|
-Чтобы узнать тему классного часа, просмотрите видеофрагмент мультфильма «Почему ушел котенок» и ответьте на вопрос: Почему ушел котенок? —Как мы должны относиться к домашним животным? |
Слушают. Отвечают на вопросы. |
|
Тема классного часа: «... ты в ответе за всех, кого приручил» (А. де Сент-Экзюпери). Работа со словами: ответственность, приручать. —Как вы понимаете эти слова. Сегодня мы вспомним правила ухода за домашними животными. |
Слушают. Хором проговаривают слова и объясняют их значения. Отвечают на вопрос. |
1) Беседа |
- Назовите, какие правила ухода за домашними животными вы знаете. Работа со словами: ветеринар, воспитывать. |
Отвечают на вопрос. Хором проговаривают слова. |
|
Интерактивный кроссворд «Правила уход за домашними животными». |
Разгадывают кроссворд. |
|
Вы, наверное, устали? И поэтому все встали. Дружно вытянули шеи И как кошки зашипели, Когти дружно показали, «Мяу, мяу» — все сказали, Как щенята побежали, Хвостиками повиляли. Шагом марш! На месте стой! На меня все посмотрели И за парты тихо сели. |
Выполняют динамические движения в соответствии с инструкцией. |
1) Техника безопасной работы с компьютером |
– Давайте вспомним технику безопасной работы с компьютером. Работа со словом: компьютер. |
Хором проговаривают слово. Вспоминают технику безопасной работы с компьютером. |
1) Дидактическая игра
|
-Откройте игру «Уход за домашними животными». —Кликом мышки выберите понравившеюся вам кошку или собаку. —Назовите какое первое задание в игре? —Следующее задание? —Посмотрите, какие чистые, нарядные, ухоженные домашние животные. |
Отвечают на вопрос. Выполняют задание. Демонстрируют завершенную flash игру на экранах ноутбуков. |
|
-Чем занимались на классном часе? —Как люди должны относиться к домашним животным? — Назовите правила ухода за домашними животными. —Какую пользу приносят домашние животные? |
Отвечают на вопросы. Слушают классного руководителя. |
Воспитательная деятельность классного руководителя в школе охватывает множество проблем и является исключительно многогранной как по содержанию, так и по разнообразию методов, форм и средств педагогического воздействия на учащихся. Какую сторону учения и практической деятельности школьника ни взять, она так или иначе находит свое отражение в работе его наставника, касается обязанностей классного руководителя.
Литература:
- Курсы повышения квалификации для классных руководителей // Активный гражданин. URL: https://ag.mos.ru/poll/index?filter=old (дата обращения: 14.05.2018).