Программа внеурочной деятельности (ФГОС ООО) «Прописные истины содержания домашних животных»
Автор: Коломенская Светлана Валентиновна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (47) февраль 2024 г.
Дата публикации: 10.01.2024
Статья просмотрена: 9 раз
Библиографическое описание:
Коломенская, С. В. Программа внеурочной деятельности (ФГОС ООО) «Прописные истины содержания домашних животных» / С. В. Коломенская. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2024. — № 1 (47). — С. 22-26. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/262/8902/ (дата обращения: 22.11.2024).
Ключевые слова: программа, домашние животные, обучающиеся, бережное отношение, милосердие, развитие личности.
Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.
Антуан де Сент-Экзюпери
Данная программа отражает основные принципы экологического образования. Она совмещает исследовательскую, творческую деятельность с экологическим образованием и воспитанием. В современном мире, где подросток оторван от природы, необходимо не нарушить связь человек-животное: жизнь в городе предполагает сосуществование с домашними животными, но этому нужно научиться. Занятия программы формируют представление об ответственном отношении к домашним животным. Программа базируется на понимании, какую роль играет человек в жизни домашнего любимца. Развивается познавательный, практический и эстетический интерес к домашним животным. Учащиеся вовлекаются в реальную деятельность по уходу за питомцами. Именно на познавательную, творческую и исследовательскую деятельность делается основной акцент.
Формирование ценностного, глубоко-эмоционального отношения подростков к питомцам является очень важным и нужным в современной жизни. Ребенок должен осознавать, что домашнее животное не только объект наблюдения, но и объект заботы, так мы формируем в детях милосердное отношение к животным.
Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения предметам окружающего мира, биологии, истории, литературного чтения, литературы, экологии, ИЗО, музыки. Содержание строится на основе деятельностного подхода. Учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности, которые позволяют приобретать им новые знания, вовлекаются в освоение практических навыков. Это становится базой для развития экологической ответственности, что в свою очередь позволяет формировать экологическую культуру личности.
Рабочая программа разработана для занятий с учащимися 5–6 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся. Занятия курса способствуют воспитанию нравственности, бережного отношения и любви к природе. Важное внимание отводится формированию творческих и исследовательских навыков обучающихся, так как практически на каждом занятии предусмотрена творческая работа.
Также программа является вариативной : педагог может вносить изменения в содержание тем в зависимости от интересов детей. Учащиеся сами могут предлагать темы для исследования, выбирать объем работ, отдавая предпочтения либо теоретической информации, либо творческим заданиям.
Актуальность. Жизнь в городе, где нет зоопарка, где проводить время с друзьями на улице можно лишь ограниченное количество дней в году, вызывает определенные проблемы. Короткий световой день вызывает хандру. Отсюда возникает проблема — нехватка положительных эмоций, а это одна из причин проблем со здоровьем. Нужен друг, с которым можно постоянно общаться. И это домашнее животное. Но общение с ним вызывает определенные проблемы. Для того чтобы узнать, какие трудности вызывает содержание домашних животных, была разработана эта программа.
Еще один аспект для разработки в том, что экологическая ситуация в современном мире все чаще способствует развитию аллергических реакций. Нередко возникает аллергия на шерсть и перья домашних питомцев. А знакомство с экзотическими неаллергичными видами животных, которых заводит человек, тоже разбирается на занятиях.
Содержание программы раскрывает основные принципы становления экологического мышления у детей. Позволит подготовить к пониманию правил и требований к содержанию домашних животных, позволит ознакомиться с правилами ухода за ними, а также предупредить о трудностях содержания животных, об ответственности за жизнь питомцев, ведь человек в ответе за тех, кого приручил.
Анализируя примеры положительного влияния домашних питомцев на учащихся, воспитывается сострадание, доброта, ответственность, также развивается умение самостоятельно выбрать правильное решение, создаются условия для формирования ценностного отношения к живой природе.
Следует добиваться того, чтобы моральные положения и нормы усваивались школьниками как истина, стали его личным достоянием, убеждением которым он будет руководствоваться, осмысливая собственное миропонимание, мотивы решения и действия.
Предлагаемые формы реализации программы создают условия не только для восприятия и усвоения знаний, но и побуждают школьников высказывать свои оценки и суждения, анализировать ситуации с использованием нравственных, эстетических категорий, с интересом и вниманием относиться к мнениям и оценочным суждениям других людей.
Необходимо научить детей вступать в контакты с животными, возбудить у учащихся интерес, а также положительные эмоции. Следует обращать внимание школьников на эстетику форм живого, на гармоничность пропорций и окраски тела животных, на пластику их движений.
При решении задач воспитания гуманного и бережного отношения к природе, в привитии учащимся природоохранительных навыков, в повышении их интереса к жизни животных и растений возрастает роль внеурочной деятельности. Потребность оберегать природу должна вырабатываться на протяжении всего времени обучения. В результате внеурочной деятельности у обучающихся могут быть сформированы и развиты: толерантность, креативное мышление, общественная, познавательная, творческая активность, умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения, коммуникабельность: уважение к себе и другим; личная и взаимная ответственность.
Таким образом, программа решает актуальные педагогические проблемы :
— формирование естественно-научного мировоззрения;
— обеспечение личностного развития ребенка;
— воспитание ответственного и милосердного отношения к животным.
Новизна программы. Ведущим подходом ФГОС является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности, а это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Реализация системно-деятельностного подхода в обучении опирается на активные методы обучения: ролевые и деловые игры, проблемный метод, исследовательский метод, метод решения практических задач, метод коллективной творческой деятельности, поисковый метод, дискуссионный метод, коммуникативный метод, проектный метод. Все это реализуется в программе. Новаторскими являются и формы работы (материалы интернет-проектов, карты фильма и т. д.)
Принципы и подходы к реализации программы:
Общие принципы:
— включение учащихся в активную деятельность;
— доступность и наглядность;
— связь теории с практикой;
— учёт возрастных особенностей;
— сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
— выбор различных форм организации деятельности;
— целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Новизна программы для обучающихся в том, что ученики получают знания в новых для них формах, которые способствуют созданию условий развития мотивации учащихся к познанию и творчеству. Обучающиеся активно вовлечены в конкурсное движение экологического характера.
Цель программы: общеинтеллектуальное развитие личности и формирование культуры общения с животными, как части экологического воспитания, освоения научно обоснованных форм взаимодействия с животными.
Задачи программы:
— Формирование системы социальной значимости животных;
— Расширение знаний о биологических и экологических особенностях животных;
— Воспитание гуманного отношения к каждому животному;
— Объединение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном процессе;
— Развитие креативного мышления;
— Укрепление связей между семьей и школой;
— Развитие потребности личной поддержки мероприятий, направленных на заботу о животных;
— Введение детей через познание животных в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей;
— совершенствование речевой и коммуникативной культуры обучающихся;
— развитие творческих способностей детей;
— расширение кругозора учащихся;
— содействие в развитии самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного, после просмотров фильмов;
— формирование эстетического вкуса;
— совершенствование культуры чтения, интереса и мотивации к чтению книг, просмотру фильмов.
Ключевые теоретические идеи, на которых базируется Программа:
1) Осуществление процесса обучения с учетом возрастных особенностей школьников: у пятиклассников происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения, умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Все это реализуется не только в отборе материала, но и в основной форме занятий — творческой мастерской.
2) Формирование осознанного отношения к животным будет осуществляться на основе межпредметных связей (литература, ИЗО, МХК, экология, история, биология, география). На занятиях идет продуктивная работа с текстами по таким предметам, как биология и экология; обучающиеся активно вовлечены в проект «Знание» (https://znanierussia.ru/search): они просматривают научно-популярные фильмы с обсуждением по теме, знакомятся с художественными и мультипликационными фильмами о животных и выполняют творческие работы по ним. Межпредметные связи с ИЗО и МХК — это обращение к произведениям живописи, самостоятельное иллюстрирование фрагментов анализируемого текста, участие в конкурсах экологических листовой и памяток. Участие в волонтерской деятельности, экскурсии в приют для животных и ветклинику воспитывают доброту и милосердие. Все это будет способствовать воспитанию у обучающихся активной жизненной позиции.
Целевая аудитория
Целевой аудиторией являются обучающиеся 5–6 классов. Реализация данной программы осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных психологических особенностей детей среднего школьного возраста (11–12 лет).
Режим занятий. Здоровьесберегающий потенциал.
Выполнение Программы рассчитано на один год. 1 занятие в неделю. Всего 34 часа. Возможно последующее расширение программного материала для новой возрастной группы с учетом возрастных и познавательных потребностей обучающихся. Формы работы и приемы отобраны таким образом, чтобы исключить однообразие деятельности, а вызвать интерес к курсу и активность обучающихся. Происходит смена различных видов деятельности и форм организации занятий.
Образовательные технологии, интегрирующие весь курс:
— развитие критического мышление на уровне использования приемов;
— педагогической мастерской на уровне организации формы работы;
— технология проектирования , суть которой заключается в проектировании обучающимися творческих и исследовательских работ;
— технология портфолио — накопление материалов в течение освоения курса.
Формы и методы обучения являются новаторскими.
Содержание программы, распределённое по разделам, осваивается в форме занятий, разработанных в технологии учебного исследования, и предполагает реализацию принципов индивидуализации и дифференциации деятельности детей при соответствующей уровню их подготовленности педагогической поддержке. Предпочтительная организационная форма занятий — творческая мастерская , цель которой — самореализация обучающихся. Так как предполагается безоценочная система, то главной установкой должна стать успешность каждого. Учитель-мастер, создает алгоритмы работы и участвует в решении поставленных задач на равных с учащимися (принципы проведения занятий технологии педагогической мастерской), работа над мини-проектами в группах , исследование, конкурсы творческих работ (сочинение, листовки, памятки). Одной из новых форм работы является организация мероприятий в рамках проекта «Знание»(https://znanierussia.ru/search): просмотр и обсуждение научно-популярных фильмов «Дикие домашние животные», «Помощь животным в современных реалиях». Также инновационной формой является использование материалов интерактивных авторских курсов института Пушкина проекта «Уроки чтения — праздник, который всегда с тобой». (https://ac.pushkininstitute.ru/storage/KotVariug/index_chit.htm): это готовые уроки по рассказам о животных. В программе используются просмотр и составление карты фильма , обсуждение художественных фильмов о животных «Африка», «Пальма» и др. Обсуждение художественных текстов о животных, озвучивание фильма «Девочка и дельфин» (1979 год), составление объявлений «Отдам в добрые руки», экскурсии в ветклинику и приют, волонтерская деятельность (сбор корма для животных). Сотрудничество с волонтерским движением «Добролап» и сотрудничество с региональным движением «Ангел добра».
Приемы организации занятий: беседы, различные виды чтения, «диалоги с ученым», просмотры фильмов, написание сочинений, посещение приюта, приемы для активизации учебной деятельности РКМЧП и других современных образовательных технологий.
Мотивирующий потенциал. На занятиях предусмотрена практическая работа с разными видами текстов. Особый акцент предполагается сделать на произведения художественной, научной, публицистической литературы на морально-этическую тематику, тексты о гуманном отношении к животным. Каждое занятие построено таким образом, что после получения новых знаний обучающиеся вовлекаются в деятельность, связанную с практическим применением полученных знаний. На первых занятиях мотивацией выступают активные интересные для учеников 5–6 классов приемы работы. В дальнейшем такая деятельность перерастает в желание заниматься совместной и самостоятельной исследовательской и творческой деятельностью, афишировать свои работы, принимать активное участие в различных конкурсах . Это способствует формированию общеинтеллектуального развития личности и формированию культуры общения с животными, прививает устойчивый интерес к познавательной деятельности, развивает творческие способности, расширяет кругозор учащихся.
Содержание программы
Структура и содержание программы соответствует основным задачам подготовки школьников в рамках Основной образовательной программы ООО в условиях реализации ФГОС ООО. Программа «Прописные истины содержания домашних животных» педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Познавательно-творческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект. Программа рассчитана на уровень любого ученика, независимо от его предварительной подготовки, уровня интеллектуального развития и способностей. Результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС ООО.
Программа носит практико-ориентированный характер, состоит из 3 разделов. Данные разделы помогают сформировать познавательную компетентность школьника. Широкая содержательная область, наличие разнообразных тем, сочетание теоретических знаний и практических заданий дает возможность каждому ребенку найти в рамках занятий сферу своих интересов.
Раздел 1. Введение. Знакомство с изучаемым курсом.
Раздел 2. «Знания о животных». Формы, предусматривающие деятельностный подход. Чтение литературы по уходу за животными, просмотр презентаций о животных и их содержанию. Составление устного рассказа о любимом животном. Просмотр и озвучка немого мультипликационного фильма «Девочка и дельфин». Составление объявлений «Отдам в добрые руки». Чтение и обсуждение познавательных рассказов о «профессии» собак. Выполнение зарисовок к тексту. Обсуждение художественных текстов о животных по произведениям И.Бунина «Сны Чанга». Т. Б. Троепольского «Белый Бим Черное ухо», «А. П. Чехова «Каштанка». Работа в рамках проекта «Уроки чтения — праздник, который всегда с тобой». Просмотр научно-популярных и художественных фильмов о собаках: «Хатико», «Африка», «Пальма». Экскурсия в приют для животных, ветклинику. Написание творческих работ: мини-сочинений о братьях наших меньших.Конкурс рисунков «Моя любимая кошка или собака». Обсуждение правил ухода за животными. Знакомство с профессией кинолога. Участие в благотворительных акциях.
Раздел 3. Подведение итогов курса.
Демонстрация и защита портфолио. Составление устного ответа по модели «Занятия этого курса мне нужны для…».
Содержание курса
№ |
Тема |
Основное содержание |
1 |
Вступительное занятие. |
Знакомство с планом, режимом и формами работы, с условиями и оформлением результатов в портфолио. Оформление папки для портфолио |
2–3 |
В мире животных |
Животные в первобытном мире. Священные животные |
4 |
Дружба человека и животных |
Животные-помощники человека. «Профессии» |
5–6 |
Условия обитания и содержания животных (зоопарки, дельфинарии, приюты) |
Какие условия содержания животных в зоопарках, приютах, дельфинариях |
7 |
Основы содержания животных-черепах |
Основы содержания черепах. Особенности их жизни в природе. На что нужно обращать внимание, приобретая таких животных. Корма и правила кормления. Особенности содержания и разведения в неволе. Литература о них |
8 |
Основы содержания экзотических животных- хамелеонов |
Особенности их жизни в природе. На что нужно обращать внимание, приобретая таких животных. Корма и правила кормления. Особенности содержания и разведения в неволе. Литература о них |
9 |
Основы содержания экзотических животных (например, эублефаров) |
Особенности их жизни в природе. На что нужно обращать внимание, приобретая таких животных. Корма и правила кормления. Особенности содержания и разведения в неволе. Литература о них |
10–11 |
Калейдоскоп интересных фактов из жизни животных |
Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми особенно интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов |
12 |
Организации и учреждения, связанных с содержанием животных |
Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. Общества охраны животных. Выбор товаров в зоомагазинах для содержания животных. Приобретение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные клиники. Клубы любителей различных животных. Газеты, журналы и телепередачи, посвящённые содержанию животных. Посещение ветлечебницы |
13–16 |
Мы в ответе за тех, кого приручили |
Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных. Как достичь успеха в своём увлечении животными. Дневник наблюдений и картотека. Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным, как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим учащимся полюбить животных |
17–20 |
Собаки — самые верные друзья человека |
Основы практической кинологии — науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. «Профессии собак». Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения. Психология поведения собаки. Профилактика и преодоление проблем, иногда возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями. Литература о собаках. Заочное посещение выставок собак |
21–25 |
Основы практической фелиологии — науки о кошках |
Основы практической фелинологии — науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и об их хозяевах. Что надо кошке для ее хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Примеры приручения кошачьих. Литература о них |
26–29 |
Основы содержания комнатных птиц |
Основы содержания волнистых попугайчиков, канареек. Каких птиц еще можно приручить. Клетка. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила кормления. Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище. Говорящие птицы. Кого и как можно обучить подражанию человеческой речи. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе. Литература о птицах |
30–32 |
Научная конференция |
Защита мини-проектов, афиширование своих результатов |
33 |
Кинолекторий «Африка» с заполнением карты фильма. Обсуждение (фильм дается на выбор) |
Собаки на войне, качества собак, дружба собаки и человека |
34 |
Подведение итогов курса |
Демонстрация своего портфолио |
Ключевые слова
развитие личности, милосердие, программа, обучающиеся, домашние животные, бережное отношениеПохожие статьи
Валеологическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении
В данной статье рассматриваются основные задачи валеологии ее направления и цель, а также методы и приёмы на занятиях по валеологии. Эта статья поможет педагогам ДОУ увидеть необходимость приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.
Управленческое обеспечение организации взаимодействия параллельных служб ДОО и социальных институтов детства
В статье рассматривается основные аспекты управленческого обеспечения организации параллельных служб ДОО и социальных институтов детства.
Патриотическое воспитание младших школьников в условиях Арктической зоны Российской Федерации (на примере Мурманской области)
В статье рассматриваются понятия «малая Родина», цели ФГОС начального общего образования, которые направлены на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников.
Исследование детерминанты здорового образа жизни среди школьников
Статья посвящена исследованию детерминанты здорового образа жизни среди школьников 14–15 лет. Разработанная анкета позволила выявить интегративные каче-ства, присущие здоровому образу жизни и получить комплексный результат исследова-ния.
Создание здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта
Статья посвящена вопросам формирования культуры здоровья у обучающихся образовательной организации на уроках физической культуры. Описан практический опыт педагогов, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт.
Реализация со старшими дошкольниками требований ГТО через проектную деятельность
В статье раскрывается работа воспитателя по проведению совместной деятельности по физическому развитию, организация проектной деятельности.
Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках иностранного языка
В статье автор рассматривает актуальную тему современного образования «Здоровьесберагающие технологии» на материале уроков иностранного языка. Автор рассказывает о конкретных способах и средствах повышения мотивации обучающихся к здоровому образу жиз...
Похожие статьи
Валеологическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении
В данной статье рассматриваются основные задачи валеологии ее направления и цель, а также методы и приёмы на занятиях по валеологии. Эта статья поможет педагогам ДОУ увидеть необходимость приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.
Управленческое обеспечение организации взаимодействия параллельных служб ДОО и социальных институтов детства
В статье рассматривается основные аспекты управленческого обеспечения организации параллельных служб ДОО и социальных институтов детства.
Патриотическое воспитание младших школьников в условиях Арктической зоны Российской Федерации (на примере Мурманской области)
В статье рассматриваются понятия «малая Родина», цели ФГОС начального общего образования, которые направлены на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников.
Исследование детерминанты здорового образа жизни среди школьников
Статья посвящена исследованию детерминанты здорового образа жизни среди школьников 14–15 лет. Разработанная анкета позволила выявить интегративные каче-ства, присущие здоровому образу жизни и получить комплексный результат исследова-ния.
Создание здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта
Статья посвящена вопросам формирования культуры здоровья у обучающихся образовательной организации на уроках физической культуры. Описан практический опыт педагогов, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт.
Реализация со старшими дошкольниками требований ГТО через проектную деятельность
В статье раскрывается работа воспитателя по проведению совместной деятельности по физическому развитию, организация проектной деятельности.
Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках иностранного языка
В статье автор рассматривает актуальную тему современного образования «Здоровьесберагающие технологии» на материале уроков иностранного языка. Автор рассказывает о конкретных способах и средствах повышения мотивации обучающихся к здоровому образу жиз...