В статье раскрывается работа воспитателя по проведению совместной деятельности по физическому развитию, организация проектной деятельности.
Ключевые слова: ГТО, нормы ГТО, воспитатель, дети, проектная деятельность, физическое воспитание
В настоящее время в нашей стране возрождаются лучшие традиции, характерные советскому периоду истории развития Российского государства. Одной их таких традицией является возрождение общественного движения — сдача населением страны норм ГТО. В советское время всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носил характер единой системы программно-оценочных нормативов и требований по физической подготовленности различных возрастных групп населения. В России это общественное движение существовало с 1931 по 1991 год и охватывало население в возрасте от 10 до 60 лет [2].
Выполнение норм ГТО в советское время было основой физического воспитания и физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях; было направлено на укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие советских людей, подготовку их к трудовой деятельности и защите Родины.
Возродить традицию такого подхода к физическому развитию населения предложил Президент страны В.Путин 24 марта 2014 года в Кремле на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта Он говорил: «…В области спорта нам необходима системная, комплексная работа, способная закрепить достигнутые результаты, создать прочную базу на перспективу. Очевидно, что в решении этой задачи особое место занимает массовый спорт, который служит главным резервом спорта высоких достижений, но главное — является основой для здорового образа жизни, для здоровья нации». Президент В.Путин предложил сохранить и старую аббревиатуру «ГТО» как дань традициям нашей национальной истории [7].
В рамках обновлённого ГТО предусматривается сдача спортивных нормативов в одиннадцати возрастных группах, начиная с шести лет, а точнее с дошкольного возраста. Современное общественное движение по сдаче норм ГТО населением — это не только выполнение спортивных нормативов, это и наличие своей символики, атрибутов, традиций, достижений, газет, сайтов и т. д.
В детском саду наиболее эффективной форм знакомства старших дошкольников с этим общественным движением и выполнение его требований является проектная деятельность. Начиная с 2015 года в подготовительной к школе группе детского сада, мы ежегодно реализуем долгосрочный (длительность 1 год) проект «ГТО дошкольникам. Возрождаем традиции». Его участниками являются воспитанники подготовительной к школе группы, их родители и педагоги дошкольной организации (воспитатели группы, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, старший воспитатель).
Цель проектной деятельности в этом направлении: создание условий для укрепления здоровья детей, развития двигательных навыков и качеств детей, развития физических и эмоционально-волевой качеств старших дошкольников, стремления к победе и уверенности в своих силах. Укрепление партнерских детско-родительских отношений.
Для решения этой цели необходима реализация определенных задач:
‒ познакомить детей с программой ГТО и традицией их проведения;
‒ расширить и закрепить представления воспитанников подготовительной к школе группы и их родителей о здоровом образе жизни;
‒ продолжать развивать двигательные навыки и физические качества детей;
‒ совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей;
‒ содействовать развитию интереса к занятиям физической культурой и спортом;
‒ повысить профессиональное мастерство педагогов дошкольного учреждения по теме «Здоровый образ жизни»;
‒ продолжить работу по созданию единого образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
Проект разработан с учётом возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников, требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательной программы дошкольного учреждения в образовательной области «Физическое развитие», а также комплексно-тематического планирования на учебный год.
В ходе подготовки к реализации проекта для воспитанников, их родителей и педагогов, участвующих в проекте, был объявлен конкурс на лучшую эмблему проекта. По результатам конкурса был выбран и утвержден знак, в котором сочетались эмблема детского сада и спортивная символика.
В проект было решено ввести игровой персонаж — спортсмена «Спортакуса», который сопровождал бы как спортивные мероприятия, так и образовательную деятельность познавательного характера. Спортакус, персонаж любимого детьми мультсериала «Лентяево». Это главный положительный персонаж сериала. Он спортивный, с крепким здоровьем, всех призывает к здоровому образу жизни, всегда занят делом. На разных мероприятиях проекта появляются и другие персонажи сериала: девочка Стефани, которая обожает здоровый образ жизни и розовый цвет. А также отрицательный персонаж — Робби. Это — злобный персонаж-противопоставление героям, выступающим за здоровый образ жизни [3].
Введение игровых персонажей мультсериала в различные сценарии позволяет порадовать, повеселить детей, а также усилить мотивацию к победе и выполнению двигательных заданий. Спортакус не только приходит к детям на занятия, спортивные праздники, развлечения, а также является символом ежегодной спартакиады, на которую приглашаются представители социума, а также команды детей, родителей и педагогов других ДОУ. Изображения персонажей сериала «Лентяево» украшают рисунки и поделки детей и взрослых.
В процессе реализации проекта проводились мероприятия всех образовательных областей, реализуемых в различных формах организованной образовательной деятельности и культурных практик.
С историей развития различных видов спорта, развития и распространения ГТО в нашей стране, спортивных соревнований в России и мире старшие дошкольники знакомятся в процессе реализации содержания образовательной области «Познавательное развитие». Интересными формами здесь являются такие формы как «путешествия по реке времени» и «путешествия по карте». Технология внедрения этих форм в практику детских садов описана в работах Н.Коротковой [4].
Коллекционирование игрушек, книг, значков, открыток и других предметов, связанных со спортом и ГТО, а также презентация выставок детьми и взрослыми –форма работа, позволяющая решать задачи развития связной речи детей, а также задачи развития коммуникативных и игровых навыков. Детское коллекционирование связано, прежде всего с тем, что в ребенке от рождения заложена страсть к собирательству, к поиску. Коллекционирование имеет огромные возможности для развития креативности детей и художественного творчества, которое чаще всего проявляется в оформлении и презентаций выставок предметов коллекционирования. Для педагогов дошкольного учреждения наиболее интересной в этом направлении работы оказалась технология, описанная в исследованиях М. Крулехт, Н. В. Микляевой, Ю. В. Микляевой, Н. А. Виноградовой и др. [6].
Инструктором по физической культуре и воспитателями составлен оригинальный альбом достижений — это нормативы развития физических качеств и освоения основных движений у дошкольников старшего возраста, с иллюстрациями и схемами выполнения движений. Он используется не только на физкультурных занятиях, но при организации двигательной деятельности на прогулках, вечерах досуга и др. формах, позволяя всем участникам образовательной деятельности предъявлять одинаковые требования к технике выполнения двигательных упражнений и заданий.
Своеобразным итогом реализации проекта в конце учебного года является организация развлечения — «Малые олимпийские игры».
Особенностью этого развлечения является то, что здесь не только играют и соревнуются дети, но и сдают нормы ГТО педагоги и родители воспитанников, позволяя решать основные цели и задачи организации этого общественного движения. А именно: целью этой работы среди взрослых является — повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и гражданственности, улучшении качества жизни граждан Российской Федерации. Задачи Комплекса:
‒ увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
‒ повышение уровня физической подготовленности, продолжительности жизни граждан;
‒ формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании, ведении здорового образа жизни;
‒ повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных информационных технологий;
‒ модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов [7].
Таким образом, по данным Министерства спорта РФ, с января 2016 года комплекс должен быть внедрен во всех школах страны по всем возрастам, а с 1 января 2018 года — среди всего населения от 6 лет до 70 лет и даже старше. Предполагается, что благодаря введению структуры ГТО к 2020 году 40 % населения страны будут заниматься физкультурой и спортом. Правительство РФ будет обязано представлять президенту ежегодный доклад об уровне физподготовки населения, содержащий оценку эффективности спортивных мероприятий по реализации ГТО [2].
Решит ли задачу сохранения физического и психического здоровья российских граждан, в том числе и детей дошкольного возраста, введение ГТО в жизнь покажет время. Но в прессе и сети Интернет идет полемика о том, а не станет ли эта инициатива очередной компанией? И что надо сделать, чтобы этого не случилось? Предложенная нами форма работы с дошкольниками является одним из ответов на этот вопрос.
Хотя можно согласиться с тем, что в настоящее время внедрение комплекса ГТО в других сферах жизни населения страны носят, скорее, пропагандистски-политический, нежели практический характер. А успехом она станет пользоваться только при существенных доработках как самой программы, её финансирования и обеспечения материально-технической базы, так и внесении поправок в законы РФ, регулирующие трудовые, социальные и производственные отношения во всех сферах хозяйствования всех форм собственности. А также должного контроля над исполнением этих законов руководителями и собственниками [2].
Литература:
- Болдырева, Н. Г., Сапрыкина, О. В., Чеснокова, В. И. О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями // Молодой ученый. — 2015. — № 10. — С. 1096–1098.
- Волк, В. В. Возрождение комплекса ГТО: политики больше, чем практики. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rusrand.ru/actuals/vozrozhdenie-kompleksa-gto-politiki-bolshe-chem-praktiki, свободный. — Загл. с экрана (Дата обращения: 27.10.2017)
- Как зовут всех персонажей, героев из сериала Лентяево. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2467912-kak-zovut-vseh-personazhej-geroev-iz-seriala-lentjaevo-lazytown.htm, свободный. — Загл. с экрана (Дата обращения: 17.10.2017)
- Короткова, Т. А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду / Короткова Т. А. // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 3 — С. 12.
- Крулехт, М. Дошкольник и рукотворный мир: Педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности.- СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2001. — 65 с.
- Микляева, Н. В., Микляева, Ю. В., Виноградова, Н. А. Дошкольная педагогика: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2015. — 496 с.
- Путин В. В. О возрождении физкультурно-спортивного комплекса ГТО [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://news.kremlin.ru/news/20635, свободный. — Загл. с экрана (Дата обращения: 20.10.2017)