Развитие творческих способностей детей в ДОО в соответствие с ФГОС | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Вопросы воспитания

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (73) март 2024 г.

Дата публикации: 01.03.2024

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Савченко, Ю. В. Развитие творческих способностей детей в ДОО в соответствие с ФГОС / Ю. В. Савченко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 3 (73). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/264/9061/ (дата обращения: 21.11.2024).



Ключевые слова: развитие, творческие способности ребёнка, ФГОС, креативность мышления, индивидуальный подход .

Творческие способности представляют собой набор необходимых качеств, с которыми любой человек мыслит нестандартно и может создавать принципиально новые результаты в своей работе и деятельности. [3] Эти способности зависят от психофизиологических особенностей человека, но не являются врожденными, или, так сказать «природным даром». Их развитие обусловлено активной интеллектуальной деятельностью индивида.

Человек, у которого хорошо развиты творческие способности, обладает креативностью мышления. [3] У обычного человека мышление однонаправленное, у креативного человека — в различные стороны и на различные темы. Такие люди стараются искать не одно решение проблемы, они продумывают несколько путей, ищут всевозможные способы, рассматривая даже самые неожиданные из них. Наибольшее удовольствие, в этом случае, творчески-направленные люди получают именно от принятия нестандартных решений и получения эксклюзивных результатов. [2]

Что же входит в понятие «творческая креативность мышления»? Какие способности человека можно отнести к творческим? Над чем следует работать, чтобы стать творческим человеком?

Приведем несколько основных качеств креативного мышления, которые необходимо «закладывать» на занятиях уже с первых дней присутствия ребёнка в детском саду, и которые способствуют возрастанию творческого процесса воспитанников в ДОО на протяжении всего периода их обучения.

Это:

— воображение (фундамент творчества);

— гибкость мышления (создание новых идей);

— восприимчивость (поиск простого в сложном, нового в старом, необычного в обычном);

— способность оказывать сопротивление стереотипам;

— смелость в принятии решений;

— открытость новому опыту, желание искать новое;

— любопытство. [2]

Развитие творческих способностей тесно связано с формированием интеллектуальных познавательных способностей детей. Мышление ребёнка тесно взаимодействует с воображением. Дошкольный возраст — время для сказок, фантазий, игр, театральных постановок… Поэтому именно в этот период необходимо работать с креативностью ребенка, обучать его управлять своей фантазией и правильно направлять её в нужное русло.

Творческие способности очень важно развивать. Даже если у ребенка есть природные задатки креативности — оставленные без должного внимания, с годами они потеряются под грузом воспитательных и учебных программ.

Но редко какие образовательные организации и педагоги считают важным развитие творческого потенциала детей. Чаще, к сожалению, творческая составляющая вовсе не поощряется. Ведь на неё нужно выделять много времени, поощрять нестандартность мышления ребёнка, самому индивидуально с ним заниматься, выстраивая и свою линию творческого возрастания, а также поощряя задатки и проявления ребёнка в этой области.

У любого воспитателя возникают по этому поводу противоречивые вопросы к себе:

— нет времени на всё это;

— необходимо больше индивидуальных занятий и времени на каждого ребёнка;

— идёт разрыв между призванием педагога и получением финансового вознаграждения за дополнительно потраченное время, покупаемые собственноручно материалы и порой потрёпанные нервы (ведь не всегда всё получается так, как хочешь даже с десятого раза);

— в семье воспитанников не поощряют развитие творческих способностей ребёнка.

Рассмотрим развитие творческих способностей в свете ФГОС.

Развитие творческих способностей детей в дошкольных образовательных организациях (ДОО) в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) является одной из основных задач педагогов. ФГОС устанавливает общие требования к организации образовательного процесса, в том числе и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.

ФГОС предполагает создание условий для всестороннего развития ребенка, включая развитие его творческих способностей. Для этого в дошкольных учреждениях используются различные методики и подходы, способствующие развитию творческого мышления и воображения у детей.

Одним из основных принципов развития творческих способностей детей в соответствии с ФГОС является индивидуальный подход к каждому ребенку. Педагоги должны учитывать особенности развития каждого ребенка, его интересы и склонности, чтобы создать условия для развития его творческих способностей. Для этого используются разнообразные игровые и творческие задания, которые способствуют развитию воображения, логического мышления, артистических способностей и других аспектов творческой деятельности.

Важным аспектом развития творческих способностей детей является создание стимулирующей образовательной среды. Педагоги должны обеспечить детям доступ к разнообразным материалам, игрушкам, книгам, музыкальным инструментам и другим средствам, способствующим развитию их творческих способностей. Также важно создание условий для свободного самовыражения детей, поддержка их инициатив и творческих идей.

Согласно ФГОС, педагоги должны проводить систематическую работу по развитию творческих способностей детей, в том числе организовывать творческие мастерские, конкурсы, выставки детских работ и другие мероприятия, способствующие развитию творческих способностей у детей. Таким образом, дошкольные образовательные организации должны предоставлять детям возможность для самореализации и развития их творческих способностей.

В целом, развитие творческих способностей детей в дошкольных образовательных организациях в соответствии с ФГОС является важным аспектом образовательного процесса. Педагоги должны создавать условия для развития творческих способностей у каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности и интересы. Только таким образом можно обеспечить всестороннее развитие личности ребенка и подготовить его к успешной социализации и обучению в дальнейшем.

Литература:

  1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 624 с.
  2. Бабаева, Т. И. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и [др.] — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.
  3. Дьяченко, О. М. Развитие воображения дошкольника / О. М. Дьяченко. — М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996. –197 с.
  4. Жданова, Е. А. Растим творческую личность/ Е. А.Жданова // — Дошкольная педагогика. — 2007. № 8. С. 42–44.

Ключевые слова

развитие, ФГОС, индивидуальный подход, творческие способности ребёнка, креативность мышления

Похожие статьи

Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников на занятиях физической культурой в условиях реализации ФГОС ДО

Современные методы и подходы в работе с одаренными обучающимися в начальной школе

В статье рассматривается одаренность как системное, развивающееся качество психики, которое способствует достижению обучающимися начальных классов более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми. Пред...

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Инновационные подходы в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС

Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности дошкольников в условиях семьи и ДОО: партнерство, сотрудничество и взаимодействие

В статье описывается опыт работы детского сада по развитию взаимодействия детского сада и семьи через выстраивание партнерских отношений с родителями по формированию культуры личности дошкольника.

Условия и факторы формирования мотивации к проектной деятельности у обучающихся центров технического творчества

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования развивающих игр В. В. Воскобовича

Одно из главных направлений дошкольного образования — познавательное развитие. Поэтому задача педагогов ДОО — найти и создать наиболее приемлемые и доступные способы подачи информации для познавательной активности, развития любознательности, интеллек...

Анализ существующих практик экспертизы готовности педагогов к поддержке детской инициативности в познавательно-исследовательской деятельности

Исследовательская активность у многих детей с возрастом снижается. Данная проблема может быть связана с пресечением попыток исследовательского поведения, неспособность педагога занять позицию партнера, оказать недирективную помощь детям, ошибками во ...

Поддержка развития творческих способностей детей в условиях инновационной деятельности в дошкольном образовании

Отражение инновационного опыта дошкольного образовательного учреждения в поиске эффективных способов формирования и развития творческих способностей в системе дошкольного образования.

Воспитание толерантных взаимоотношений у детей младшего школьного возраста на общешкольных мероприятиях в инклюзивной образовательной среде

Похожие статьи

Развитие самостоятельности и инициативности дошкольников на занятиях физической культурой в условиях реализации ФГОС ДО

Современные методы и подходы в работе с одаренными обучающимися в начальной школе

В статье рассматривается одаренность как системное, развивающееся качество психики, которое способствует достижению обучающимися начальных классов более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми. Пред...

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Инновационные подходы в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС

Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности дошкольников в условиях семьи и ДОО: партнерство, сотрудничество и взаимодействие

В статье описывается опыт работы детского сада по развитию взаимодействия детского сада и семьи через выстраивание партнерских отношений с родителями по формированию культуры личности дошкольника.

Условия и факторы формирования мотивации к проектной деятельности у обучающихся центров технического творчества

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством использования развивающих игр В. В. Воскобовича

Одно из главных направлений дошкольного образования — познавательное развитие. Поэтому задача педагогов ДОО — найти и создать наиболее приемлемые и доступные способы подачи информации для познавательной активности, развития любознательности, интеллек...

Анализ существующих практик экспертизы готовности педагогов к поддержке детской инициативности в познавательно-исследовательской деятельности

Исследовательская активность у многих детей с возрастом снижается. Данная проблема может быть связана с пресечением попыток исследовательского поведения, неспособность педагога занять позицию партнера, оказать недирективную помощь детям, ошибками во ...

Поддержка развития творческих способностей детей в условиях инновационной деятельности в дошкольном образовании

Отражение инновационного опыта дошкольного образовательного учреждения в поиске эффективных способов формирования и развития творческих способностей в системе дошкольного образования.

Воспитание толерантных взаимоотношений у детей младшего школьного возраста на общешкольных мероприятиях в инклюзивной образовательной среде

Задать вопрос