Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 18.12.2023

Статья просмотрена: 298 раз

Библиографическое описание:

Газизова, Ф. С. Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / Ф. С. Газизова, Н. Н. Семенова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 149-150. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109319/ (дата обращения: 21.12.2024).



Детский возраст является периодом интенсивного развития различных аспектов личности ребенка. Одним из важных аспектов является развитие творческих способностей. Творческое мышление и воображение играют ключевую роль в формировании интеллектуальных, эмоциональных и социальных навыков у детей. В данной статье мы рассмотрим особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и предложим практические рекомендации для их стимулирования.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, творческие способности.

Творчество как термин обычно ассоциируется с художественной деятельностью (живопись, музыка, литература), но оно имеет более обширное понятие. Из большого количества определений, касающихся понятия творческих способностей, можно выделить понимание данного явления Л. С. Выготским. Он отмечает, что творчество —- это «процесс создания человеком чего-то нового, причем не имеет значения, будет ли это новой вещью внешнего мира или субъективным построением ума, чувства, обнаруживающихся в самом человеке» [1]. Таким образом, творческие способности — это умение создавать что-то новое на уровне целого мира или только своего опыта.

Ещё одно интересное определение дал известный психолог Эрих Фромм. Он рассматривает творческую способность в качестве: «способности человека к познанию мира, умению удивляться увиденному и услышанному и находить выход из нестандартной ситуации» [3]. Это определение дает представление о любознательной, инициативной и интеллектуальной личности.

Детский возраст — это удивительный период в жизни каждого ребенка, когда он активно познает мир, учится и развивается. Одной из самых ярких особенностей развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста является их большая пластичность и гибкость мышления. Дети находятся в возрасте, когда они еще не подвержены строгим шаблонам и стереотипам, что способствует свободному и творческому мышлению. Они могут предлагать необычные и оригинальные идеи, которые могут стать основой для будущей творческой деятельности. В этом возрасте дети обладают богатым воображением и способностью к фантазированию. Они могут легко создавать свои маленькие миры, в которых они являются главными героями. Ролевые игры, в которых дети воплощают свои фантазии и идеи, так же способствуют развитию их творческих способностей.

Возраст от пяти до шести лет характеризуется особой активностью и развитием познавательных процессов. Дети в этом возрасте начинают показывать более глубокий интерес к окружающему миру, задавать множество вопросов и искать ответы на них. Их любопытство и исследовательский пытливый ум играют важную роль в развитии их творческого потенциала.

Дошкольники любят экспериментировать с различными материалами и предметами. Дети в этом возрасте начинают проявлять интерес к искусству — рисованию, лепке, музыке и т. д. Они создают свои уникальные произведения и стремятся к самостоятельности и выражению своих идей и чувств. Важным условием развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста является свобода самовыражения. Детям следует давать возможность самостоятельно выбирать темы и материалы для своих творческих проектов, а также давать им право на свою уникальную интерпретацию и выражение себя. Дети старшего дошкольного возраста уже способны к самостоятельным творческим проектам. Важно развивать у них навыки самостоятельности и ответственности за свои действия и результаты. Родители и педагоги должны создавать условия, в которых дети могут свободно выражать свои идеи и чувства через различные виды творческой деятельности.

Дети старшего дошкольного возраста начинают проявлять креативное мышление, способность генерировать новые идеи и решать проблемы. Они могут предлагать нестандартные решения и подходы к задачам.

Детям следует предоставлять доступ к разнообразным материалам и инструментам, таким как краски, карандаши, глина и музыкальные инструменты. Это поможет им экспериментировать и самостоятельно развивать свои навыки.

Важно поощрять и поддерживать детей в их творческих усилиях. Родители и педагоги должны выражать признание и восхищение перед их достижениями, что поможет развить уверенность и мотивацию. Ребенку важно чувствовать, что его идеи и творческие проекты ценятся и поддерживаются окружающими. Это мотивирует ребенка к дальнейшим креативным достижениям.

Развитие творческих способностей также связано с развитием социальных навыков. Игра является важным средством развития способностей детей. Родители и педагоги могут создавать игровые ситуации, которые стимулируют воображение и фантазию. В игре и творческих проектах дети учатся сотрудничать, слушать других, выражать свои мысли и идеи. Взаимодействие с другими детьми и взрослыми развивает у детей коммуникативные и творческие навыки.

Разнообразные виды двигательной активности, такие как рисование, лепка, аппликации, ручной труд, игра на музыкальных инструментах, способствуют развитию творческого мышления, фантазии и представлений.

Также важно создавать условия для постепенного развития и совершенствования навыков. Это можно сделать путем предоставления детям разнообразных материалов и инструментов, постепенного усложнения задач и поощрения их усилий.

Для развития творческих способностей детей необходимо создать комфортные условия, в которых ребенок будет чувствовать себя свободно и безопасно. Ребенку следует предоставить возможность работать в приятной и уютной обстановке, с достатком света и доступными материалами.

В заключении хотелось бы еще раз отметить, что развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста играет важную роль в их общем развитии. Предоставление возможностей для самовыражения, экспериментирования и игры помогает развить у детей творческое мышление, воображение и самостоятельность. Не стоит забывать о взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей. Родители и педагоги играют ключевую роль в стимулировании и поддержке развития творческих способностей детей.

Литература:

  1. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин // Питер: Мастера психологии. 2012.- 448 с.
  2. Лыкова И. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. М. Цветной мир, 2017, -216с
  3. Дубровская Е. А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие. — М.: Юрайт, 2020. — 180 с.
  4. Комарова, Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. Учебное пособие для СПО / Т. С. Комарова. — М.: Юрайт, 2023. — 755c.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, старший дошкольный возраст, творческая способность детей, творческое мышление, развитие, способность, возраст, детский возраст, игра, ключевая роль.


Похожие статьи

Развитие познавательных способностей у младших школьников посредством творческих заданий

В данной статье рассматривается важность использования творческих заданий в развитии познавательных способностей у младших школьников. Авторы обращают внимание на значимость развития умственных навыков, логического мышления и креативности у детей в э...

Досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала старших дошкольников

Автор статьи рассказывает о многолетнем опыте работы с детьми дошкольного возраста, о сензитивном периоде становления творческих способностей ребенка. В статье раскрываются традиционные и нетрадиционные формы работы с семьей в данном направлении, и в...

Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о профессиях взрослых в детском саду через дидактические игры

Сформированные в раннем возрасте представления о профессиях взрослых играют важную роль в будущем профессиональном становлении ребенка. В статье рассматривается методика формирования первичных представлений о профессиях у детей 2х-3х лет в детском са...

Изучение когнитивно-поведенческих особенностей пожилых людей

В статье исследуются когнитивно-поведенческие особенности людей пожилого возраста. Процесс старения характеризуется комплексом физиологических и психоэмоциональных явлений, в частности ухудшением физических, умственных и психологических качеств челов...

Портретный жанр как средство эстетического воспитания дошкольника

В своей статье автор раскрывает педагогические условия для педагогов, которые позволяют знакомить детей дошкольного возраста с одним из жанров изобразительного искусства — портретом. Благодаря целенаправленной педагогической работе педагога-дошкольни...

Дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста

На протяжении любых периодов исторического развития игровая деятельность всегда выступала основополагающей для детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что именно в ходе игровой деятельности дети оптимально воспринимают окружающий мир и обуча...

Формирование графических умений и навыков в рисовании у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Исследование посвящено рассмотрению особенностей формирования графических умений и навыков в рисовании у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. В младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функци...

Использование инновационных подходов при формировании культуры здоровья у дошкольников

Данная статья раскрывает проблему состояния здоровья современных детей и подчеркивает необходимость поиска новых подходов в формировании культуры здоровья у детей дошкольного возраста. Основываясь на педагогических постулатах и утверждениях, что веду...

Проблема формирования культуры поведения дошкольников в условиях ДОУ

Статья посвящена изучению проблемы, которая касается формирования культуры поведения такой группы детей, как дошкольники. В ней проводится анализ сущности феномена культуры поведения, а также дается обоснование того, насколько необходимо формировать ...

Причины и особенности возникновения стресса у младших школьников

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме исследования стрессового состояния у детей младшего школьного возраста. В данной статье раскрыто понятие стресса в научной литературе, определены основные негативные эмоциональные состояния, пр...

Похожие статьи

Развитие познавательных способностей у младших школьников посредством творческих заданий

В данной статье рассматривается важность использования творческих заданий в развитии познавательных способностей у младших школьников. Авторы обращают внимание на значимость развития умственных навыков, логического мышления и креативности у детей в э...

Досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала старших дошкольников

Автор статьи рассказывает о многолетнем опыте работы с детьми дошкольного возраста, о сензитивном периоде становления творческих способностей ребенка. В статье раскрываются традиционные и нетрадиционные формы работы с семьей в данном направлении, и в...

Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о профессиях взрослых в детском саду через дидактические игры

Сформированные в раннем возрасте представления о профессиях взрослых играют важную роль в будущем профессиональном становлении ребенка. В статье рассматривается методика формирования первичных представлений о профессиях у детей 2х-3х лет в детском са...

Изучение когнитивно-поведенческих особенностей пожилых людей

В статье исследуются когнитивно-поведенческие особенности людей пожилого возраста. Процесс старения характеризуется комплексом физиологических и психоэмоциональных явлений, в частности ухудшением физических, умственных и психологических качеств челов...

Портретный жанр как средство эстетического воспитания дошкольника

В своей статье автор раскрывает педагогические условия для педагогов, которые позволяют знакомить детей дошкольного возраста с одним из жанров изобразительного искусства — портретом. Благодаря целенаправленной педагогической работе педагога-дошкольни...

Дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста

На протяжении любых периодов исторического развития игровая деятельность всегда выступала основополагающей для детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что именно в ходе игровой деятельности дети оптимально воспринимают окружающий мир и обуча...

Формирование графических умений и навыков в рисовании у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Исследование посвящено рассмотрению особенностей формирования графических умений и навыков в рисовании у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. В младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функци...

Использование инновационных подходов при формировании культуры здоровья у дошкольников

Данная статья раскрывает проблему состояния здоровья современных детей и подчеркивает необходимость поиска новых подходов в формировании культуры здоровья у детей дошкольного возраста. Основываясь на педагогических постулатах и утверждениях, что веду...

Проблема формирования культуры поведения дошкольников в условиях ДОУ

Статья посвящена изучению проблемы, которая касается формирования культуры поведения такой группы детей, как дошкольники. В ней проводится анализ сущности феномена культуры поведения, а также дается обоснование того, насколько необходимо формировать ...

Причины и особенности возникновения стресса у младших школьников

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме исследования стрессового состояния у детей младшего школьного возраста. В данной статье раскрыто понятие стресса в научной литературе, определены основные негативные эмоциональные состояния, пр...

Задать вопрос