В данной статье представлена характеристика духовно-нравственного воспитания, его сущность и особенности. Рассмотрены научные взгляды известных ученых, которые говорили о значимости духовно-нравственного воспитания. Реализация данного направления может осуществляться не только во внеклассной работе, но и на уроках. В статье описывается урок русского языка для 5 классов, одной из важных задач которого является духовно-нравственное воспитание обучающихся.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, нравственность, нравственные ценности, воспитательная работа, учебный процесс.
This article presents the characteristics of spiritual-moral education, its essence and features. The scientific views of famous scientists who spoke about the importance of spiritual and moral education are considered. The implementation of this direction can be carried out not only in extracurricular work, but also in the classroom. The article describes a Russian language lesson for 5 classes, one of the important tasks of which is the spiritual-moral nutrition of students.
Keywords: spiritual and moral education, morality, moral values, educational work, educational process.
Что такое нравственность? Нравственная ценность? Нравственность — это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил. Нравственные ценности — это набор ценностных установок, которые в будущем становятся нравственными правилами поведения. Благодаря этим установкам мы стремимся к добру, проявляем любовь к людям, природе, Родине, своему народу. Главная ценность — это личность, со своим внутренним миром, интересами, потребностями, способностями, возможностями и особенностями [1, c. 468].
Вопрос о внедрении этих ценностей в образовательный процесс имеет большую социальную значимость. Духовно-нравственное воспитание — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Цель духовно-нравственного воспитания — научить ребенка любить, явить ему примером, словом и делом всю высоту, глубину и полноту этого поистине Божественного чувства. Объектом духовно-нравственного воспитания является сердце человека, и в этом его отличие от умственного воспитания [2, с. 254]. К сожалению, в современном мире происходит утрата ценностей. У детей нет ролевой модели поведения, идеала. А ведь большую роль в духовно-нравственном воспитании играет нравственный идеал, как совершенное воплощение представлений о человеке.
Идеал служит ориентиром для человеческой жизни и поведения, он является той высшей целью, к которой стремятся люди, и которая руководит их деятельностью. [3, с. 26–27]
Духовно-нравственное направление ставит перед собой конкретные цели и задачи, которые достигаются учителем с помощью соответствующих форм воспитательной работы. Педагог становится ответственным за качественное проведение данной деятельности. Эффективность и результативность воспитательного процесса будет напрямую зависеть от профессионализма и грамотности учителя.
Нравственное воспитание рассматривал великий русский писатель Л. Н. Толстой (1828–1910). Он утверждал, что из всех наук, которые обязан знать каждый человек, главной является наука о том, как жить, делая меньше зла и как можно больше добра. [4, с. 51]
Проблема духовно-нравственного воспитания своей остротой занимает умы теоретиков и практиков воспитания. Отечественный специалист по эстетике Никитина Наталья Николаевна (1951) отмечает, что духовность является качественной характеристикой сознания и самосознания личности, отражающей единство и слаженность ее внутреннего мира, возможностью выступать через свои границы и гармонизовать собственные взаимоотношения с окружающим миром. Духовность обуславливается не столько образованностью, широтой и глубиной цивилизованных запросов и интересов, сколько подразумевает непрерывный труд души, желание усовершенствовать себя, преобразованию места собственного внутреннего мира, расширению своего сознания. Помимо того, можно считать, что духовность — это особенный чувствительный строй личности, который проявляется в возможности к высоким внутренним состояниям и установлению тонких духовных взаимосвязей между людьми, в основе которых — внимательное отношение к человеку, забота о его духовном росте и благополучии. Выдающийся советский педагог-новатор, писатель Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970) говорил о том, что нужно заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить умению чувствовать другого человека, быть внимательным к тем, кто тебя окружает. Взрослому человеку порой трудно сделать нравственный выбор. А что уж говорить о ребенке, который вступает каждый раз в новые коллективы. Он ошибается, исправляется, но в любом случае о духовности и нравственности нужно говорить, беседовать, показывать ему, где правильный поступок. [5, с. 93]
Помимо внеклассных мероприятий воспитательная работа осуществляется на уроках. Исходя из нашей темы, мы будем говорить об уроках русского языка.
Русский язык — один из самых богатых языков мира, а уроки русского языка всегда наполнены добротой и нравственностью.
На уроках русского языка используется языковой материал с ярко выраженной нравственной окраской. Это тексты, в которых идет речь о доброте, человечности, милосердии, совести, о любви к Родине, которые побуждают обучающихся не только думать, но и формировать нравственные позиции. Большую роль в духовно-нравственном воспитании играют и творческие работы (сочинения, изложения). [3, с. 27]
Исходя из всего вышеперечисленного, мы делаем вывод о том, что, важную роль в реализации духовно-нравственного воспитания в педагогической деятельности играет учебная деятельность учителя русского языка и литературы.
Мы представим небольшой план урока, с помощью которого обучающиеся могут ближе познакомиться с нравственностью. Тема занятия: «Духовно-нравственное воспитание личности на уроках русского языка»». Данный урок предназначен для 5 классов.
На организационном этапе осуществляется приветствие между учителем и учениками. Педагог настраивает класс на работу.
Домашнее задание к такому занятию может быть следующим: заранее поделиться на группы, подготовить доклады на тему «Что такое нравственность?», а также найти пословицы, поговорки на тему нравственности, дружбы и проанализировать их.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. На данном этапе учителю необходимо вместе с учениками сформулировать цель и задачи урока.
К образовательным относятся: формирование умений составлять собственное связное высказывание, развивать речь. Развивающие задачи: развитие умения выражать свое мнение; развитие умений выделять главное. Воспитательными являются следующие: воспитание патриотизма; воспитание нравственности; воспитание потребности в заботе о других.
Следующий этап — актуализация опорных знаний : здесь учитель должен напомнить ученикам, почему важна данная тема на данном уроке и вообще в жизни каждого человека. Возможно, у них сложились мнения по данном вопросу, и они самостоятельно смогут определить или предположить, насколько актуальны знания, которые обучающиеся получат в ходе занятия.
Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. На данном этапе начинается взаимодействие всего класса. Учитель рассаживает учеников по группам. Это облегчит работу во время урока и сплотит коллектив.
Применение знаний и умений в новой ситуации. Здесь начинается уже непосредственно работа групп, каждая из которых выступает с докладом. После докладов школьники переходят к анализу пословиц и поговорок о нравственности. Учитель следит за дисциплиной, если нужно, помогает ученикам, но не вмешивается в учебный процесс без необходимости. Важно, чтобы ученики научились взаимодействовать друг с другом, помогать и выслушивать мнения друг друга.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. На данном этапе обучающиеся завершают свои выступления и обсуждения. Дается слово педагогу. Учитель дополняет, комментирует и корректирует ответы групп.
Рефлексия. Под конец урока необходимо подвести итоги. Здесь ученики делятся своими впечатлениями, интересно ли им было работать в таком формате, высказывают предположения о том, как эти знания могут им пригодиться. Ученики оценивают свои ответы и урок. Педагог благодарит учеников за работу, высказывает свое мнение и выставляет оценки.
Для того, чтобы урок был эффективным, а цели и задачи достигнуты, важно, чтобы ученики ответственно подошли к подготовке домашнего задания. Многое будет зависеть именно от обучающихся. Но не стоит забывать о профессионализме учителя, который играет важную роль в проведении уроков.
В первую очередь мы говорим о духовно-нравственном воспитании учеников, передаче им нравственных ценностей. Внедрение воспитательной работы в учебный процесс — это является особенностью данного урока.
Литература:
- Агибалова, С. В. Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа формирования общечеловеческих ценностей / С. В. Агибалова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2 (82). — С. 468–471. — URL: https://moluch.ru/archive/82/14937/ (дата обращения 2.11.2021)
- Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей: Учеб. пособие / Л. И. Божович // Вопросы психологии. — М.: Просвещение, 2012. — С. 254.
- Дамова Ф. Г. Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы / Ф. Г. Дамова // Проблемы педагогики. — 2018. — С. 26–27. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-shkolnikov-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury (дата обращения 2.11.2021)
- Дробницкий О. Г. Проблемы нравственности. — М.: Просвещение, 1977. — С. 51
- Каиров И. А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. — М.: Просвещение, 1979. — С. 93