Форма организации воспитания — это способ организации воспитательного процесса. Ребёнок развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовывать разнообразную деятельность детей, учитывая их возрастные особенности. Как классный руководитель, свою работу с ребятами выстраиваю в соответствии с планом воспитательной работы класса. Целью воспитательной работы класса на текущий учебный год является создание условий для развития творческой социально активной личности как одного из направлений социализации обучающихся (формирование сплочённого коллектива, нравственных качеств личности, творческих способностей обучающихся)
Задачи воспитательной работы класса:
- Воспитание чувства патриотизма, любви и уважения к Родине, к самобытной культуре нашего края.
- Работа над сплочением коллектива, воспитание внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи.
- Формирование осознанного и добросовестного отношения к учёбе.
- Создание условий для воспитания нравственных качеств личности на основе усвоения и практического применения норм морали.
- Углубление и систематизация знаний о правилах личной гигиены, о здоровом образе жизни.
Направления воспитательной деятельности класса:
- Направление «Здоровье»
- Направление «Взаимодействие»
- Направление «Нравственность»
- Направление «Интеллект»
- Направление «Досуг»
- Направление «Семья»
Праздники, игры — путешествия, классные часы, соревнования, экскурсии, познавательные игры, викторины и многие другие воспитательные мероприятия создают особую воспитательную среду для учащихся.
Коллективные дела становятся событиями не только для учащихся, но и для родителей. Праздники и совместные дела приносят радость, создают настроение, остаются в памяти каждого ребёнка.
В первом классе воспитательная работа в течение учебного года направлена на приобщение детей к школьной жизни в коллективе. На развитие у детей чувства товарищества, умению культурно общаться друг с другом, потребность говорить правду, соблюдать основные правила поведения в школе, в классе, в семье. Этому способствуют классные часы: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Школа вежливости». Посредством бесед, ролевых игр на классных часах стараюсь учить детей правилам поведения в общественных местах, при переходе улиц и дорог, соблюдению правил ЗОЖ, приобщению к занятиям спортом и физкультурой: конкурс на лучшего спортсмена класса «Мои спортивные достижения», проект «Из истории олимпийских игр», «Клуб внимательных пешеходов» (познавательная игра), «В гостях у светофора» (тренировочные упражнения), «Мы идём в столовую», «Путешествие в страну Здоровья» (классный час) и др. Важно, чтобы дети тоже принимали участие в подготовке классных часов: подобрали книги по тематике в классной или домашней библиотечке, выучили стихи, нарисовали рисунки, подготовили памятки, полезные советы и т. д. Помогают в подготовке мероприятий тематические папки — накопители.
Практикую развивающие занятия, направленные на развитие разговорной речи, творческих способностей, чувства доброты и отзывчивости: самопредставление «Это-Я», конкурс «Я и ЛЕГО».
Путешествия в мир природы, викторины, чтение книг, участие в акциях «Покормите птиц зимой», «Дай руку лапе» и других способствуют расширению у детей эмоционально — чувственного опыта взаимодействия с природой, экологически грамотному поведению в природе Любовь к родной природе — один из вернейших признаков любви к Родине.
Работа по нравственно-эстетическому и духовно- нравственному направлениях определяет возможность формирования у детей более сложных чувств и понятий, таких как любовь к родному краю, Родине, человечеству. Я стараюсь воспитывать в детях патриотические чувства, стремление к миру на всей планете, негативное отношение к войне; провожу заочные экскурсии, уроки «Мужества» по вопросам патриотического воспитания детей с использованием государственных символов России. Ребята постоянно принимают участие в акциях «Бессмертный полк», письмо ветерану, книга памяти, участвуют в смотрах строя и песни, конкурсе патриотической песни. Экскурсии способствуют изучению истории и традиций родного края.
Проводится работа по развитию эмоционально — чувственной сферы личности. «День добра и уважения», «Самый близкий и родной человек» — ко Дню матери; участие в праздниках «День именинника», «Прощай начальная школа».
В коллективе положено начало самоуправлению — распределены обязанности, что воспитывает в детях ответственность, самостоятельность, организованность. Дети дежурят в классе, участвуют в трудовых десантах, ухаживают за комнатными растениями, создают проекты о профессиях, участвуют в акции «Чистый город».
Одним из важных направлений в работе классного руководителя является работа с родителями. Принимая детей в 1 класс, обозначаю для себя основные этапы педагогических отношений семьи и школы:
‒ Создание социального паспорта класса;
‒ Анкетирование родителей;
‒ Посещение детей на дому;
‒ Педагогическое руководство семейным воспитанием через родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации;
‒ Организация родительского самоуправления;
‒ Выявление положительного опыта воспитания детей в семье.
К концу первого года обучения наблюдаются такие фактические изменения, как упорядоченность жизнедеятельности класса, общий положительный психологический климат, рост уровня воспитанности детей. Эти перемены замечают и родители. В результате с их стороны проявляется взаимопонимание, сотрудничество, помощь и поддержка. Духовные и душевные качества, определяющие поведение, необходимы человеку в обществе, кроме того, от них зависит результат всего учебно-воспитательного процесса.
А закончить своё выступление хотелось такими словами, что в каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить. Задача классного руководителя — увидеть даже в самом маленьком человечке индивидуальность, найти особый подход к каждому обучающемуся.
«Настоящий учитель — это не тот, кто знает больше всех, а тот, кто вдохновляет других на хорошие поступки!»
Заповеди классного руководителя:
- Будь требователен к себе
- Владей грамотной речью
- Показывай пример во всём
- Не будь равнодушным
- Доверяй, но проверяй
- Пообещал — сделай
- Не раздражайся, будь терпелив и настойчив
- Будь добрым, но не добреньким
- Умей поставить себя на место ребёнка
- Помни: максимум поощрения, минимум наказания
- Не заводи любимчиков
- Не требуй от ребёнка больше, чем он умеет.
- Давай воспитаннику посильные задания.
- Сумей смотреть с родителями в одну сторону.
- Люби детей, чего бы тебе это ни стоило.