Актуальные проблемы преподавания математики в школе
Авторы: Сенаторова Ляна Георгиевна, Гейда Надежда Сергеевна, Бобрешова Ирина Олеговна, Бурлаченко Яна Николаевна, Бушуева Евгения Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
XXXII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, июнь 2022)
Дата публикации: 22.06.2022
Статья просмотрена: 5120 раз
Библиографическое описание:
Актуальные проблемы преподавания математики в школе / Л. Г. Сенаторова, Н. С. Гейда, И. О. Бобрешова [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XXXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 33-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/452/17327/ (дата обращения: 16.12.2024).
Актуальные проблемы преподавания математики в современной школе состоят в том, что современное общество запрашивает личность воспитанную, с развитой математической грамотностью.
Перед учителем встаёт проблема, — какие технологии использовать на уроках математики? На первый взгляд проблемное обучение помогает осуществить системно-деятельностный подход. Проблемное обучение — обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей учеников в процессе обучения [1]. Но при тщательном анализе можно заметить, что учитель погружает обучающихся в проблему и из нее же их выводит. Это происходит из-за ограничения по времени, для получения большого объема знаний. Также не успевают сформироваться и развиться практические навыки и умения. Возникают противоречия между развитием математики и методикой преподавания математики, если математика развивается необычайно быстро, приобретая все новые и новые знания, находящие свое отражение в школьных курсах, то методика преподавания математики, особенно в условиях массового обучения, развивается намного медленнее.
Следующая проблема состоит в том, что учитель на одном уроке должен реализовать несколько учебных программ, так как современная школа предполагает инклюзивное образование. В процессе инклюзии участвуют люди с инвалидностью, когнитивными и ментальными особенностями, представители этнических меньшинств, лица, содержащиеся в пенитенциарных учреждениях, маргинальные слои общества, ВИЧ-инфицированные, дети эмигрантов, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, одарённые личности, лица с различными интеллектуальными и физическими отклонениями и другие [2]. Все дети имеют право на образование. Но как быть учителю в такой ситуации? Спустить на самостоятельную работу не получится, так как не все обучающиеся могут самостоятельно изучать учебный материал.
При подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по математике перед учителем встаёт ещё одна проблема — это несоответствие современных учебников и требований к прохождению такого вида аттестации. Например, нет ни в одном учебнике практико-ориентированных задач. Методик использования практико-ориентированных задач на уроках математики нет. И методических пособий для учителя крайне мало. Без сомнения данные задачи очень полезно решать, так как они связаны с реалиями быта человека. Учитель столкнулся с проблемой составления таких задач и определения их места на уроке и внеклассных мероприятиях. То же самое происходит при сталкивании учителя с решением экономических задач.
Есть ещё одна важная проблема. Это огромный объем учебного материала на уроках математики, который нужно усвоить. Изучение новых тем в выпускных классах продолжается практически до самой аттестации, оставляя крайне мало времени для повторения пройденных тем по математике.
Итак, вычленяем самые основные проблемы преподавания математики в школе:
- Противоречия между развитием математики и методиками её преподавания.
- Реализация нескольких учебных программ на одном уроке.
- Не соответствие учебников и современных требований на итоговой аттестации выпускников.
- Большой объем изучаемого материала на уроках математики.
При решении самостоятельно учителем всех этих проблем приходит на помощь дифференцированное обучение. Технология дифференцированного обучения — процессуальная система совместной деятельности учителя и обучающегося по проектированию, организации, ориентированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий обучающихся [3].
Выделяются такие типы дифференцированных заданий (по Петрову А. Н.):
- Задания с наличием образца (использование карточек-консультантов).
- Задания, где обучающийся выполняет лишь часть заданий в силу своих возможностей.
- Задания с сопутствующими указаниями и инструкциями (при изучении нового материала).
- Заданиями с теоретическими справками направлены на формирование умений обосновать выбор того или иного действия соответствующей теорией.
- Применение алгоритма, если обучающийся хорошо владеет базовыми знаниями.
- Задание с применением классификации (составить алгоритм решения) [4].
И второе, что придёт на помощь учителю математики — это составление математической модели.
Математическая модель — это описание реальной ситуации с помощью математического языка.
Пример. Пусть в восьмой параллели 3 класса. В классах есть мальчики и девочки. В первом классе 12 мальчиков и 18 девочек. Во втором классе 10 мальчиков и 10 девочек. В третьем классе 15 мальчиков и 4 девочки.
Сколько мальчиков и девочек в первом классе: 12+18=30 ребят.
Сколько мальчиков и девочек во втором классе:
10+10=20 ребят.
Сколько мальчиков и девочек в третьем классе:
15+4=19 ребят.
Используя математический язык, мы можем описать все три ситуации следующим образом отвечая на вопрос — Сколько мальчиков и девочек в восьмой параллели? Пусть а — количество мальчиков, в — количество девочек, тогда а + в всего девочек и мальчиков. Мы составили математическую модель.
Математические модели создаются:
- Словесно — описываются словами.
- Алгебраически — с помощью уравнения, неравенства и т. д.
- Графически — построение графика.
- Геометрически — с помощью геометрической фигуры [5].
Самые высокие результаты обучения получаются, когда обучающийся сам придумывает математическую задачу и решает её с помощью математической модели.
Литература:
- https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8297
- https://pandia.ru/text/78/580/20512.php
- https://infourok.ru/differenciaciya-kak-innovacionnaya-strategiya-v-obuchenii-2706907.html
- https://www.yaklass.ru/p/algebra/7-klass/matematicheskie-modeli-11008/matematicheskie-modeli-realnykh-situatcii-11969/re-9d88a882–1c02–4ece-ad2b-154d1af8c1e8
- Бурбаки Н. Очерки по истории математики / Н. Бурбаки. — М.: Изд-во Ин. лит., 1972. — 292 с.
- Смирнова И. М. «Научно-методические основы преподавания геометрии в условиях профильной дифференциации обучения». Дисс…. Доктор пед.наук. М, 1994.-364с.