Методические рекомендации проведения экскурсий в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (183) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 10.12.2017

Статья просмотрена: 7443 раза

Библиографическое описание:

Кривоногова, Н. Н. Методические рекомендации проведения экскурсий в начальной школе / Н. Н. Кривоногова, Р. В. Никитина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 368-370. — URL: https://moluch.ru/archive/183/47109/ (дата обращения: 21.11.2024).



В организационном отношении и в методике проведения занятия — экскурсии весьма разнообразны по своей трудности. При их подготовке и проведении следует учитывать следующие практические советы.

  1. Экскурсия должна быть предварительно подготовлена. В такую подготовку входит: а) выбор соответствующей экскурсионной темы и составление плана экскурсии; б) обследование той местности, куда предполагается направить экскурсию; в) составление точного путевого маршрута; г) предварительная беседа с участниками экскурсии.
  2. Второе правило касается самого ведения экскурсии и может быть сформулировано так: говори на экскурсиях только о том, что можешь показать. Это очень важное требование, которое часто нарушается 7 начинающими педагогами. Занятие-экскурсия ни в каком случае не должно превращаться в лекцию под открытым небом.
  3. Всюду, где это только возможно — без нарушений природоохранных правил, надо стремиться к тому, чтобы изучаемые объекты имелись не только в руках педагога, но и в руках каждого из участников экскурсии.
  4. Не менее важное требование — активность участников экскурсии. Экскурсия не должна состоять в том, чтобы участники ее пассивно следовали за педагогом, смотрели на то, что он показывает, и выслушивали его объяснения. Это требование лучше всего выполняет проблемная экскурсия.
  5. Последнее требование, которое заключается в необходимости закрепить материал экскурсии в памяти участников последующей его проработкой. Эта послеэкскурсионная проработка, как показывает опыт, также имеет немаловажное значение, и экскурсия очень много теряет, если она остается незавершенной, если обучающиеся не получают заданий на период ближайшего последействия. [3, с. 6]

Методы и виды работ: эвристическая беседа, рассказ педагога, наблюдения, практическая работа, самостоятельная работа, обработка собранного материала.

Маршрут и объекты для наблюдений: территория ОУ, дорога, парк; зимующие птицы (ворона, галка, сорока, воробей, синица, дятел, снегирь); деревья (береза, липа, дуб, сосна, ель); растения под снегом; насекомые и их личинки под корой или в старом пне; следы на снегу, наблюдение за осенними листьями, отлетом птиц. [3, с. 12]

Урок-экскурсия в 4 классе (Окружающий мир)

Тема: Экскурсия на луг.

Цель: Сформировать представление учащихся о луге, как природном сообществе.

Задачи:

Сформировать представление учащихся о луге, как природном сообществе.

Познакомить с растениями и животными луга.

Воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям.

Показать влияние деятельности человека на луг.

Оборудование: таблицы «Животные луга», «Растения луга», термометр, сачок, блокнот, задания для наблюдений за растениями и животными луга.

Планируемый результаты:

Предметные: научится наблюдать за особенностями растительного и животного мира луга.

Метапредметные: научится следовать инструкциям и правилам поведения на экскурсии, проводить простейшие наблюдения для нахождения необходимой информации, фиксировать результаты наблюдений в виде таблицы, делать обобщения

Личностные: научится работать в группе, прислушиваться к мнению одноклассников, уважительно относиться к природе.

Подготовка к экскурсии.

Экскурсия проводится в сентябре. Место проведения экскурсии — луг.

Ход урока

  1. Актуализация знаний. Мотивация (проводится в классе).

Личностные УУД: смыслообразование

КоммуникативныеУУД: сотрудничество с учителем

Сегодня у нас урок-экскурсия.

Послушайте стих и определите тему нашей экскурсии.

Зеленый луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых радужных цветов

На нем разбросаны букеты.

Если внимательны будете дети,

Тайны чудесные откроете эти.

Луг не только для нашей забавы.

В нем- животные и травы.

Ученые тоже работают тут,

Луг они сообществом зовут.

— О чем это стихотворение?

—Какая же тема нашей экскурсии?

—Что вы знаете о луге?

Дети слушают стихотворение, отвечают на поставленный вопрос.

  1. Формулировка цели и задач экскурсии, результата, который будет получен в ходе экскурсии.

Личностные УУД: самоопределение

Познавательные УУД: общеучебные

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками

— Какое слово, которое характеризует луг, встретилось в этом стихотворении? (сообщество)

— Как вы понимаете смысл этого слова?

Мы не можем точно объяснить значение этого слова.

Выслушиваются предположения детей. Учитель подчёркивает наличие разных точек зрения в предположениях детей.

—Работа с толковым словарем.

— Что нам нужно знать, чтобы решить эту проблему?

— Нам необходимо узнать значение этого слова из толкового словаря.

—С чем мы сегодня на уроке будем знакомиться?

—С сообществом луга.

  1. Планирование деятельности.

Регулятивные УУД: целеполагание

А чтобы узнать, что это такое, мы отправимся с вами на экскурсию.

—Какие вопросы нам необходимо решить, чтобы познакомиться с сообществом луга?

—Работа по таблицам (плакаты) «Растения луга», «Животные луга».

Дети составляют вопросы:

  1. Кто живет на лугу?
  2. Что растет на лугу?
  3. Как связаны между собой животные и растения?

Учитель проводит инструктаж, повторяют правила поведения на экскурсии.

Распределяет детей по группам (2 группы)

Каждой группе выдаётся рабочий лист с заданиями.

Задания для 1 группы- наблюдение за растениями:

  1. Название растения.
  2. Какие органы есть у растения? Как они выглядят (размер, форма, окраска, наличие запаха.)
  3. Как опыляются цветки растения?
  4. Как распространяются плоды или семена растения?
  5. Как растение относится к свету и влаге? Как ты это узнал?
  6. Нарисуй это растение и подпиши название его органов.

Задания для 2 группы -наблюдение за животными.

  1. Как называется животное?
  2. К какой группе животное относится?
  3. Из каких основных частей состоит тело животного?
  4. Как передвигается животное?
  5. Чем питается животное?
  6. Нарисуй это животное и подпиши название его органов.
  1. Осуществление самостоятельной деятельности учащихся.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками;

Познавательные: построение логической цепи рассуждений

Перед тем, как учащиеся приступят к сбору информации, необходимо провести вводную беседу. Для этого детям нужно напомнить цель экскурсии.

Исследование в малых группах,

Запись результатов в блокнот.

  1. Домашнее задание.

Регулятивные: самоконтроль, самооценка.

Оформить материал экскурсии.

  1. Рефлексия.

Регулятивные: самоконтроль, самооценка.

Продолжите высказывание:

—Я сегодня узнал…

—Мне понравилось…

—Было интересно…

—Я бы хотел узнать…

Литература:

  1. Верзилин Н. М., Корсунская В. М. «Общая методика преподавания биологии». «Просвещение» М. — 1986.
  2. Герасимов В. П. «Изучение беспозвоночных животных в школе». «Просвещение» М. — 1978.
  3. Занятия-экскурсии как средство формирования познавательного интереса к природе и воспитания экологической культуры обучающихся. — г. Белгород, 2011. — 50 с.
  4. Козлов М., Нинбург Е. «Юным зоологам». «Просвещение» М. — 1981.
  5. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И. Саплин Обучение в 4 классе по учебнику «Окружающий мир» Г. Г. Ивченковой, И. В. Потапова, Е. В. Саплиной, А. И. Саплина.АСТ, Астрель.- 2007
  6. Сосновский И. П., Корнеева В. И. «Уголок природы в школе». «Просвещение» М. — 1986.
Основные термины (генерируются автоматически): луг, экскурсия, животное, растение, группа - наблюдение, материал экскурсии, правило поведения, предположение детей, природное сообщество, толковый словарь.


Задать вопрос