Сравнительный анализ теоретических аспектов социальной работы в Белорусской православной церкви и в системе государственного социального обслуживания населения Беларуси | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №1 (396) январь 2022 г.

Дата публикации: 03.01.2022

Статья просмотрена: 111 раз

Библиографическое описание:

Горолёва, Е. В. Сравнительный анализ теоретических аспектов социальной работы в Белорусской православной церкви и в системе государственного социального обслуживания населения Беларуси / Е. В. Горолёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/archive/396/87567/ (дата обращения: 16.12.2024).



Инвалидность как социальное явление стало актуальной проблемой современного общества в целом, а вопросы духовной поддержки, сострадания и милосердия к людям, имеющим инвалидность, занимают особое место среди моральных аспектов социализации инвалидов.

В большинстве известных религий инвалидность рассматривается как наказание за грех. Если ребенок имеет инвалидность с рождения, то это трактуется как наказание за грех родителей или же за грехи прошлых жизней. Христианская религия придерживается принципиально иного взгляда на инвалидность.

Православная церковь рассматривает инвалидность не как наказание Божие, а как некое испытание, которое дается не только самому человеку или его семье, но и всему обществу для того, чтобы, имея возможность заботиться об этом человеке, общество становилось нравственно выше и милосерднее: «Блажен милующий нищего и убогого! В день лютый избавит его Господь.» (Пс. 40:1) [1, с.43].

Активная позиция православной церкви по вопросам духовной помощи людям с ограниченными возможностями ведёт к расширению её социальных функций по отношению к инвалидам разных возрастов и использованию технологий социально-реабилитационной работы с ними. Для достижения своих целей церковь использует обширный опыт социальной службы. Однако существуют принципиальные различия между подходом православной церкви и государственной социальной службы в вопросе оказания социальной помощи людям с ограниченными возможностями.

Основными моментами, на которые следует обратить внимание, при сопоставлении социальной работы церкви и работы государственных учреждений социального обслуживания являются следующие:

  1. Понятие «церковное социальное служение» обозначает исторически сложившуюся совокупность организованных форм социальной деятельности религиозных организаций, являющихся неотъемлемой частью практической реализации вероучения, которая заключается в проявлении актов милосердия и благотворительности в отношении конкретных лиц (как носителей образа и подобия Божия). Социальная работа в государственных учреждениях — это профессиональная деятельность, задачей которой является содействие гражданам и социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и социальной реабилитации.
  2. Церковное социальное служение возникло с образованием церкви, а социальная работа — в период становления социальной службы. Разница во временном периоде очевидна: православие сложилось как самостоятельная конфессия в 1054 году, с началом разделения христианской церкви на католическую и православную, и только 5 января 1919 года постановлением Временного рабоче-крестьянского правительства Беларуси был образован Народный Комиссариат социального обеспечения, на который возлагалась работа по организации и осуществлению социальной поддержки населения.
  3. Церковное социальное служение — это один из каналов распространения религиозными организациями своих воззрений, в том числе, среди неверующих либо последователей иных религий, т. е. миссионерской работы. Православная точка зрения в этом вопросе приближается к тому, что благотворительная деятельность не должна быть плацдармом для целенаправленного миссионерства, не должна умалять потенциал бескорыстия и гуманности этой деятельности. В социальной работе функции миссионерства отсутствуют.
  4. Самостоятельной цели у церковного социального служения нет, так как оно подчинено общецерковным целям, которые сводятся к главной — спасение человечества в целом и отдельных людей — в частности. Главной целью социальной работы государственных учреждений является обеспечение достойных условий жизни, помощь в социальной адаптации, оптимизации механизмов социального функционирования индивида или социальной группы.
  5. Различными являются подходы церкви и государства к адресатам социального служения и к получателям социальных услуг. Социальная работа, как профессиональная деятельность, использует персональный подход к клиенту, т. е. такой подход, когда адресат социальной работы рассматривается исключительно как конкретная личность с конкретными проблемами и запросами. Эти проблемы и запросы гражданина занимают основное внимание специалиста по социальной работе, решение проблем и удовлетворение запросов клиента составляет задачу его работы. Результат взаимодействия клиента и специалиста по социальной работе во многом зависит от личности работника, от его нравственности и культурного уровня.

В церковном социальном служении адресат помощи рассматривается прежде всего с архетипической точки зрения, т. е. восприятии нуждающегося как «меньшего брата». Специалисты социальной службы не ставят своей задачей видеть в человеке глубины, которые открываются христианину.

  1. Задача церковного социального служения — не дублировать систему государственных социальных учреждений, а помочь государству преобразовать эту систему, внести в общество дух любви, деятельной веры, жертвенного служения ближним, предложить новые технологии, новые формы работы. От церкви исходит инициатива деятельной помощи, цель которой — вернуть человека в общество, дать радость жизни. Задачей государственной социальной работы выступает предоставление помощи каждому находящемуся в трудной ситуации гражданину, который полностью либо частично не может себя обслуживать и обеспечивать.
  2. На государственном уровне выстроена четкая и слаженная система социального обслуживания населения, система социальной поддержки. В каждом административном районе, городе областного подчинения созданы и динамично развиваются территориальные центры социального обслуживания населения — государственный социальный стандарт в области социального обслуживания. Церковь также имеет некоторые признаки институционализации и распределения по уровням, так как от этого зависят функции, формы и методы работы церковных социальных работников. В настоящее время в церкви создаются специальные структуры, через которые реализуются социальные программы.

Таким образом, различия подходов церковного служения и социальной работы в государственных учреждениях социального обслуживания очевидны, но в них прослеживается общая тенденция, выражающаяся в стремлении оказать посильную помощь нуждающимся. Для более эффективной помощи гражданам необходимо тесное сотрудничество церкви и государственной социальной службы.

В системе социального обслуживания населения созданы условия для ознакомления получателей социальных услуг с духовно-нравственными традициями Белорусской Православной Церкви, налажено разностороннее взаимодействие с религиозными организациями с целью оказания социальной помощи населению.

Среди важных аспектов взаимодействия следует отметить работу представителей церкви в учреждениях социального обслуживания населения.

Представители церкви несут в социальной сфере следующие служения:

1) Координатор социальной деятельности — служитель церкви либо гражданин, являющийся штатным сотрудником церковного института, который занимается координацией диаконической деятельности, а также организацией социальных проектов.

2) Штатный сотрудник церковного социального учреждения (детского дома, приюта, благотворительной столовой и т. д.). Для него церковная социальная работа является основным родом профессиональной деятельности.

3) Сестра милосердия — член сестричества, то есть руководимого духовником объединения женщин, желающих в той или иной мере посвятить себя служению милосердия, обычно имеющего устав и специальный чин посвящения в сестры. Сестра милосердия может нести свое служение в свободное от основной (светской или церковной) работы время, или же находиться в штате церковного социального или медицинского учреждения. Обычно это служение носит характер регулярных долговременных обязанностей.

4) Доброволец (волонтер) — человек, в свободное время принимающий на безвозмездной основе личное участие в социальной церковной деятельности. Для выполнения добровольческой работы от волонтера, как правило, не требуется специальной квалификации, однако для некоторых видов церковно-социальной деятельности волонтеры проходят специальное обучение. Предпочтительно, чтобы поле добровольческой деятельности максимально отражало личные наклонности и способности волонтера.

5) Жертвователь — священнослужитель или гражданин, материально участвующий в обеспечении церковного социального служения. На пожертвования создается материальная основа для обеспечения систематической социальной деятельности. Пожертвования могут быть как крупными, так и небольшими, регулярными или разовыми.

6) Член попечительского совета при социальном учреждении (церковном, государственном и ином) — лицо, оказывающее помощь в работе социального учреждения на основе взятых на себя обязательств, в том числе посредством наблюдения за условиями жизни подопечных.

Поскольку в осуществлении своего социального служения церковь имеет возможность тесно сотрудничать с государством, а государственные социальные учреждения часто становятся объектами церковной помощи, то взаимодействие между этими институтами стало необходимостью для всесторонней эффективной помощи людям с ограниченными возможностями.

Основными формами социальной работы церкви с людьми, имеющими инвалидность, являются:

  1. Духовная помощь (благотворительные крещения, совершение таинств на дому, прихожане могут заказать по телефону обедни, молебны, панихиды и др.)
  2. Организация обедов в благотворительных трапезных (организация бесплатных обедов для инвалидов)
  3. Предоставление материальной помощи (во многих церковных учреждениях оказывается материальная помощь людям с ограниченными возможностями на погребение, на лекарства, лечение. Инвалидам, освободившимся из мест лишения свободы, при необходимости, может быть предоставлена экстренная помощь на проживание; выдаются наборы продуктов питания, гуманитарная помощь, праздничные подарки, постельное белье).

Основными формами сотрудничества государственных учреждений, входящих в систему социального обслуживания населения, и православной церкви являются:

  1. Реализация совместных проектов и программ по развитию форм социального обслуживания и социальной поддержки населения;
  2. Совместная работа в вопросах методического обеспечения, анализа и обобщения опыта работы социального обслуживания и социальной поддержки пожилых граждан, детей, инвалидов;
  3. Устройство молитвенных помещений при социальных учреждениях, приютов при церквах и храмах;
  4. Проведение совместных мероприятий по возрождению духовности и нравственности среди людей с ограниченными возможностями.

Подводя итоги вышесказанного, стоит отметить, что социальная работа в церкви и социальная работа в государственных учреждениях имеет принципиальные различия. Конечная цель церковных социальных учреждений и всей благотворительной деятельности церкви — умножение любви, приближение как подопечных, так и тех, кто оказывает им помощь, к Богу, восстановление образа Бога в человеке, измученном лишениями разного рода, страданием, последствиями грехов (как своих собственных, так и всего общества). Цель социальной работы государственных учреждений — оказание содействия гражданам в преодолении трудных жизненных ситуаций, которые они не в состоянии разрешить при помощи собственных средств и имеющихся возможностей, предоставление гражданам полного комплекса социальных услуг, соответствующих их потребностям, а также повышение качества предоставляемых услуг. Выполнение задач, поставленных перед этими социальными институтами, без тесного взаимодействия между невозможно. За последние десятилетия государственной социальной службой накоплен достаточный опыт социальной работы. Появились новые методы и формы оказания социальной поддержки, разработаны методические материалы по работе с людьми, имеющими ограниченные возможности, налажено взаимодействие с различными ведомствами и институтами, разработаны и реализованы совместные проекты в рамках сотрудничества с Белорусской Православной Церковью. Этот опыт требует описания, анализа, исследования для выработки общей терминологии, единых понятий, доступных, ясных и для богословов, и для представителей государственных социальных структур в целях эффективной помощи людям с ограниченными возможностями.

Литература:

  1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета с иллюстрациями Гюстава Доре. — 1. — Москва: Издательство АСТ, 2015. — 967 c. — Текст: непосредственный.
  2. О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви. — Текст: электронный // www.patriarchia.ru: [сайт]. — URL: (дата обращения: 02.01.2022).
  3. С, И, Григорьев, Теория и методология социальной работы / C, И, Григорьев— 1. — Москва: Наука, 1994. — 185 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная работа, церковное социальное служение, социальное обслуживание, социальное обслуживание населения, православная церковь, учреждение, возможность, государственная социальная служба, профессиональная деятельность, социальная служба.


Похожие статьи

Сравнительно-правовой анализ становления и развития института обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства в России и зарубежных странах

Теоретико-методологические подходы к изучению деятельности земских учреждений России в области школьного образования в 1864-1918 годах

Сравнительно-правовой анализ некоторых аспектов организации института адвокатуры в Республике Узбекистан и Российской Федерации

Проблемы переходного периода социально-экономических преобразований стоматологической службы южного региона Кыргызской Республики (аналитический обзор литературы)

Сравнительный анализ зарубежного и российского опыта мотивации профессиональной деятельности государственных гражданских служащих

Методические подходы к комплексной оценке формирования и эффективности использования акционерного капитала на примере отрасли черной металлургии РФ

Эволюция учения о прогрессивной системе в деятельности пенитенциарных учреждений зарубежных государств

Теоретико-методологические подходы в развитии непрерывного образования в современных условиях

Тенденции гуманизации уголовного судопроизводства в условиях современных судебно-правовых реформ в Республике Узбекистан

Проблемы правовой специфики гражданского оборота в современной российской правовой системе

Похожие статьи

Сравнительно-правовой анализ становления и развития института обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства в России и зарубежных странах

Теоретико-методологические подходы к изучению деятельности земских учреждений России в области школьного образования в 1864-1918 годах

Сравнительно-правовой анализ некоторых аспектов организации института адвокатуры в Республике Узбекистан и Российской Федерации

Проблемы переходного периода социально-экономических преобразований стоматологической службы южного региона Кыргызской Республики (аналитический обзор литературы)

Сравнительный анализ зарубежного и российского опыта мотивации профессиональной деятельности государственных гражданских служащих

Методические подходы к комплексной оценке формирования и эффективности использования акционерного капитала на примере отрасли черной металлургии РФ

Эволюция учения о прогрессивной системе в деятельности пенитенциарных учреждений зарубежных государств

Теоретико-методологические подходы в развитии непрерывного образования в современных условиях

Тенденции гуманизации уголовного судопроизводства в условиях современных судебно-правовых реформ в Республике Узбекистан

Проблемы правовой специфики гражданского оборота в современной российской правовой системе

Задать вопрос