Эволюция учения о прогрессивной системе в деятельности пенитенциарных учреждений зарубежных государств | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (91) июнь-1 2015 г.

Дата публикации: 05.06.2015

Статья просмотрена: 307 раз

Библиографическое описание:

Катин, М. О. Эволюция учения о прогрессивной системе в деятельности пенитенциарных учреждений зарубежных государств / М. О. Катин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1076-1078. — URL: https://moluch.ru/archive/91/20106/ (дата обращения: 16.12.2024).

Начало новой науки об исполнении наказания в виде лишения свободы (тюрьмоведение) было положено английскими гуманистами философами Джоном Говардом и Иеремией Бентамом. Их идеи оказали огромное влияние на гуманизацию системы наказания во всем мире.

Вот основные из них:

-          главной целью тюремного заключения должно быть исправление преступника, приспособление его к правомерной жизни в обществе. Тюремное заключение должно быть не менее 5 лет, чтобы было время для изучения осужденного и его исправления;

-          раздельное содержание осужденных к лишению свободы мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых;

-          раздельное содержание осужденных в зависимости от степени тяжести совершенного преступления;

-          применение системы одиночного заключения;

-          гуманное отношение к заключенным;

-          обязательное привлечение заключенных к труду, который при этом не должен приносить им страдания;

-          широкая постановка религиозного образования [6].

Положения и выводы, содержащиеся в трудах Д. Говарда и И. Бентама, способствовали реформированию тюремной системы во всем мире. Разработанные ими принципы назначения и исполнения тюремного заключения можно назвать классическими, поскольку они «живы» до сих пор и несколько в измененной редакции находят отражение и закрепление в действующем уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве многих государств, в том числе и в России.

Следует отметить, что пенитенциарные идеи Д. Говарда и И. Бентама были восприняты и впервые реализованы в Северной Америке. В этой стране в 1786 году в Филадельфии, штат Пенсильвания, была устроена первая одиночная тюрьма по особой системе. Творцом пенсильванской тюрьмы было первое тюремное благотворительное общество, состоящее из квакеров (англ. «трясун»), входивших в христианскую протестантскую секту, возникшую в XVII веке в Англии и широко распространенную в Северной Америке [5].

В 1821 г. проверили эффективность пенсильванской системы как метода исправления осужденных, поместив 80 человек в камеры одиночного заключения при соблюдении ненарушаемого уединения. Через год подвели итоги эксперимента: пять человек умерли, один сошел с ума, почти все остальные осужденные оказались с подавленной психикой, в связи с чем губернатор был вынужден помиловать 26 человек, в отчетном докладе начальник тюрьмы отметил, что не было ни одного случая исправления.

Учение квакеров, воплотившиеся в создании пенсильванской тюрьмы, вызвало сильную оппозицию со стороны других вероисповеданий, специалистов в области тюрьмоведения других штатов. В Нью-Йорке и Бостоне образовались тюремные общества, выработавшие совершенно иную тюремную систему, получившую название оборнской (в некоторых источниках — обурнской). Творцы этой системы исходили из определенных взглядов на преступление и наказание.

Они полагали, что тюрьмы должны быть не местом самосозерцания и раскаяния, а рабочим местом заключения, так как самая характерная черта преступника — леность. Осужденные разделялись по возрасту и по виду совершенного преступления, они целый день работали в общих мастерских при полном молчании, а на ночь отправлялись в одиночные камеры. Ночное разъединение и обязанность постоянного молчания в условиях совместной работы представлялись сторонниками оборнской системы мерами, радикально предотвращающими вредное воздействие заключенных друг на друга. Данная система была впервые применена в Оборнской тюрьме в 1820 г.

Названные выше две системы возникли в Америке в конце XVIII и в начале XIX столетия и оказали большое влияние на развитие тюремной реформы в Европе. Тюремная реформа в Европе по американским образцам достигла своего олимпа к середине XIX века. Наибольшее увлечение одиночною системой было в Бельгии и Франции [2]. Специалисты тюремного дела в Бельгии были уверены, что если каждый заключенный будет иметь свою особую одиночную камеру, то преступность окажется, наконец, побежденной. Согласно этой концепции было решено перестроить все тюрьмы на исправительные учреждения с одиночным заключением, оставив только 2–3 из них для общего заключения в тех случаях, когда одиночное содержание по заключению медицинской комиссии окажется вредным для отдельных осужденных.

Большая часть тюрем Европы середины XIX века была построена на принципах оборнской системы с различными ее изменениями. Толчком к активизации тюремной реформы в Европе послужила деятельность «Нью-Йоркского тюремного общества», созданного для изучения тюремного дела в Соединенных Штатах Америки.

Американское правительство обратилось к правительству других государств с предложением о созыве международного тюремного конгресса, организаторами которого стали секретарь американского тюремного общества доктор Уайнис, который объездил в 1871 г. большинство европейских государств и заручился согласием их правительств на участие в предстоящем международном конгрессе. Конгресс состоялся в Лондоне в 1872 году. В работе конгресса принимали участие активные сторонники прогрессивной системы: Вальтер Крофтон, автор Ирландской прогрессивной системы, майор Дю-Кэн, инспектор военных и гражданских тюрем Англии, ученые-тюрьмоведы Гольцендорф, Гильом, Стевенс, Бельтрани Скалиа [1].

На очередном конгрессе в Стокгольме в 1878 году был разработан проект создания постоянной международной пенитенциарной комиссии из официальных представителей государств и определена ее компетенция. Комиссия должны была выполнять три основные задачи [7].

Во-первых, сбор фактического материала о преступлениях, совершаемых лицами, освобожденными из тюрем; во-вторых, она должна была обобщать передовой опыт в области тюремного дела и рекомендовать его правительствам государств, в-третьих, на комиссию возлагались подготовка очередных конгрессов, выработка их программ. Конгрессы решено было проводить через каждые пять лет.

Таким образом, тюремные конгрессы, созываемые по инициативе правительств отдельных государств с 1872 года стали проходить регулярно.

Этот период характеризовался тем, что «неоспоримые» достоинства системы одиночного заключения, «где царит торжественное безмолвие старинных монастырей, где камеры вытягиваются в линию с неумолимой суровостью могил», были поколеблены [4]. Прогрессивно построенные ученые и государственные деятели существо вопроса видят уже не в том, улучшены ли тюрьмы, а в том, улучшают ли они людей.

В поисках оптимального исполнения тюремного наказания продолжались проводиться эксперименты, в результате которых стали появляться новые системы тюремного заключения. Так, наибольшую популярность приобрели ирландская и английская модификации такой системы, поскольку они были наиболее совершенными с точки зрения теоретической и практической разработки [3]. Авторство первой из них приписывают Вальтеру Крофтону, второй — Александру Меконочи.

Впоследствии эти системы стали называться прогрессивными, потому что призваны были способствовать движению осужденного вперед к своему исправлению через собственное развитие посредством применения к нему различных элементов (ступеней) этой системы, а также средств, стимулирующих такое исправление. Движение осужденного начиналось от наиболее суровых к менее суровым условиям отбывания наказания и заканчивалось его условным освобождением. Кроме того, на наказание влияло и то, что назначенный судом срок наказания мог быть сокращен собственными усилиями осужденного (прогрессивно) на четверть (в английской системе), либо срок пребывания в соответствующим разряде (классе) мог быть сокращен за счет хорошего и отличного поведения осужденного (в ирландском варианте прогрессивной системы). Далее кратко охарактеризуем существенные элементы указанных систем.

Таким образом, история свидетельствует о том, что в условиях капитализма применение прогрессивной системы не может не основываться на действующей в данном обществе системе ценностей и отношений. Посредством прогрессивной системы в буржуазной тюрьме осужденному прививаются санкционированные и господствующие в данном обществе взгляды, убеждения и ценности. Сама прогрессивная система составная часть этих отношений, а ее основное назначение приспосабливать осужденного к условиям данного общества.

 

Литература:

 

1.    Анненков М. Н. Международный тюремный конгресс и английские тюрьмы (по изд. 1873г.) / М. Н. Анненков. — С.-Петербург, 2003. — 329 с.

2.    Гернет М. Н. Избранные произведения / М. Н. Гернет. — М.: Юрид. лит., 1974. — 639 с.

3.    Новиков К. История возникновения тюрем // Деньги. N 24. URL: http:// 95-police. mnogonado. net/ content/ article-police/ istoriya_ vozniknoveniya_ tyurem. htm? id=l153.

4.    Преступность и репрессия. Уголовно-юридический очерк / Принс А.; Пер. под ред., с предисл: Пржевальский В. В. (по изд. 1898 г.). — М., 2008. — 228 c.

5.    Савюк Л. К. Портреты ученых-юристов: Иеремия Бентам / Л. К. Савюк // Право. — М.: НИУ ВШЭ, 2012. — № 4. — С. 19–38.

6.    Соколов С. А. Исполнение наказания в тюрьмах: теория, закон, практика / С. А. Соколов: учебное пособие. — Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2013. — 148 c.

7.    Таганцев Н. Стокгольмский тюремный конгресс: Март и апрель / Н. Таганцев // Журнал гражданского и уголовного права: Март и апрель. Издание С.-Петербургского Юридического Общества. — С.-Пб.: Тип. Правительствующего Сената, 1880, Кн. 2. — С. 28–90.

Основные термины (генерируются автоматически): одиночное заключение, прогрессивная система, тюремное заключение, Европа, система, тюремная реформа, пенсильванская тюрьма, раздельное содержание осужденных, Северная Америка, тюремная система.


Похожие статьи

К вопросу о наставничестве в системе здравоохранения Республики Казахстан

Сравнительно-правовой анализ становления и развития института обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства в России и зарубежных странах

Сравнительный анализ теоретических аспектов социальной работы в Белорусской православной церкви и в системе государственного социального обслуживания населения Беларуси

К вопросу о способах организации процесса интеграции профессиональных и гуманитарных знаний у студентов юридических вузов

Технология критического мышления в практике преподавания бурятского языка и литературы

Проблемы формирования нравственной культуры обучающихся в военных вузах

Теоретические основы использования криминалистических знаний в арбитражном процессе

К вопросу о модернизации системы физического воспитания в школах РФ

Проблемы правовой регламентации гражданско-правовых отношений по охране и использованию животных в России

Функции и феноменология управления в системе педагогического знания

Похожие статьи

К вопросу о наставничестве в системе здравоохранения Республики Казахстан

Сравнительно-правовой анализ становления и развития института обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства в России и зарубежных странах

Сравнительный анализ теоретических аспектов социальной работы в Белорусской православной церкви и в системе государственного социального обслуживания населения Беларуси

К вопросу о способах организации процесса интеграции профессиональных и гуманитарных знаний у студентов юридических вузов

Технология критического мышления в практике преподавания бурятского языка и литературы

Проблемы формирования нравственной культуры обучающихся в военных вузах

Теоретические основы использования криминалистических знаний в арбитражном процессе

К вопросу о модернизации системы физического воспитания в школах РФ

Проблемы правовой регламентации гражданско-правовых отношений по охране и использованию животных в России

Функции и феноменология управления в системе педагогического знания

Задать вопрос