Авторы раскрывают в статье зарубежные подходы правового регулирования работы уголовно-исполнительной системы.
Ключевые слова: пенитенциарная система, учреждения исполнения наказаний, уголовно-исполнительное законодательство зарубежных стран.
Пенитенциарная система занимает определенное место в экономической и социальной структурах своих стран в зависимости от социального устройства и уровня развития. Как показывает опыт многих стран, эволюция и тенденции развития пенитенциарной системы были в основном следствием их стремление обеспечить эффективное противодействие преступности [1, с. 134].
Сегодня основными международными нормативными актами, регламентирующими деятельность учреждений исполнения наказаний и обращения с осужденными являются Европейские тюремные правила, разработанные Советом Европы, и Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые Советом ООН (далее — Минимальные стандартные правила).
Со времени своего принятия Минимальные стандартные правила признаны исходным документом для формирования политики в сфере исполнения наказаний законодательными органами, судами и пенитенциарными организациями. Минимальные стандартные правила благодаря международному признанию стали незаменимым источником при толковании международной конвенции о защите прав человека и требуют признания как основной составной части международного законодательства по вопросам защиты прав человека. Несмотря на довольно распространенное понятие «система исполнения наказаний», до настоящего времени не существует общепринятого его определения. Но в научной литературе используется такой термин, как «прогрессивная система исполнения наказаний», под которой понимается особый порядок отбывания наказания в виде лишения свободы [2, с. 46].
В разные периоды времени в зарубежных странах особое внимание уделялось таким категориям, как преступление и наказание.
Соединенные Штаты Америки внесли значительный вклад в развитие мировой пенитенциарной идеи и системы. Пенитенциарная система США состоит из тюрем, которые подразделяются на: федеральные, тюрьмы штатов и местные муниципальные или окружные. Деятельность федеральных тюрем регламентируется специальным законодательством: нормами раздела «Тюрьма и заключенные», главой XVII «Кодифицированного уголовного и уголовно-процессуального законодательства».
Пенитенциарная система Великобритании включает местные (отбывают наказание осужденные той местности, где они проживали до ареста и осуждены на незначительный срок) и центральные тюрьмы. Деятельность пенитенциарных учреждений Великобритании регламентируется совокупностью прецедентов, норм уголовного, уголовно-процессуального и пенитенциарного права, специальным законом «О тюрьмах» от 1952 г. и законами «Об уголовном праве», «О полиции и доказательствах по уголовным делам» от 1984 г., «Об уголовной юстиции». В тюрьмах Великобритании поддерживается строгий порядок и жесткие меры безопасности. [2, с. 61].
В отличие от Великобритании, во Франции историческим источником уголовных, уголовно-процессуальных и пенитенциарных норм является кодифицированный закон и подзаконные акты. Пенитенциарная система Франции регламентируется нормами Уголовно-процессуального кодекса 1958 года с изменениями и дополнениями, внесенными законом от 11 июля 1975 года. Управление пенитенциарными учреждениями осуществляется Министерством юстиции.
Пенитенциарные учреждения Германии регулируются Федеральным уголовным кодексом и специальным законом — Законом «Об исполнении наказания в виде лишения свободы и меры исправления и безопасности, выражающиеся в лишении свободы». [3, с. 242]. Большое значение придается исполнению в тюрьмах религиозных обрядов, на которые не существует ограничений. Для поддержания соответствующего режима содержания предусмотрена система мер дисциплинарного воздействия на осужденных, мер поощрения, специальных мер безопасности. Организуется также профессиональное и общеобразовательное обучение, медицинское обслуживание. В тюрьмах Германии достаточно четко функционирует система социальной реабилитации осужденных, много внимания уделяется процессу социальной адаптации освобожденных от отбывания наказания [4, с. 34].
Не менее интересной является тюремная система Словацкой Республики, которая называется «Корпус охраны пенитенциарных учреждений и органов правосудия Словацкой Республики». Корпус является вооруженным формированием, на которое возложена задача по организации исполнения наказаний, арестов, охраны объектов пенитенциарного корпуса, обеспечение охраны порядка в органах правосудия. В состав пенитенциарного корпуса входят Генеральный директорат, учреждения содержания под стражей, учреждения по делам исполнения наказаний, учреждения по делам исполнения наказаний для несовершеннолетних, лечебное учреждение для обвиняемых и осужденных. Генеральный директорат осуществляет контроль за деятельностью пенитенциарных учреждений и подчиняется Министерству юстиции Словацкой Республики [5]. Для работы персонал пенитенциарного корпуса сначала проходит адаптационный период, затем базовую подготовку и последний период это подготовка персонала для получения соответствующей профессиональной квалификации.
Во второй половине XIX века в Японии было создано уголовное и пенитенциарное законодательство западного образца.
Правовую базу, регламентирующую применение уголовных наказаний, составляет совокупность законодательных актов: Уголовный кодекс от 1907 отдельных положений Уголовного кодекса, Закона «О тюрьмах» от 1908 г., Закона «О предупреждении преступлений и реабилитации преступников» от 1949 г., закона «О постпенетенциарной опеке над лицами, что освобождаются» от 1950 г., Закона «Об исправительных учреждениях для несовершеннолетних» от 1958 г.
Основными принципами, которыми руководствуются демократические государства мира при осуществлении уголовно-исполнительной политики, являются принципы гуманности, уважения человеческого достоинства, социальной направленности и эффективности управления [5]. Они придают системе исполнения наказаний все необходимые атрибуты этической социальной организации, положительно сказывается на уровне содержания осужденных, поддержание статуса персонала и оправдания ожиданий цивилизованного общества о необходимости надлежащего функционирования пенитенциарных учреждений.
Сегодня пенитенциарные системы зарубежных стран на первое место ставят персонал. Соответственно, требуется большая координация, персонал должен лучше понимать цель исправительного воздействия заключенных и свою роль в этом процессе. Подбор работников, их обучение и достижение ими тех высоких стандартов, которым должен соответствовать персонал пенитенциарных служб, является первоочередной задачей пенитенциарной администрации.
Литература:
- Багреева Е. Г. Об организации пенитенциарных систем в международной практике // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2012. № 5.
- Ковалев О. Г., Шереметьева М. В. Пенитенциарная система США: особенности организации и современные тенденции // Уголовноисполнительная система: право, экономика, управление. 2013. № 4.
- Гулина О. Р. Пенитенциарная система Федеративной Республики Германия в современных условиях // Российский юридический журнал. 2012. № 4.
- Куркина И. Н. Международная практика исполнения уголовных наказаний // Уголовная и уголовно-исполнительная политика на современном этапе развития общества и государства: отечественный и зарубежный опыт: материалы междунар. науч.-практ. конф., 2013.
- Петерс Диана Огняновна Международная практика пенитенциарных систем // Отечественная юриспруденция. 2018. № 1 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnaya-praktika-penitentsiarnyh-sistem (дата обращения: 09.12.2020).